В России произошли важные перемены

Компания Сегежа Групп1 и Лесной попечительский совет2 провели Конференцию «Экология и формирование культуры ответственного потребления в России. Собрались известные экологи, представители крупного бизнеса и государства, были доклады и обсуждения. Но суть конференции оказалась глубже обозначенной темы.

Казалось бы, что такие понятия как энтузиазм, порядочность, ответственность перед обществом и людьми – это давно уже факультет ненужных вещей. Однако выясняется, что люди есть люди, ничто человеческое, чем награждает Господь, им не чуждо даже в такой конкурентной среде, как капитализм и одна из его стадий – рыночная экономика. Совесть, душа, переживание за других, а еще желание понять, соответствуют ли твои деяния, труды благу для природы, планеты, человека, или они враждебны им, – все это, оказывается, трогает людей и сейчас. В современном же мире от направления синергии всех членов общества – зависит многое, если не все.

В России произошли важные перемены - фото 1


И тут вырисовывается несколько иная философия, чем та, к которой мы привыкли: ранее говорилось, что существует экономический базис и политическая надстройка, но теперь надо признать, что такая схема не определяет жизни, ибо в нее не вписывается человеческий фактор. И если эта важная деталь не обозначалась в прежние века, потому что влияние разума было не столь впечатляющим, как экономическое, поддержанное политикой, и при рассмотрении картины существующего строя можно было избегать ее (детали), то в XXI веке – было бы глупо, если желаешь разобраться в происходящем. Впрочем, речь не столько о разуме, вернее, интеллекте в целом, сколько о тех его глубинах, где таится метафизическое побуждение человека к божественному стремлению спасти мир и все живое в нем. А сейчас как никогда этот вопрос актуален.

В России произошли важные перемены - фото 2

И все это с такой ясностью проявилось на организованной Сенежа Групп и Лесным попечительским советом конференции под названием: «Экология и формирование культуры ответственного потребления».
Странная тема для предпринимателей, которые вроде бы все имеют (см. справку), а в сфере интересов делового человека, если следовать логике бизнеса, – значение имеет только выгода. Еще необычней то, что она рассматривалась не формально, а с какой-то особенной чувствительностью.
Конференция прошла в две сессии. На первой обсуждали тему «Лес – важнейший экологический и социально-экономический ресурс», а также роль государства, СМИ и НКО в формировании Зеленого рынка России.
На второй сессии рассматривалась уже роль бизнеса в создании Зеленого рынка. Затем обсудили экосертифицирование товаров как масштабное направление, необходимое для России. Говорили и о современной упаковке. Также уделили внимание развитию многоэтажного строительства из древесины. И все это были любопытнейшие доклады и обсуждения.
Однако не рассказы о количестве и качестве изделий, о новизне их и о структуре организации труда определили впечатление о конференции, которая, впрочем, прошла на высоком уровне, и выказала много ума, знаний спикеров и участников ее и была сама по себе очень познавательной и полезной. Важно как раз то, что не сразу бросалось, но незримо присутствовало в зале. Это направленность духа самого бизнес-сообщества.

В России произошли важные перемены - фото 3

Если раньше к решению актуальных проблем правительство принуждало предпринимателей, то сейчас они сами берутся за дело. Государство же, которое как локомотив должно идти впереди и тянуть за собой все общество к развитию, причем во всех сферах, сильно стало отставать от жизни и не удовлетворяет росту движения общества в будущее. И это печально. На конференции говорилось много о том, что на западе существуют законы, обязующие бизнес пошевеливаться в своем развитии, чтобы соответствовать новым правилам работы на экологической основе. У нас же ничего такого нет, как нет и поощрения для предпринимателей, отличающихся в прогрессивности. Например, даже в критериях госзакупок нет пункта об экологичности товаров. И потому компании, не вступившие на новый путь, имеют больше выгод, чем те, которые вкладывают средства в свое производство, чтобы оно не наносило вред экологии, и притом продукция его получалась для человека полезней. Такая несправедливость все же не остановила прогрессивные компании. Почему? Дело тут не в доходах и расходах, и конечно не в давлении закона или государства (в этом смысле), которых нет.
Решительность бизнеса в стремлении соответствовать новейшим стандартам была видна в выступлениях Р. Приходько – директора по продажам бумажной упаковки Сегежа Групп, Д. Руденко – вице-президента, руководителя дивизиона домостроения, ООО ДУК «Сегеда Групп», Д. Кольчугина – руководителя по внешним коммуникациям, Комплекса корпоративных коммуникаций ПАО АФК «Система», И. Бахтиной – вице-президента по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever и др.
И вот уже люди, которые зарабатывают большие деньги, используя природное сырье, начинают задумываться, правильно ли они делают, когда своей деятельностью наносят ущерб природе, а с этим и человеку, живущему в ней. Они ищут способ возобновить то, что было принесено в жертву цивилизации, бизнесу. И находят, приводят в баланс, и даже делают все возможное для того, чтобы свести этот баланс в пользу восстановления и приращения утраченного. Но раньше мы такого за бизнесом не замечали. Мы знали о меценатстве, но это совершенно другое явление.

В России произошли важные перемены - фото 4

Возник новый класс в социуме страны, состоящий из современных предпринимателей, занятых в крупном, среднем, малом бизнесе. Это уже не хищники, появившиеся в конце восьмидесятых, утверждавшиеся в девяностых, укреплявшиеся в нулевых и еще не сошедшие с арены политико-экономического театра действий. На смену им уже приходят люди ответственные, думающие о сегодняшнем положении и о возможном завтрашнем, и которые больше не желают обретать побольше жизненного пространства любой ценой, как это делали их предшественники.
Вот почему можно говорить, что в России что-то меняется к лучшему. Вот почему есть основания отмечать появление в России новой тенденции в философии общественного мнения, устремленного на действительное, а не мнимое развитие.
При этом у России свой путь даже в этом, казалось, вненациональном поэтапном движении развития, перехода от одной стадии к другой. Если на западе ответственности способствовали запрещающие то одно, то другое законы, то у нас, поскольку их нет (законы у нас всегда запаздывают), все происходит добровольно, за счет энтузиазма, порядочности отдельных людей, их индивидуальной душевности, почти религиозной любви к миру, природе, людям. Это как раз те нюансы, произрастающие глубинной культуры российского сознания, о которых писал Достоевский, и которые оказались более созидательны, чем могло показаться. Считалось, что достоевщина – это нытье над бедами, болезненное самокопание, нездоровая психика и прочее, – так по крайней мере аттестовали гений литературы и философии современные общественные лжеораторы, умышленно или по скудоумию. Литература, конечно, не жизнь. В народе говорят: сказка ложь... – но затем добавляют: но в ней намек. Так и здесь. Главное, что открыл Достоевский – так это то, что человек в глубоком своем естестве все же остается ориентированным на нравственные заповеди, как бы он сам себя не обманывал, когда искал путь богоборчества. Заметим, что в основных мировых религиях ценности совпадают.
Порядочность – она тоже, как заповедь, о которой говорилось выше, теплится в человеке, независимо от его социального и финансового положения, вероисповедания. Различие только в том, захочет ли человек прислушаться к себе, к настоящему, а не к себе поддавшемуся соблазнам и лени ума, и живущему, словно в пьяном угаре, в заботах загрести побольше активов.

В России произошли важные перемены - фото 5

Очевидно, пришло время, когда людям надоели провозглашенные какой-то шантрапой человечества правила и нормы жизни. Все эти «живи собой», «наслаждайся», «получай удовольствия» не соответствуют такому высокоорганизованному существу, какое представляет собой человек, вошедший в зрелость своего развития, и понимаемый среди всех видов живой природы как «homo sapiens».
Вот почему это новый класс в нашем обществе, к тому же возможный только в России, с ее добрыми традициями и внутренними устремлениями, описанными у Достоевского.
К таким людям прислушивается и общество, оно им доверяет и верит, что на этот раз их не дурачат. Две стороны готовы идти навстречу другу.
Вот и Александр Воропаев – руководитель проектов по лесу и торговле WWF, в своем докладе на конференции упомянул об опросе граждан России, который показал, что люди готовы платить за продукцию дороже, если она будет отвечать новым запросам времени – будет экологичной. То есть они поддержат производителей рублем, если те покажут свою прогрессивность и заботу о природе и человеке.
Стоит отметить, что такая доверительная связь между бизнесом и обществом в России необходима. Это как раз то условие, которого не хватало на протяжении двух с половиной десятков лет (и более), то согласие в обществе (по которому наши люди соскучились), примирение, которое способно обновить общество, сделать справедливым, а жизнь мирной и созидательной. Главное, чтоб процесс не спугнуть неловкими движениями внутренних и внешних политиков.

В России произошли важные перемены - фото 6

После сессии конференция продолжилась Круглым столом. Обсуждали упаковки из бумаги и полиэтилена: какая из них приносит меньше вреда окружающей среде, и за которой из них будущее. Модерировал его Томас Верасто – независимый член СД Сегежа Групп НЛМК, Агрохолдин «Степь». Разговор был откровенным, обоснование точек зрения убедительным с каждой из сторон. Приводились примеры. Споры стали жаркими, однако проходили в дружеской обстановке. Томас Верасто даже высказал удивление, что все проходило не на повышенных тонах, как это он замечал в дебатах на российском телевидении, а в духе уважения и внимания друг к другу.
После Круглого стола я спросил у Марии Васильковой – вице-президента по маркетингу Сегежа Групп, довольна ли она, как прошел Круглый стол.
– Да, – ответила она, – он был искренним.
Это была правда.

 

Справка
1. Сегежа Групп (Segezha Group, АФК «Система») – один из крупнейших российских вертикально-интегрированных лесопромышленных холдингов с полным циклом лесозаготовки и глубокой переработки древесины. В состав холдинга входят российские и европейские предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. География представительств Группы охватывает 12 государств. Производственные активы расположены в 8 странах мира и в 6 регионах РФ. Продукция реализуется в 88 странах мира. На предприятиях SG работает 13 тысяч человек. Segezha Group - крупнейший лесопользователь в Европейской части России, общая площадь арендованного лесфонда составляет 6,8 млн га. 96% лесосеки сертифицировано по системе добровольной лесной сертификации FSC. Segezha Group занимает: 1 место в России (52% рынка) и 2 место в Европе (16,3% рынка) по производству бумажных мешков; 1 место в России (71% рынка) и 4 место в мире по производству высококачественной небеленой мешочной бумаги; 5 место в России и 7 место в мире по производству большеформатной березовой фанеры; 1 место в России по производству пиломатериалов и по производству домов из клееного бруса.
2. Лесной попечительский совет (FSC, Forest Stewardship Council®) — независимая некоммерческая организация, учрежденная с целью содействия ответственному лесопользованию по всему миру и предотвращения деградации и уничтожения лесов на планете. Фундаментальные принципы ответственного лесопользования реализуются в управлении лесами по всему миру через систему сертификации FSC. Для этого FSC разработал стандарты ведения лесного хозяйства, а специальная маркировка FSC «дерево с галочкой» позволяет отличить ту продукцию из леса, которая была произведена с учетом экологических и социальных интересов общества.

 

Юрий АНДРИЙЧУК

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить