В течение более пятнадцати лет чиновники Правительства РФ саботируют выполнение Указов и поручений Президентов РФ по экологическому и климатическому регулированию в интересах российской экономики.
04.06.2008 г. вышел Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», в котором поручается:
1. Правительству Российской Федерации:
а) в 2008-2009 годах: принять меры по техническому регулированию, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;
обеспечить переход к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
б) до 1 октября 2008 года подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих экономические механизмы, стимулирующие хозяйствующих субъектов, применяющих энергосберегающие и экологически чистые технологии;
в) до 1 октября 2009 года подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, направленных на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии;
г) при формировании тарифной политики и проектов федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, а также на последующие годы предусматривать бюджетные ассигнования, необходимые для поддержки и стимулирования реализации проектов использования возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;
д) учитывать в качестве критерия выделения бюджетам субъектов Российской Федерации отдельных видов субсидий из федерального бюджета применение на территории субъекта Российской Федерации энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий;
е) рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний.
К сожалению, ряд положений данного Указа до настоящего времени не выполнены, или выполнены «с точность до наоборот». Прошло более 8 лет...
24 января 2017 года Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года.
http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53775
В составе перечня:
Пр-140ГС, п.1д
д) разработать план действий, направленных на усиление позиций России при формировании международной природоохранной повестки, а также при обсуждении вопросов, касающихся формирования системы компенсаций (платежей) за экосистемные услуги, исходя из понимания роли России как экологического донора.
Ответственный: Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика: Экология и климат
Срок исполнения: 1 мая 2017 года.
Пр-140ГС, п.1е
е) разработать и утвердить национальную методику оценки способности всех типов лесов, водно-болотных угодий и степей, находящихся на территории Российской Федерации, к поглощению диоксида углерода, провести расчёты способности экосистем регионов к его поглощению;
Ответственный: Медведев Дмитрий Анатольевич
Тематика: Экология и климат, Охрана окружающей среды
Срок исполнения: 1 декабря 2017 года.
Прошло двенадцать лет после Указа Президента РФ №889 и три года после выхода Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений»... Как же выполняются эти стратегически важные для нашей страны документы на фоне намерений стран ЕС ввести пограничный углеродный налог?
В складывающихся условиях целесообразно понимать намерения стран ЕС, входящих в состав стран ОЭСР, как некую тактику стратегических намерений и планов этих стран, и особенно стран-импортеров энергоресурсов: ввести глобальный углеродный налог как инструмент демпинга цен на мировых рынках угля и углеводородов. Эта же тактика введения глобального углеродного налога будет продолжена и в случае победы на выборах Президента США Д. Байдена.
В этих условиях на первое место выходит оценка результатов баланса объемов выбросов и поглощения парниковых газов стран в целях соблюдения принципов Устава ООН и норм международного права.
На состоявшемся в Аналитическом Центре при Правительстве РФ 13.03.2020 г. обсуждении проекта «Добровольного национального обзора об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» был представлен доклад: «Углеродный баланс техносферы и биосферы территорий России, как основа экологически чистого устойчивого развития национальной экономики» (презентация доклада прилагается). В докладе было показано, что в проекте «Добровольного национального обзора РФ об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», представленном АЦП для обсуждения, отсутствуют результаты достижения Россией в области сокращения выбросов. Сокращения, достигнутого начиная с 1990 года, о чем ранее Президент РФ В.В. Путин заявил на Конференции в Париже в 2015 году. Также в проекте, представленном АЦП, отсутствовали цифры результатов оценки донорского потенциала территорий России, представленные нашими учеными: академиком РАН Г.А. Заварзиным и заслуженным энергетиком России В.М. Болдыревым ещё в начале 2000годов. Цифры этого баланса более чем в 20 раз занижены в отчетах, подготовленных нашими климатическими «экспертами» ИГКЭ по «рекомендациям» МГЭИК (Международная Группа Экспертов по Изменению Климата).
Результаты оценки российских ученых «углеродного» баланса объемов выбросов и поглощений территорией России показывают, что территория России вчера, сегодня и завтра была и остается поглотителем выбросов углерода других стран. То есть российская территория юрисдикции является глобальным донором по объемам поглощения парниковых газов.
В опубликованном на сайте Минэкономразвития выступлении министра Минэкономразвития Максима Решетникова заявлено: «Важно определить возможную траекторию выхода экономики на углеродную нейтральность».
И здесь возникают вопросы.
Во-первых, в окончательном «Обзоре об осуществлении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», представленном Максимом Решетниковым на сессии ООН в Нью-Йорке, результаты углеродного донорского баланса территорий России наших ученых вообще не нашли своего отражения.
Во вторых, исходя из данных российских ученых и заявления министра экономики, возникает вопрос: Россия что, разве должна увеличить свои объемы выбросы парниковых газов до достижения равновесного баланса — этой самой«углеродной нейтральности»??? Вопрос, конечно, риторический, но основан он на результатах расчета углеродного баланса российскими учеными. И эти результаты соответствуют поручению Президента РФ В.В. Путина по итогам Госсовета (Пр-140ГС, п.1д).
