В России поменяли статус заповедника на Ямале

На днях стало известно, что Заповедник «Гыданский» Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) получил статус национального парка. Соответствующая информация опубликована была на официальном сайте правительства РФ.

В России поменяли статус заповедника на Ямале - фото 1
В документе говорится, что в силу сложившихся обстоятельств на территории «Гыданского» велась деятельность, не соответствующая режиму заповедника, но допустимая в национальном парке.
В его границах проживают коренные малочисленные народы – гыданские ненцы и энцы. Для обеспечения их традиционной хозяйственной деятельности заповедник преобразован в национальный парк, в котором предусмотрена зона традиционного экстенсивного природопользования, в границах которой допускаются рыболовство, охота, сбор ягод и грибов.

В границах теперь уже бывшего заповедника, а ныне национального парка проживают коренные малочисленные народы — гыданские ненцы и энцы.
Чиновники настаивают, что строгий контроль над эксплуатацией земель позволит сохранить заповедные участки. Однако ямальцы этому не верят — статистика говорит о том, что количество инспекторов, контролирующих ООПТ, за последние годы сократилось в разы. Выявлять нарушения и бороться с ними просто некому!
Как предполагает издание, ниточки в этом деле ведут к компании «Новатэк»

Какую благую цель преследует принятое постановление? И какие последствия таит в себе это преобразование – в материале Кристины Шабуниной, опубликованном на сайте ИА ЯмалPRO.

Государственный заповедник «Гыданский» на Ямале лишен своего статуса. В соответствии с постановлением правительства РФ от 10 декабря, данная территория преобразована в национальный парк.

В решении, опубликованном на сайте правительства РФ, говорится о том, что на территории заповедника проживают коренные малочисленные народы – гыданские ненцы и энцы. И благодаря новому статусу в парке появится «зона традиционного экстенсивного природопользования, в границах которой допускаются рыболовство, охота, сбор ягод и грибов». В сообщении также уточняется, что национальный парк будет находиться в ведении Минприроды России.

Губительный закон

Заповедник «Гыданский» расположен на Гыданском полуострове и островах Карского мор и относится к территории Тазовского района Ямала. Вся территория заповедника находится в подзоне арктических тундр. Там встречается белый медведь и атлантический морж, а в прибрежных водах обитают белуха, кольчатая нерпа и лахтак.

Решение о лишении «Гыданского» статуса заповедника было принято на основании поправок в закон «Об особо охраняемых природных территориях», принятых летом 2018 года. Согласно поправкам, заповедник «Гыданский» должен быть преобразован в национальный парк, поскольку на его территории «в силу сложившихся обстоятельств имеет место рекреационная и другая деятельность, не соответствующая режиму заповедника, но допустимая в национальном парке».

В России поменяли статус заповедника на Ямале - фото 2

Ослабление режима особо охраняемых природных территорий (ООПТ) ведется уже давно. Скандальный закон, позволяющий менять статус госзаповедников на нацпарки, был стремительно принят законодателями и утвержден президентом РФ Владимиром Путиным в конце 2013 года. Экологи, неравнодушные россияне и директора ООПТ критически оценили данную инициативу и призывали отказаться от нее. Они заявили, что это делается в интересах определенных групп людей и компаний и назвали изменения «угрозой системе охранных территорий».

По оценке руководителя программы по особо охраняемым природным территориям «Greenpeace» Михаила Крейндлина, ослабление режима охраняемых территорий под эгидой того, что это делается в интересах народа, ставит под сомнение само существование российских заповедников.

«В случае преобразования заповедника в национальный парк практически на любом из его участков могут быть построены дачи, горнолыжные комплексы, дороги, трубопроводы или гостиницы. И другие объекты, которые можно назвать объектом туристической индустрии», — рассказывал Крейндлин в интервью «Газете.Ru».

А заслуженный эколог РФ, кандидат биологических наук Нина Литвинова отмечала, что идея превращения заповедников в туристические центры, какими, по сути, являются нацпарки, проталкивалась в России с начала 2000-х годов. Сначала появилось множество публикаций о том, что охраняемые парки якобы захватили самые лучшие участки, где сосредоточены запасы нефти и газа, и это мешает развитию экономики страны. А потом власти решили пойти другим путем.

«Сначала изменить статус заповедной территории, перевести ее в статус нацпарка, и тогда там можно делать многое из того, что хочется. Сейчас нацпарки в принципе лишены возможности как-то контролировать происходящее на своей территории. Скажем, в нацпарках можно не согласовывать с руководством парка строительство баз отдыха, туристических фирм, перевод земель из категории в категорию», — рассказывала Нина Литвинова изданию.

