«Убить оленя» - или правду? Мнение экспертов из Норвегии и Швеции о ситуации у российских саами

«Убить оленя» - или правду? Мнение экспертов из Норвегии и Швеции о ситуации у российских саами - фото 1Элизабет Шеллер, Юлиан Константинов и Владислава Владимирова

В редакцию Инфоцентра FINUGOR обратилась лингвист, аспирант университета городе Тромсё (Норвегия)Элизабет Шеллер, с просьбой опубликовать статью, написанную группой ученых из Норвегии и Швеции. Текст статьи первоначально был опубликован в газете Nordlys в Тромсё, а 16 апреля его разместила газета «Мурманский вестник».

Авторы статьи многие годы работают на Кольском полуострове, изучая проблемы его коренного народа - саами. Так, Э.Шеллер уже 10 лет занимается вопросами сохранения саамского языка; профессор антропологии университета Тромсё Юлиан Константинов в течение двух десятков лет проводит этнографические исследования; доктор философских наук, антрополог университета города Уппсала (Швеция) Владислава Владимирова ведет исследовательскую работу среди оленеводов в селе Ловозере 12 лет.

Взяться за перо их заставило знакомство с документальным фильмом финского режиссера Паула-Андерса Симмы «Убить оленя», также посвященным жизни кольских саами. Но взгляды ученых коренным образом отличаются от режиссерской трактовки.

Редакция Инфоцентра публикует присланный материал, но при этом призывает корректно и объективно обсудить как мнение ученых, так и ситуацию, сложившуюся у кольских саами.

*                          *                      *

Мы хотели бы обратить внимание на документальный фильм режиссера Паула-Андерса Симмы «Убить оленя» («å drepe en rein», Норвегия - Швеция - Финляндия - Эстония). В июле 2012 года он показывался на шведском телеканале SVT2, в декабре - на норвежском NRK 2, а в феврале 2013 года - на международном фестивале фильмов в Гётеборге в Швеции.

Фильм рассказывает об исчезновении саамского оленеводства в России, за что будто бы ответственны органы государственной власти, браконьеры, военные, нефтяники и другие силы, которые также якобы активно мешают развитию саамских общин и отвечают за провал Кольского саамского радио.

Опираясь на многолетний исследовательский опыт работы в оленеводческом и саамском сообществах на Кольском полуострове, мы считаем, что фильм Паула-Андерса Симмы передает неправдоподобные факты, искажает действительность и вводит зрителей в заблуждение.

В фильме сокращение саамского оленеводства совершенно безоговорочно объясняется внешним браконьерством и интересами промышленных компаний, которые поддерживает российское государство. В то же время внутренние проблемы, которые мешают развитию оленеводства, не рассматриваются. Игнорируется и тот факт, что браконьерство (внутреннее и внешнее) распространено не только в России, но является проблемой и в оленеводческих обществах других стран, в том числе и в Скандинавии.

Мировой опыт показывает, что если оленеводы следят за стадами и действительно их пасут, тогда и браконьерство значительно уменьшается. И наоборот - когда оленеводы далеко от стада или находятся в нетрезвом состоянии, тогда браконьеры действуют свободно. Оленеводство на Кольском полуострове осуществляется максимально экстенсивным способом: стада пасутся сами по себе, главная цель - это их загон и забой. В этом смысле оно резко отличается, например, от оленеводства в Ненецком автономном округе, сохранившего свой семейный интенсивно-пастушеский характер, который после перемен в 1990-х годах укрепился на базе частных стад. И там, несмотря на присутствие нефтяников и других «посторонних» и невзирая на разные промышленные сооружения, стада за последние годы выросли.

За последние 20 лет не было препятствий для семейного интенсивно-пастушеского оленеводства со стороны российского государства. Наоборот, коренным малочисленным народам Севера (КМНС) предоставляются субсидии и территории для оленьих пастбищ, с помощью которых в Мурманской области сегодня около 20 саамских общин имеют возможность развивать частное семейное оленеводство и рыболовство. Совхозы тоже в основном выживают за счет государственных субсидий. К сожалению, в обсуждаемом фильме эти факты совершенно не рассматриваются.

В фильме рассказывается об уголовном деле в отношении одной из саамских общин. Руководитель ее представлена как жертва государственных органов власти и промышленных компаний, которые стараются «убрать» общину, чтобы освободить территорию для промышленной разработки. Но в фильме вообще не упоминается, что руководитель данной общины осуждена за полученный ею от государства один миллион рублей на содержание двух тысяч фиктивных оленей.

*** Речь идет о ситуации в саамской общине «Чигар». По версии следствия, ее председатель Светлана Матрехина незаконно получала субсидии из федерального и регионального бюджетов на содержание оленей, которых в реальности не было. В областной комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи она представила заведомо ложные сведения о том, что «Чигар» соответствует требованиям, предъявляемым для получения субсидий. И это позволило незаконно получить деньги из областного бюджета. В мае прошлого года Октябрьский районный суд Мурманска признал председателя «Чигара» виновной в мошенничестве и назначил наказание в виде 2,5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. А также обязал вернуть в бюджет Мурманской области миллион рублей, полученный в виде субсидии на несуществующих оленей. Правомерность приговора подтверждена вышестоящей судебной инстанцией, он вступил в законную силу. ***

Неправдоподобно описан в фильме и провал Кольского саамского радио. Директор КСР и один из сотрудников радио изображаются героями, которые пытаются спасти радиостанцию от банкротства и которых преследуют органы власти. Но в фильме замалчивается тот факт, что отчеты КСР о нескольких миллионах рублей, которые радио в течение 10 лет получало от иностранных спонсоров, не в порядке.

Это не только мнение налоговой инспекции и прокуратуры Мурманской области. Международный союз саамов в 2010 году даже остановил выплату выделенных средств из-за некорректных отчетов. КСР решило быть совершенно независимым от российского государства, поэтому не могло рассчитывать на государственную поддержку, а было вынуждено финансироваться самостоятельно за счет продажи новостей западным саамским каналам. Тем не менее КСР, которое сегодня закрыто, не было в состоянии регулярно производить качественные новости, чтобы заработать необходимую сумму для обеспечения самых базовых расходов. Вещание на кильдинском саамском языке в селе Ловозере велось спорадически и часто на русском языке, иногда его не было совсем.

*** Кольское саамское радио - региональная независимая радиостанция, работавшая в селе Ловозере с некоторыми перерывами с 2001 года. В 2009-м у нее возникли серьезные проблемы, накопились долги. Проверка, проведенная прокуратурой Ловозерского района, выявила, что заработная плата работникам радио в течение длительного периода в полном объеме не выплачивалась. В 2010 году радиостанция закрылась. В 2012-м возобновила вещание, но лишь в Интернете. ***

Чтобы уйти от ответственности или получить западную политическую и экономическую поддержку, определенные люди в Скандинавии и России поддерживают западные стереотипные представления и изображают кольских саамов состоящими в резкой оппозиции к российскому государству. А те их представители, которые находятся в диалоге с властями, которые на самом деле трудятся для улучшения условий жизни своего народа, чрезвычайно редко упоминаются в западных СМИ.

Мы не можем не согласиться, что малочисленным коренным народам непросто отстаивать свои интересы в большом обществе. Но тем не менее фальсифицированное изображение этих отношений на Западе или в России мешает диалогу между коренным народом и властями и не помогает решить проблемы кольских саами. Скорее наоборот: искажение действительности тормозит решение внутренних проблем, ответственность за которые перекладывается на внешние силы. И это действительно способствует медленному уничтожению оленьих стад и коренного народа саами.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить