«Трезво мыслящие» россияне и «чокнутые» экологи

«Трезво мыслящие» россияне и «чокнутые» экологи - фото 2Российская газета опубликовала статью на тему «как россияне оценивают экологическую обстановку в стране». На мой взгляд, это яркий пример антиэкологической (!) пропаганды, причем весьма примитивной.

Из текста вытекает, что доля россиян, положительно оценивающих экологическую обстановку, за последние два года выросла с 23 до 34%, и это правильно.

   ««Большинство людей искренне верят, что природе ежедневно наносится непоправимый вред, что окружающая среда скоро станет несовместима с человеческой жизнью\», - говорит биофизик, ведущий эксперт Института биологии старения Игорь Артюхов. - И есть меньшинство, которое эти страхи нагнетает, - в религиозных, политических или каких-то еще целях. Кто-то сокрушается осознанно и расчетливо, кто-то - в силу своей малограмотности. Последние особенно активны". Гипертрофированная озабоченность состоянием окружающей среды стала подобием моды. Возможно, именно поэтому в российском обществе к экологам отношение снисходительное. Часто можно услышать: "Да они там все чокнутые". Нагнетание тревоги по поводу сегодняшнего состояния окружающей среды по конкретным поводам, может быть, и оправдано, а в целом - нет. Вопли и стоны о гибнущей природе - это скорее боязнь прогресса и представление о прошлом как о золотом веке».
   Как все запущено и «вывернуто наизнанку»! Как раз критиковать мнение о наносимом природе непоправимом вреде способны лишь малограмотные индивиды. Не знающие о катастрофических масштабах уничтожения тропических лесов (в бассейне Амазонки, в юго-восточной Азии, центральной Африке), гибели кораллов, огромном мусорном «пятне» в Тихом океане. О быстром сокращении ледников в Альпах, Гималаях, горных хребтах Центральной Азии, о трагедии Аральского моря. О массовом вымирании фауны и флоры, прежде всего в тропиках и субтропиках. Исчезают не только сонмы видов тропических насекомых, земноводных и пр. мелочи, но и очень даже крупные млекопитающие. Примеры последней пары десятилетий: бык купрей (Индокитай), китайский пресноводный дельфин (река Янцзы), южно-китайский подвид тигра. Эти потери безвозвратны, «гипертрофировать» их невозможно. Снисходительно относиться к ним могут либо крайне малограмотные люди, либо придерживающие стратегии «после нас – хоть потоп».
   Не надо думать, что с природой/окружающей средой дела обстоят плохо «где-то на юге», у нас же всё нормально. Даже анализируемая статья содержит следующую информацию: «По данным Счетной палаты, загрязненным воздухом дышат 56 миллионов жителей России в 143 городах, почти все реки отравлены неочищенными сточными водами, ежегодно страна теряет около 300 тысяч гектаров леса.» Разве это не повод для серьёзнейшего беспокойства?
Кто-то скажет – «зато у нас есть огромная, еще не тронутая Сибирь». Однако и она уже очень даже затронута! Например, мелководная зона Байкала – Колодца Планеты (!) – в считанные годы потеряла чистоту, стала непригодна для питья, а в популярных туристических местах – и для купания (!) тоже. В мои молодые годы Ольхон был во всех смыслах орлиным островом. Не только центром древнего шаманского культа Белоголового Орла, с которым связан целый «пласт» легенд и обрядов, но и местом, где разнообразие и численность реальных орлов (трех видов) была рекордно высокой (возможно, самой высокой в Северной Азии). Причем их отличало удивительно доверчивое отношение к человеку – результат многовекового строгого запрета на причинение священным пернатым любого вреда. Но уже лет 15-20 на острове сохраняется лишь 1-2 пары беркутов, и их судьба весит на волоске. Гиды, обслуживающие огромный турпоток, под видом «священных орлов» демонстрируют своим клиентам коршунов. Подмены никто не замечает, все довольны...
  Известно, что «экологическая озабоченность» общества наблюдается лишь там, где люди живут «сытно». «Потребительская революция», происходившая в ХХ веке в Америке и Европе, Японии и ряде других азиатских государств, имела своим следствием «экологическую революцию». В настоящее время население Китая также сравнительно «сыто», соответственно, и там провозглашена экологическая стратегия «зеленого Шелкового пути». У нас «потребительская революция» имела место в 2000-х годах, «автомобилизация» населения – яркое её проявление. Но, в отличие от других стран, мы показали миру пример деэкологизации общественного сознания.
  Почему? В Европе, Америке, Японии, Китае повышение покупательной способности населения было следствием инфраструктурного, технологического рывка, энерго- и ресурсосбережения. Наша потребительская революция – результат эксплуатации природных ресурсов. Политики ослабления экологического контроля (и уровня ответственности) над «природопользователями». Обеспечения инвести¬ционной привлекательности за счет сни¬жения природоохранных требований. Взращивания новых поколений с абсолютным преобладанием психологии «потребителей». И все это – на фоне падения уровня образования, науки, культуры. В итоге, большинство наших соотечественников можно вполне заслуженно именовать «экологическими дикарями». Не приходится удивляться, что «к экологам они относятся снисходительно».
   Иркутская область (где я живу) – регион, в котором особенно большой процент населения зарабатывает на эксплуатации лесных, рыбных, охотничьих ресурсов. В большинстве случаев – их незаконной добычи. С другой стороны, огромное распространение здесь получил антиэкологичный автотуризм, в результате чего значительная часть побережий Байкала, Братского и Иркутского водохранилищ, а также впадающих в них рек, превратились в сплошную «пикниковые площадку» для жителей городов Иркутской области. С точки зрения многих из них, дикая природа имеет ценность, да и вообще право на существование, лишь в том случае, если служит плацдармом для туризма и отдыха. В итоге Иркутская область – «всероссийский» лидер варварской эксплуатации возобновляемых природных ресурсов, включая «рекреационные». Как следствие, она лидирует и в деэкологизации общественного сознания. Яркий тому пример – «ольхонский протест».

   Ольхонский район – байкальский лидер в области земельных афер, застройки берегов, массового антиэкологического туризма. Многие финансово успешные «ольхонцы» (таковые и составляю основу «ольхонского протест»), считают меня «чокнутым», за публикации против земельного беспредела, застройки байкальских берегов, губительного туризма, в защиту дикой природы, орлов и, что хуже всего – бакланов. Вот если бы я, ещё будучи зам. директора Прибайкальского национального парка (включает о. Ольхон), озаботился приобретением через «административный ресурс» земельных участков на острове, затем, в качестве владельца турбазы(аз) занялся турбизнесом (а ещё бы доказывал его экологичность, пользу для охраны природы) – был бы уважаемым человеком, одним из столпов общества.
   На мой взгляд, многолетняя деэкологизация общественного сознания и объясняет рост доли россиян, положительно оценивающих экологическую обстановку. В реальности, в последние годы эта обстановка продолжала ухудшаться.
  Неужели биофизик Игорь Артюхов, цитируемый в статье, про ущерб природе в стране и в мире не знает? Возможно, он просто очень далек от этих проблем. Работа у него специфическая, есть информация, что он директор по науке компании "КриоРус". Имеет прямое отношении к крионике (заморозка тканей, органов и тел людей и животных при сверхнизких температурах). Технология далеко не новая, обладает коммерческим аспектом. Речь идет о замораживании тел безнадежно больных с целью разморозки и оживления (что еще никому не удавалось) в «светлом» будущем, когда научатся излечивать всё. Ему по должности не положено рисовать будущее мрачными красками, включая экологический аспект.
  Потенциальным крио-пациентам настоятельно рекомендую посмотреть хороший советский фильм на эту тематику – «Бегство мистера Мак-Кинли». Очень давно его не показывали по ТВ...

Виталий Рябцев

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить