О коренной перестройке дела охраны природы в Башкирии. Я юрист-эколог с 40 летним стажем природоохранной работы и одно из направлений моей профессиональной деятельности - управление природопользованием и экологической безопасностью на федеральном, региональном и местном уровнях.
Поводом для этой публикации послужило проведенное на днях заседание Правительства России с обсуждение экологических проблем и возник вопрос - доходит ли федеральная экологическая политика до российских регионов. Сравним. На федеральном уровне проводилось историческое и революционное рассмотрение экологических проблем на заседании Государственного Совета России, в 2016 году, утверждена Стратегия экологической безопасности РФ в 2017 году, совершенствуются законы, издаются указы и постановления, тема экологии постоянно в поле зрения президента РФ.
На уровне Республики Башкортостан отсутствует какой-либо концептуальный нормативный документ по экологической политике, слабое регионального законодательства и еще более слабое правоприменение, отсутствие хоть какой-то политической воли в решении природоохранных проблем. Нерациональное природопользование не позволяет развивать экономику и привлекать инвестиции.
Органы местного самоуправления уже много лет вообще не занимаются основными проблемами в этой сфере, не имеют соответствующих программ и планов. При достаточно мощном Министерстве природопользования и экологии РБ республика имеет крайне неэффективную работу Южно-Уральского управления Росприроднадзора и отсутствие координации в рациональном использовании природных ресурсов и природоохранной деятельности со стороны правительства республики. Результат - экологические проблемы накапливаются, в республике идет рост экологически обусловленной заболеваемости населения и появилась проблема экологических беженцев из "прохимиченных" городов.
Что предлагаем?
- поднять статус министра природопользования и экологии РБ до уровня заместителя премьер-министра РБ;
- разработать и утвердить Стратегию экологической безопасности РБ с соответствующим планом мероприятий;
- передать региональным законом часть функций по региональному экологическом у надзору органам местного самоуправления;
- упразднить бездействующий Общественный экологический совет РБ и сформировать координационный межведомственный совет при Главе РБ, имеющий экспертные функции;
- провести 3-й республиканский съезд экологических предпринимателей.
И ЭТО ТОЛЬКО ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В НЕОБХОДИМОЙ РЕФОРМЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ.