С борта самолета, прилетающего в аэропорт Имама Хомейни, освещенный Тегеран ночью выглядит удивительной драгоценностью. Это связано с горным рельефом в городе. Рядом с залом прилета можно запарковать машину без талонов, и это удивительно. Час ночи, дороги ночью свободны, и машина в Тегеране.
Город — огромный, наиболее длинная улица — Валиаз, с множеством магазинов и банков в северной части. Одну половину этой улицы снесли и сделали выделенную полосу для автобусов. Есть прокат велосипедов, но ими почти никто не пользуется. Молодежь знакомится на автомобилях в пробках. Движение транспорта в Тегеране очень своеобразное: по одной и той же полосе навстречу едут мотоциклисты, они же поперек движения по пешеходному переходу. Водители спокойные. Да, подрезают, да выходят из машины, когда подрезают, но разговор примерно такой: «Что ты делаешь?» Улицы и переулки названы иранскими именами. Парни отвинчивают таблички с соответствующим именем и дарят девушкам на день рождения. Арбузы в 4 раза дешевле, чем помидоры, но ценников в европейском смысле нет, цифры по-персидски, как и номера машин. Скоро сезон гранатов. Иран — это рай для вегетарианцев, особенно зимой. Дома без отопления, рамы одинарные, но в январе нужна куртка, а в конце октября удобнее ходить без пиджака. Мегафон ловится, МТС тоже, но постоянно просят денег за роуминг. Интернет очень медленный, фейсбук отключен. Тегеран показан для лечения от интернет-зависимости. Туристическую визу можно получить в аэропорту примерно за 80 долларов наличными или через банк «Мелли», и еще 25 долларов — страховка. Пачки по 25 паспортов на получение визы сдают группы из великой восточной страны, поэтому очередь за визой затягивается на 2 часа. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, поэтому приезжаете в Тегеран самостоятельно и фотографируете.
Переходим к предположениям и ожиданиям. Завтра в Тегеране состоится первый день переговоров в программе РАБОЧЕЙ ПОЕЗДКИ министра энергетики РФ А.В. Новака в Исламскую Республику Иран (г. Тегеран, 20–22 октября 2015 г.) в качестве лидера многоотраслевой российской делегации, до 5 отраслей, до 20 московских руководителей. Всё бы хорошо, но в приоритетах и в участниках отсутствует экология. Как такое могло случиться после основополагающего выступления Президента России на 70-летии ООН, в том числе по приоритету природопользования, не понятно. Вообще, качество воздуха, смог в Тегеране являются главной проблемой. Районы города уже примерно 20 лет нумеруются по количеству деревьев. Первый район в городе — это тот, где больше всего деревьев.
Начинается и заканчивается визит встречей с министром связи и информационных технологий ИРИ Махмудом Ваэзи. Также запланированы встречи с министром жилищного строительства и транспорта ИРИ Аббасом Ахунди, министром энергетики ИРИ Хамидом Читчияном, министром экономики и финансов ИРИ Али Таэбния, министром нефти ИРИ Бижаном Намдаром Зангане, директором Центрального Банка ИРИ Валиоллой Сейфом (такая говорящая фамилия), вице-президентом ИРИ Эсхагом Джаганхири (Саадабад).
Можно предположить, что будет протокольная съемка и спецжурналисты из спецпула, вооруженные острыми карандашами и многочисленными аккредитациями, не зададут вопроса, почему в составе российской делегации нет специалистов по сельскому хозяйству и вообще никакого присутствия РАН.
Более важный вопрос такой: являются ли эти переговоры подготовкой встречи на более высоком уровне, например, визита Медведева? Или, кто его знает, извините за тавтологию, но возможности открывают возможности. Имеются в виду возможности калибра, открывают возможности встречи Путина и Обамы в Тегеране для установления новых мирных отношений между великими державами, как это было в Ялте и Тегеране при Сталине.
Джордж Лаврадор