Что ждет заповедник на Гыдане?

По мнению эколога, бывшего заместителя директора по научной работе заповедника «Денежкин Камень» (Свердловская область) Надежды Владимировой, идея о том, что перевод Гыданского заповедника в нацпарк нужен для обеспечения традиционной хозяйственной деятельности ненцев и энцев, выглядит надуманной. Массовых жалоб на нарушение их прав на этой территорий не поступало.

Идея о развитии туризма на территории заповедника, чем власти в ряде случаях объясняют снижение охранного статуса, также не выдерживает критики. «Заповедники организовывались, в первую очередь, не для сохранения уникальных красот, а для охраны эталонных участков нетронутой природы, — рассказывает Надежда Владимирова «ЯмалPRO». — Туризма на Гыдане нет, и вряд ли он там может появиться».

В России поменяли статус заповедника на Ямале - фото 3

Как вариант, сам заповедник останется не тронут – его превратят в резервацию для коренных кочевых народов Ямала, выгнанных с осваиваемых газовиками и нефтяниками земель.

Другой вариант развития событий – изменятся границы охранных зон бывшего заповедника. «На территории федеральных особо охраняемых природных территорий, чем являются заповедники и нацпарки, запрещена любая деятельность, негативно влияющая на охраняемые природных комплексы. А потому надо, скорее, смотреть не в сторону понижения охранного статуса, а в сторону картографии, — добавляет Надежда Владимирова.

Поскольку появляется новая ООПТ — национальный парк — границы охранных зон могут быть переписаны. Решение об изменении охранных зон, согласно законодательству, принимает Министерство природных ресурсов и экологии РФ».

Такие случаи уже были. По словам Нины Литвиновой, в Астраханском биосферном заповеднике при выделении лицензионных участков для нефтяных компаний один из участков оказался в охранной зоне, на территории водно-болотного угодья, где бурение запрещено.

«Ситуацию исправили просто: изменили положение о водно-болотном угодье. Теперь здесь разрешили проводить бурение. То есть законодательство изменяется не ради сохранения природы, а в угоду тем структурам, которые природу эксплуатируют», — рассказывала Нина Литвинова «Газете.ru».

На Ямале ниточки ведут к компании олигарха Леонида Михельсона «Новатэк», которая уже получила три лицензионных участка на полуострове и теперь претендует на четвертый – малоизученный Северо-Гыданский участок. Можно предположить, что земли бывшего заповедника превратятся в будущие активы «Новатэка», и в скором времени там появятся добывающие мощности и трубопроводы для перекачки газа, о чем говорил Михаил Крейндлин.

В России поменяли статус заповедника на Ямале - фото 4

Интерес Минприроды – не природа

Это не первый случай посягательства промышленников на заповедные места Ямала. Так, в конце прошлого года глава Минприроды Дмитрий Кобылкин своим указом передал Южно-Байдарацкий участок, расположенный на территории биологического заказника «Ямальский», для геологоразведки, с последующей разработкой крупных месторождений нефти и газа.

Возможное будущее заказника видится следующим образом: либо в режим ООПТ внесут соответствующие изменения, либо Южно-Байдарацкий лицензионный участок будет исключен из состава заказника. К последнему механизму традиционно прибегают тогда, когда речь заходит о начале добычи полезных ископаемых.

Чиновники настаивают, что строгий контроль за эксплуатацией земель позволит сохранить заповедные участки. Однако ямальцы этому не верят. Да и статистика говорит об обратном – количество инспекторов, контролирующих ООПТ, за последние годы сократилось в разы. Выявлять нарушения и бороться с ними просто некому!

Да, Ямалу не избежать разработок месторождений. Люди приходят на его территорию в первую очередь за ресурсами. Но в то же время на всех арктических форумах эксперты уже давно говорят о том, что пора переходить от истощительного к неистощительному природопользованию. Прежде, чем приступать к разработкам тех или иных месторождений полезных ископаемых, нужно обязательно понимать, какой ущерб от них будет, и вырабатывать решения по минимизации рисков. Но в ведомстве Кобылкина руководствуются иными интересами.

Как пишет ИА REGNUM, комментируя этот материал, - "Понятно, что нефть и газ служат разменной монетой в большой политике страны, но идет ли это на пользу внутреннему развитию? Может, стоить обратить внимание и на нужды народа?!"

Татьяна Колесникова

С обзором по материалам СМИ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить