Программа «спасения Байкала», предлагаемая клубом «Байкальские стратегии», приведет лишь к резкому усилению экологического кризиса Священного Моря, в перспективе – к гибели крупнейшего на планете запаса чистейшей питьевой воды.
Всё, происходящее на Байкале, свидетельствует об отсутствии единой государственной стратегии по отношению к этому уникальному природному объекту. Постоянно говорят о необходимости «соблюдения баланса интересов экологии и экономики», в реальной жизни видим огромный дисбаланс в ущерб «экологии».
Поэтому стоит обратить внимание на появившийся в конце 2019 года доклад «Байкал как ловушка для мировых процессов» иркутского интеллектуального клуба «Байкальские стратегии». С некоторыми его высказываниями трудно не согласится. Например, «Российское государство так и не сформировало цивилизованного отношения к Сибири и народам ее населяющим.» Про Байкальский регион: «При огромных природных богатствах, наличии уникального планетарного объекта, накопленные экологические и социальные проблемы превратили регион в унылую территорию, с которой хочет сбежать большая часть сильных, интеллектуальных и деятельных людей.»
Вспомнили «Их хориг» — «Великий запрет» Чингисхана, согласно которому земли вокруг Байкала были объявлены сакральной заповедной зоной — здесь вводился запрет на обработку земли, строительство городов, не разрешались массовая охота и рубка деревьев.» «Сегодня у нас есть шанс отдать должное опыту и мудрости наших предков, развивая природоподобные технологии, сокращая неразумное потребление, создавая новую экономику знаний. Такая «детоксикация» человечества может стать началом процесса переосмысления отношения не только к природе и окружающему нас миру, но и к будущему самого человека.»
Однако дальнейший текст доклада говорит о том, что сами авторы таковую «детоксикацию» не прошли. «Великий запрет» упомянули - и предлагают резко увеличить количество и масштаб его нарушений!
«Пространство вокруг озера, его виды и красоты могут стать местом творческих экспериментов, исследований, научных поисков и духовных практик. Необходимо создать множество разнообразных сервисов, продуктов и технологий, связанных с Байкалом, которые будут востребованы по всему миру. Это множество можно построить на стыках Байкала в широком смысле слова по следующим стратегическим направлениям:
1. Байкал — наука и образование,
2. Байкал — биотехнологии и здоровье,
3. Байкал — цифровая экономика,
4. Байкал — урбанистика.»
Если кратко, то «притягательная сила озера и уникальная рекреация» позволяют привлекать сюда: студентов (международные образовательные центры, см. п.1), желающих лечиться (п. 2), так называемых «цифровых кочевников» (п.3). По четвертому пункту: «необходимо научиться экспортировать высокотехнологичную эколого-ориентированную среду проживания как на побережье, так и в ближайших городах, обеспечивая внешний спрос на эту среду и ее окупаемость». Должен заметить, что в настоящее время «экспортировать» по этой статье нам нечего. Имеющаяся «среда проживания» вызывает лишь дрожь и оторопь у гостей из «цивильных» стран.
В разделе «Кто должен отвечать за Байкал» упомянута федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012—2020 годы», но умалчивается то обстоятельство, что «львиная» доля её финансирования идет на проекты «социально-экономического развития», нередко наносящие невосполнимый ущерб Байкалу. Напомню о строительстве ЛЭП на о. Ольхон (проведено в рамках этой ФЦП за предыдущий период), спровоцировавшем рост турпотока, строительный бум, скачок цен на землю и как следствие – удар по дикой природе острова, масштабный экологический кризис в районе байкальского пролива Малое Море.
«Перед страной и регионом стоят вызовы, требующие в первую очередь от региональных элит найти способ такого использования ресурсов Байкала, который позволит сохранить его уникальный статус мирового наследия и при этом обеспечит будущее развитие экономики региона.» (стр. 16).
