В РФ 11 видов животных признаны исчезнувшими, но это лишь начало…
В Минприроде признали исчезновение на территории РФ 11 видов диких животных. Лошадь Пржевальского, тюлень-монах, кулан, атлантический осетр, аборигенная популяция балтийского осетра, красноногий ибис, чернобрюхий глухарь, овсянка Янковского и еще несколько видов объявлены исчезнувшими. И это «не вопли безумных экологов». Так написано в отчёте о ежегодном мониторинге Минприроды. Что можно понимать просто, что редкость наблюдаемых в дикой природе России имеет нулевой показатель.
Впрочем, стоит уточнить, что природоохранное ведомство использует оборот «вероятно, исчезнувшие». «Вероятно» в данном случае означает, что при проведении длительного мониторинга не удалось зафиксировать ни одной особи, но отдельные особи могут сохраниться в малодоступных местах».
История знает несколько примеров, когда животное — золотистый или сирийский хомячок или нелетающая птица такахе — были объявлено исчезнувшим с лица Земли, однако затем были вновь обнаружены.
Увы, деятельность по охране природы у нас уже давно в глубочайшем кризисе. Это в полной мере касается и сохранения редких видов. Очень показательна история с федеральной Красной книгой. Она должна пересматриваться и переиздаваться раз в 10 лет. Но в реальности этот промежуток составил 20 лет.
Миноги, рыбы, амфибии и рептилии:
Птицы. В новый список 29 видов попало впервые.
Млекопитающие. 14 видов попало в Красную книгу впервые.
Для этого был кардинально изменен состав «краснокнижной» комиссии. Ученых заменили чиновниками и бизнесменами. В итоге целый ряд видов, нуждающихся в охране, так и остались в статусе «охотничьих».
Но этого мало. В 2020 г. Минприроды внесло изменения в порядок ведения Красной книги. Изменения в законодательство об охоте и охране животного мира вступили в силу с 1 августа.
По новым правилам игры заносить в Красную книгу или исключать из неё редких животных будут на основании данных государственного мониторинга и опубликованных научных данных или научных оценок численности.
Прежде вопрос о внесении животных в Красную книгу и исключении из неё порой решали субъективно — точное количество не известно, и учитывалось только мнение людей, которые занимаются тем или иным видом животных, считает один из авторов закона, депутат Госдумы от «Единой России» Владислав Резник. «Это напоминает тыканье пальцем в небо. Поэтому, чтобы точно понимать, исключить из Красной книги таксон или включить его, нам нужно вести мониторинг численности», — сказал он «Парламентской газете». Деньги на мониторинг должно выделять Минприроды.
По новым правилам, если в Красную книгу захотят включить зверя или птицу, на которых разрешено охотиться, должны обязательно учитывать естественные колебания численности популяции и указать границы обитания животного. На естественные колебания количества особей влияет много факторов. Например, численность косуль падает, когда зима очень снежная и им трудно достать корм из-под сугробов, но это не значит, что популяция не восстановится естественным образом, сказал Резник. Важно указывать и границы ареала, добавил он.
Для примера депутат привел историю: «Например, была история с пятнистым оленем. Одна из популяций была отнесена к редким, внесена в перечень краснокнижных, но границы не были точно указаны. И когда оленя добывали в другом месте, достаточно часто возникали уголовные дела, хотя обитающая там популяция не являлась краснокнижной».
Каждое изменение правил формирования Красной книгой надо обсуждать с экспертным сообществом, учёными и общественностью, подчеркнул еще один депутат Госдумы Владимир Бурматов: «У меня позиция простая. Я считаю недопустимым ослабление контроля за популяцией краснокнижных животных, вольное или невольное создание условий для злоупотреблений. Надо исходить из приоритета задачи сохранения численности редких видов животных, а не какой-то бы то ни было хозяйственной деятельности. Будем внимательно смотреть, что происходит с Красной книгой, и, если потребуется какая-то реакция, будем реагировать».
Множество правильных, но пустопорожних слов привели к закономерному результату. Максимально усложнился процесс включение в Красную книгу охотничьих видов.