Или Россия должна достигнуть «углеродной нейтральности» по результатам «рекомендаций» МГЭИК? При подобных намерениях министра МЭР Россия должна сократить свои выбросы на 1600 млн тонн в эквиваленте СО2, что сегодня практически равно полным объемам её выбросов (по данным инвентаризации совокупные выбросы в 2017 году составили 1,6 млрд т CO2-экв. 50,7% совокупных выбросов 1990 года).https://ac.gov.ru/files/publication/a/23719.pdf
Господин министр М. Решетников, Вы адекватно и ответственно воспринимаете сделанное Вами заявление? Мы что, в течение ближайших лет должны закрыть все ТЭЦ, остановить металлургию и обогреваться солнечными батареями в условиях полярной ночи или ветряками в условиях безветрия при низких температурах зимних антициклонов?
Кто и зачем писал эту больную галиматью министру, тому, чей долг — оперируя точными данными, проводить и отстаивать интересы собственного государства, в том числе и на международном уровне? Или это нелепое, поистине чужеродное умозаключение вызрело в мыслях самого чиновника?
Во-первых, непонятно: как можно сокращать выбросы за счет «более высокого поглощения парниковых газов в лесном секторе»? Увеличивать донорский баланс объемов выбросов и поглощения за счет «более высокого поглощения парниковых газов в лесном секторе» можно и нужно с применением рационального лесопользования. Но сокращение выбросов — это другая сторона баланса, и она противоположна поглощению.
Во-вторых, куда делись из поручения Президента РФ (Пр-140ГС, п.1е) поглотительные ресурсы водно-болотных угодий и степей, находящихся на территории Российской Федерации?
Уважаемый министр! Во-первых, в данном пассаже Вы забыли указать, что эти темпы целесообразно сравнить с темпами экономического развития, с падением промышленного производства в России и с сырьевой направленностью экономики. Пограничный углеродный налог направлен именно на ограничение сырьевой части экономики. А что тогда будет с экономикой России в условиях падения промышленного производства? Все ринутся в леса?..
Во-вторых, кто будет нести груз «возрастающих издержек» за «каждое дополнительное сокращение выбросов»? Страны ЕС посредством введения пограничного углеродного налога? Или наши граждане, оказавшиеся под угрозой создания «безуглеродной зоны» России, как это несколько лет назад предлагал сделать в Сибири один вице-премьер Правительства России?
Далее министр М. Решетников отметил, «что длившаяся не один год дискуссия близка к логическому завершению: законопроект поддержан ФОИВ и РСПП. На текущий момент документ находится на рассмотрении в ГПУ».
По оценке министра, законопроект является сбалансированным. Документ учитывает необходимые основы для формирования новых рынков (углеродных единиц), в том числе по статье 6 Парижского соглашения. Законопроект отвечает приоритетам по обеспечению устойчивого социально-экономического развития России.
Насколько содержание этого согласованного законопроекта «отвечает приоритетам по обеспечению устойчивого социально-экономического развития России» можно будет судить после ознакомления с его окончательным текстом. Ранее версии этого законопроекта обоснованно критиковались именно за отсутствие приоритетов национальной экономики.
И о какой «сбалансированности» говорит министр? О балансе, исчисленном по методологии МГЭИК, которая противоречит поручению Президента РФ?
Надо полагать, что истинные цели законопроекта нечаянно определил чиновник, подчиненный министру. Не далее чем за день до выступления Министра Максима Решетникова в РСПП, Минэкономразвития разместило новость, где «отмечает перспективы общего климатического регулирования на пространстве ЕАЭС».
В этой новости утверждается: «По мнению заместителя директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Андрея Чайки, в качестве цели единого климатического регулирования в странах ЕАЭС можно рассматривать общий рынок обращения углеродных единиц. Для этого целесообразно сближать подходы в отношении стандартов и таксономии климатических проектов и возможностей привлечения в эти проекты «зеленого» финансирования.
Во-первых, до настоящего времени ни российские ведомства, ни финансовые структуры не дали однозначного научно обоснованного количественного определения «зелености». Что под «зеленостью» подразумевается? Финансирование «зеленой» валютой или финансирование экологически эффективных проектов? «Кому на Руси «зеленым» быть хорошо?!»
https://regnum.ru/news/polit/3103490.html
Во-вторых, если «в качестве цели единого климатического регулирования в странах ЕАЭС можно рассматривать общий рынок обращения углеродных единиц» — заметим, это рынок,в состав которого входит и Россия, — то надо понимать из пассажа Андрея Чайки, что и в России целью климатического регулирования «можно рассматривать общий рынок обращения углеродных единиц». Общеизвестно из содержания РКИК, КП и ПКС, целью «климатического регулирования» является сокращение антропогенных выбросов парниковых газов в качестве механизма сдерживания повышения глобальной температуры. Насколько это положение научно не обоснованно в 2005 году ответил Президиум РАН. Но до настоящего времени в России на протяжении более пятнадцати лет не дано правового определения «углеродных единиц»... и того, как они образуются в отсутствии в России закона о порядке регулирования прав на выбросы парниковых газов.
Заключение.
Все вышеприведенные вопросы, как и несуразица в содержании выступления Министра на комитете в РСПП, а главное — непризнание результатов российских ученых, доказывающих донорство России, несмотря на поручение Президента РФ, позволяют судить о том, что представители ряда ведомств и министерств просто саботируют поручения Президента РФ и, очевидно, находятся под крылом внешнего управления, ибо соблюдают экономические интересы других стран в ущерб собственной. Отсутствие здравомыслящих решений по углеродному, климатическому и экологическому регулированию в России — яркий тому пример.
В.В. Потапов