Надо сказать, что именно «региональные элиты» (муниципального, районного и областного уровней) осуществили широкомасштабную распродажу байкальских берегов и их застройку. Наиболее полно и точно этот процесс описан в недавно защищенной диссертации М.В. Роговой «Экономико-географическая дифференциация земельного рынка Байкальского региона» (глава «Специфика формирования земельного рынка на локальном (поселенческом) уровне (на примере Центральной Экологической ЗоныБайкальской природной территории»).
Элиты» являются главными байкальскими землевладельцами и поэтому очень заинтересованы в росте цен на свои участки. Факторы, ведущие к этому росту – ослабление природоохранных ограничений и увеличение турпотока. Вот в этих двух направлениях особенно активно работают «региональные элиты». Именно их неустанный труд и является сейчас главной угрозой для сохранения Байкала в статусе участка Всемирного природного наследия.
«На данный момент Байкал является пусть и не единственным, но наиболее очевидным, «бесконечным» по потенциалу источником для диверсификации развития экономики региона» (стр. 17). О какой «бесконечности» идет речь? Судя по предшествующему тексту Байкалу отводилась роль стройплощадки. А этот «потенциал» очень даже конечен.
В докладе предлагается ряд возможных направлений развития экономики Байкала, «которые не нанесут ущерб его экологии» (стр. 19): высоко маржинальный туризм, «биотехнологический и биомедицинский кластер», экотехнологии («Байкал может стать полигоном по разработке, применению и дальнейшему тиражированию передовых экотехнологий — от очистки воды до «зеленой» энергетики»), наука и высшее образование.
Во всех этих направлениях Байкал играет роль стройплощадки. Для «инфраструктуры» туризма, для предприятий биомедицинских и экотехнологических, ну и для мест проживания «цифровых кочевников», студентов, приехавших лечиться и пр. и пр. И как следствие, получает резкий рост объемов загрязнения!
Мнение крупнейшего научного авторитета – д.б.н. Олега Тимошкина (Лимнологический институт СО РАН): «в прибрежной зоне Байкала развивается крупномасштабный экологический кризис, прежде всего обусловленный бездумным антропогенным воздействием. Регулярные наблюдения и собранные научные данные не оставляют сомнений в том, что кризисные явления прогрессируют....Единственно правильным решением на государственном уровне является разработка научных рекомендаций для полного поэтапного прекращения сброса любых стоков в озеро.»
Исходя из вышесказанного - увеличение источников загрязнения Байкала недопустимо! Но именно резкий (по сути – многократный) рост числа объектов – источников сточных вод – является неизбежным следствием предложений доклада.
Байкал следует считать объектом для сохранения, а не «развития»! Т.е. фактически, следует возродить упомянутый выше «Великий Запрет». Иначе мы быстро и безвозвратно потеряем Колодец Планеты.
Но вернемся к докладу, в нем ещё много интересного.
«Необходимый (для реализации предложенного) объем ресурсов можно привлечь за счет частных инвестиций. Но для этого Байкал должен стать привлекательным для инвесторов, что потребует продуманной стратегии развития экономики озера, планомерной работы по исправлению нормативно-правовой базы и соблюдения примата идеи сохранения озера как уникального природного объекта.» «Искать баланс между экологией озера, хозяйственной деятельностью на его побережье и интересами местных жителей придется региональным элитам.... Никто, кроме региональных элит прибайкальских регионов, не будет заниматься поиском путей рачительного использования потенциала озера и сохранения его экологии.» (стр. 18).
Первая из «первоочередных задач» - «исправление нормативно-правовой базы.» Существующая «ведет к деградации экологии Байкала и препятствует привлечению цивилизованных инвесторов» (21 стр.). Стало быть, необходимо ослабить природоохранные запреты (и прибегут «инвесторы»), дать больше власти «местным элитам». Усилия, которых (а вовсе не издержки законов) уже привели к полномасштабному экологическому кризису на Байкале. Ну а рост цен на землю можно будет рассматривать как «сопутствующий" бонус.
На мой взгляд, общий посыл доклада вполне очевиден. Его наиболее вероятные заказчики – вышеупомянутые «региональные элиты». Именно их интересами пронизан весь текст, для приличия прикрытый экологическим камуфляжем.
Представляю реакцию на эту статью. «Экофашист», «палач местного населения» и т.п. Я никогда не озвучивал бредовых идей о выселении с Байкала местных жителей, но против стремительного разрастания (подобного раковым опухолям) площади поселений. Оно происходит не за счет повышения рождаемости старожилов, а в результате миграции«активных» граждан, желающих заработать на туристической эксплуатации Байкала.
Необходимо относиться к Байкалу именно как к Колодцу Планеты, стратегическому запасу воды, ценность которого растет с каждым годом. Продажа значительных объемов питьевой воды вполне допустима. Но не – иностранными фирмами или офшорными конторами, чья прибыль уходит за рубеж. Разумное (не хищническое) рыболовство. Традиционное сельское хозяйство. Заготовка древесины – за пределами Центральной Экологической Зоны. Ну и туризм. Но не массовый, без огромный туристических комплексов, именно экологический («маржинальная» его составляющая вполне возможна). Предпочтительны семейные гостиницы, которые сейчас активно вытесняются крупными турбазами и гостиницами.
Да, все это не слишком прибыльно, приобретений заграничной недвижимости не сулит. Зато – не губит Священное Море. В отличие от деятельности нынешних наиболее успешных представителей байкальского турбизнеса, которые заграничной недвижимостью уже обзавелись.
Напоследок, еще один интересный момент: «Очевидно, что на первый план выходит не идея сохранения уникальной природы Байкала, а идея ее восстановления.». Эх, темнота! Если не удастся Байкал сохранить в ненарушенном виде, то про его «восстановление» не стоит и заикаться.
Цитирую Олега Тимошкина: «Оказалось, что загрязнить озеро дешево и просто, а вот вернуть его экосистему в первоначальное состояние практически невозможно. Ни за какие деньги. Очистить, потратив колоссальные средства, удается только водную толщу, а вот донные сообщества животных и растений, как правило, меняются необратимо. Такова ситуация в озере Мичиган (США), Женевском (Швейцария-Франция) и многих других. Если рассуждать о Байкале и невероятном количестве эндемиков, населяющих Озеро, то так и хочется воскликнуть: «Да не будет!». Ведь вымирание даже одного эндемичного вида является невосполнимой потерей для науки, для экосистемы. А в Байкале обитают более 2000 эндемиков – такого их количества нет ни в одном другом озере мира!»
Но если клуб «Байкальские Стратегии» действительно хочет возвращать долг природе, восстанавливать нарушенное, то пусть передислоцирует предложения доклада с Байкала на Братское водохранилище. Водоем с огромным уровнем промышленного и бытового загрязнения, возникший на месте Ангары - самой чистой из крупных рек мира. Вот где огромное поле для восстановления! Здесь очень востребованы экотехнологии, особенно по очистке вод. Замечательный полигон для таких работ. И достаточно места для размещения соответствующих объектов, без причинения ущерба особо ценным природным участкам. Это касается и мест для проживания «цифровых кочевников», прочих категорий небедных господ, которые предлагаете заманивать на Байкал.
В верхней части Братского водохранилища.
И ведь в этом варианте есть много реальных плюсов! Цены на земельные участки намного ниже. Более благоприятный климат, не столь жесткий, как на Байкале, теплый сезон значительно продолжительней. Особенно удобно размещение в верхней части водохранилища, скажем от Ангарска и до Осинского залива. Все это - сравнительно недалеко от Иркутска. И на Байкал отсюда можно ездить, когда вздумается. Любуйтесь им, впитывайте энергию в местах силы, но только не участвуйте в убийственной застройке!
Эх, я и сам с удовольствием помедитировал бы на Байкале в приятной компании...