Впрочем, теперь даже и для «неохотничьих» необходимы данные «государственного мониторинга». Хотя даже в отношении подавляющего большинства редких видов такового мониторинга нет и в обозримом будущем ждать его появления не приходится. Разве что в виде имитации.
Впрочем, почти всю государственную деятельность по сохранению биоразнообразия можно смело именовать имитацией. К примеру, Минприроды осуществляет федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». В котором слиты воедино два совершенно разных вида деятельности, во многом противоречащих друг другу. Не приходится сомневаться, что возникающие конфликты интересов решаются, как правило, в ущерб сохранению биоразнообразия, но на благо туризма.
Одно из направлений этого проекта – развитие экотуризма на федеральных ООПТ. Имеет номер 4, но по значимости – первое. Финансируется из федерального бюджета. При том что специальная охрана подавляющего большинства редких видов такого финансирования не имеет. В рамках проекта для них ищут бизнесменов-благотворителей.
Благодаря такому подходу, для ООПТ главным показателем работы, который проверяют, за который спрашивают, стало количество посетителей. Громко именуемых экотуристами.
Свежая новость – к закону об ООПТ готовятся поправки, которые «узаконят отношения ООПТ и бизнеса».
Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило поправки в ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», которые касаются взаимоотношений резерватов с бизнесом. Об этом на сессии "Развитие особо охраняемых природных территорий и роль КСО в устойчивом развитии и сохранении уникальной природы Дальнего Востока" Восточного экономического форума рассказала директор департамента государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий Минприроды РФ Ирина Маканова.
Закон был принят в 1995 году и к настоящему моменту возникла необходимость его «переформатирования». Поправки уже подготовлены и на весенней сессии были приняты Госдумой в первом чтении.
Новым в документе станет механизм взаимодействия государства и бизнеса, который, по словам Макановой, станет прозрачным, открытым, понятным всем: «Вводится процедура заключения соглашений об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках. При этом прописываются четкие ограничения и запреты на осуществление подобной деятельности в заповедниках. Заповедники остаются особо охраняемыми природными территориями с высоким охранным статусом. Они созданы исключительно для целей сохранения природных комплексов».
Кроме того, в законопроекте появляется понятие «плана рекреационной деятельности» для нацпарков. Он будет рассчитываться на десять лет, а утверждаться Минприроды РФ.
Еще одно изменение касается предоставления земельных участков под рекреационную деятельность. Сейчас полномочия по их предоставлению находятся у Росимущества: «Росимущество от этих территорий далеко, оно подходит к процессу формально. Торги - кто пришел, кто дал больше денег, тот выиграл. Мы хотим проводить торги на право заключения соглашения об инвестиционной деятельности, в которой инвестор принимает на себя все обязательства, в том числе по охране окружающей среды, и самое главное - по сфере компенсационных мероприятий. Потому что вред или, скажем, воздействие на окружающую среду так или иначе все равно будет. А земельный участок для осуществления рекреационной деятельности предоставляется без проведения торгов».
По ее словам, такой подход согласовали федеральные органы власти - Росреестр, Росимущество, Минэкономразвития, Минфин. Маканова надеется, что во втором и третьем чтениях поправки будут приняты.
Коммерциализация деятельности ООПТ все расширяется, разумеется, в ущерб охране природы (а иначе этот процесс и не может развиваться). Поправки вводят процедуру заключения соглашений об осуществлении рекреационной деятельности в национальных парках. Прописывается и процедура предоставления участков нац. парков «под рекреационную деятельность». Конец дикой природе на упомянутых участках и в их окрестностях…
Наверняка эти изменения послужат на благо бизнесу. Вполне возможно – свяжут руки природоохранным прокуратурам, которые сейчас еще пытаются препятствовать хотя бы некоторым «совместным инициативам» заповедных начальников и бизнеса по застройке ценных природных территорий.
Бедные национальные парки. Они создавались там, где заповедники организовать было невозможно, брали под свою охрану местообитания множества редких видов, некоторые из которых в заповедниках или отсутствуют вовсе или очень редки. Теперь главная задача нац. парков – «рекреация». Выполняемая «на костях» дикой природы. Ситуация с охраной биоразнообразия, и особенно – редких видов, неизбежно будет ухудшаться.
Виталий Рябцев