Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 4Речь идет о территории, считающейся сакральным сердцем Байкала, имеющей огромную природную ценность. С этим участком острова Ольхон связан острейший конфликт интересов охраны природы и «экономики». Его результат, наверняка, повлияет на судьбу самого Священного Моря.

    Для спасения Сарайского пляжа и примыкающего к нему Шаманского леса от стремительно растущего потока «моторизованных палаточников», летом 2016 года силами волонтеров была построена ограда. Она уберегла уникальный природный комплекс от гибели, казавшейся неизбежной. Но уже в мае 2017 года внутри (!) этой ограды к всеобщему возмущению начались строительные работы.

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 5

Начало строительства.
    Уже к концу 2017 года они завершились возведением так называемого «розового дома». Несмотря на то, что еще в июне прокуратура провела проверку и по ее итогам началось судебное разбирательство, до завершения которого суд строительство запретил.

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 6

    Рядом было построено еще одно здание, оказавшееся китайской гостиницей. Но в отличие от первого объекта, работы там не были завершены.

    Внимание к «розовому дому» со стороны местных жителей, иркутских активистов, прокуратуры, Прибайкальского национального парка было привлечено еще в самом начале строительных работ. Показателен сюжет иркутского ТВ – «Деньги сильнее традиций. Почему Шаманский лес на Ольхоне перешел в частные руки?».

    В нем есть интервью с шаманом Валентином Хагдаевым. «Завидев камеру, к месту съехалось с десяток машин. Пять минут — и уже 30 человек твердят: власти незаконно сдвинули границы Хужира и продали священные для людей территории». «Тут все против застройки. И я могу точно сказать, что, если власти ничего не решат, мы строиться тут точно не дадим». «И вырубать эти деревья никто не даст», — говорит житель посёлка Хужир Сергей Плотников». Глава посёлка Хужир Вера Маланова: «я поддерживаю местных жителей, которые считают, что строиться там нельзя. К тому же у нас поверье есть, что не особо хорошо будет тем людям, которые там строятся».
   Судебное разбирательство тянулось долго, заседания много раз переносились по просьбам адвоката ответчика. В ноябре 2018 года документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, были признаны недействительными (такое же решение принято и по соседнему участку с китайской гостиницей). Апелляции не помогли. Незаконно построенный объект подлежит сносу. «Постановление о возбуждении исполнительного производства» датировано 1 апреля 2021 года.

     Очень показателен комментарий от рупора «пожирателей Байкала» - Общественного движения «Люди Байкала: право на жизнь»: «НАЧАЛОСЬ...В Ольхонском районе сейчас происходит первый случай «выселения» с участка под индивидуальное жилищное строительство».         

   Позвольте, как это –«первый»?! Ведь это же именно вы уже около года через разные СМИ сообщали о «массовом выселении местных жителей с берегов Байкала»! И вдруг – «первый случай» ... В качестве иллюстрации массового выселения обычно использовались жители деревни Песчанка (Ольхон). Попали они и в недавний видеофильм «Передел Байкала» московского журналиста А. Пивоварова. В действительности никто их не выселял, речь шла о требовании переоформления участков из собственности в аренду. А провокационные иски Росимущества, использованные для создания информационного шума о суровых природоохранных законах накануне рассмотрения в Госдуме их ослабления, не поддержал в суде даже сам истец.
   Продолжение комментария «пожирателей Байкала»: «Эта ситуация может произойти с любым жителем населенных пунктов на территории Прибайкальского нацпарка, да и другого ООПТ, Центральной экологической зоны Байкальского природной территории». Откровенная циничная ложь. Этот случай – исключительный, его нельзя распространять на «любых жителей населенных пунктов». У Байкала лишь одно «сакральное сердце». В котором не должно быть землевладельцев и застройщиков.
    История розового дома и построившей его семьи Плоховых подробно описана в недавней статье «Что важнее вообще: жизнь человеческая или этот участок?». Кого защищает автор - ясно из названия. Впрочем, в статье приводятся и доводы «противной стороны». В частности, мое высказывание, где распродажу Шаманского леса называю святотатством. Но его тут же оспаривает бывший глава пос. Хужир Григорий Огдонов: «Шаманский лес находится выше, в другом месте. Во время строительства Хужира его спилили».
   Неправда! В 1930-х годах была спилена (и использована в качестве строительного материала) малая часть этого леса. Скорее всего, в рамках «борьбы с религиозными пережитками», новый поселок (ставший «столицей» Ольхона) был размещен не где-нибудь, а именно на священном месте. Которое на протяжении многих веков никому, кроме шаманов, нельзя было посещать.
   Точные границы Шаманского леса неизвестны, но они не могли ограничиваться сравнительно небольшой площадью вырубленного массива. Вся прибрежная полоса леса от священного мыса Шаманка (или Бурхан) до северного конца Сарайского пляжа несет признаки удивительной древности. Две произрастающие здесь сосны внесены в национальный реестр «Деревья – памятники живой природы». Возраст одной из них – 470, другой – 607 (!) лет. Деревьев старше 300 лет здесь многие десятки. Еще одна уникальная черта этого леса – большое количество деревьев необычных жизненных форм. Шаманский лес и Сарайский пляж – самый ценный природный участок Ольхона.

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 7

Этой сосне 607 лет.

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 8

Пример необычной жизненной формы сосен.
   Но он является и очень «лакомой» территорией для строителей турбаз. И «осваивать» его собираются не только близ окраины Хужира. В самом центре песчаных дюн планируется строительство «кемпинга и глэмпинга». ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» (в него входит Прибайкальский национальный парк) намеревается сдать участок в концессию частному предпринимателю... Как говорили в советские годы: «что охраняем – то и имеем».

   Вернемся к комментарию пожирателей Байкала. Еще одно обстоятельство не позволяет распространять данный случай на «любого жителя поселений». Розовый дом – гостиница, построенная под видом индивидуального жилья. В вышеупомянутой статье утверждается, что второй этаж владельцы стали сдавать туристам вынуждено, т.к. не могли устроиться на работу из-за отсутствия прописки. Но изначально строилась именно гостиница, с четырьмя входами. Благодаря своему расположению – элитная, с дорогим проживанием. Пользовавшаяся популярностью. «Парам особенно нравится расположение — они оценили проживание в этом районе для поездки вдвоем на 9,6

   В ТВ-сюжете 2017 года местные жители и глава администрации В. Маланова выступают противниками Плоховых, в свежей статье описываются как их союзники. Как же так? За 4 года многое изменилось. В 2018 создана Байкальская природоохранная прокуратура, начались проверки законности выделения участков, строительства на них. Количество нарушений – огромно. Главные нарушители – чиновники, связанные с земельными сделками и разрешениями на строительство, а также владельцы крупных турбаз и гостиниц. Люди влиятельные, богатые, они в сжатые сроки сумели организовать мощный «ольхонский протест».

Ловко запугивая и дезинформируя местных жителей, внушая им свои собственные страхи (за неправедно доставшиеся обширные земли и многочисленные строения), многих перетянули в свой лагерь. Плоховы, недавно переехавшие в Хужир из Москвы, теперь позиционируются как «Люди Байкала»!
   Вот как описывается в статье появление дома в Шаманском лесу: «Активисты установили трос (имеется в виду ограда) по примерным подсчётам. Плоховы первые на этой улице начали что-то строить, поэтому со стороны выглядело так, будто они строят на ограждённой территории». Активисты установили «трос» вдоль края опушки. Им и в голову не могло прийти, что весь лесной массив, весь обращенный к Байкалу склон - разделен чиновниками на три ряда участков и распродан! Грубо нарушив тем самым целый ряд природоохранных запретов. Ограждение устанавливалось при участии Валентина Бороденко, в то время директора «Заповедного Прибайкалья», имеющего представление о границах населенного пункта.

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 9

Публичная кадастровая карта. Участок Плоховых – 610. Признанная судом незаконность перевода федеральной земли в частную собственность на карте никак не отражена.

   «Участок Плоховых был зарегистрирован в Росреестре в 2010-м году. В апреле 2011-го местная администрация провела аукцион, участок был зарегистрирован под индивидуальное жилое строительство и выделен в частную собственность. В августе этого же года главу местной администрации нашли повешенным в лесу неподалёку от дома. Местные говорят: он умер из-за проблем с землёй. В 2016-м Андрей Плохов купил этот участок у предыдущего владельца».
   Комментарий прокурора: «Эти земли изначально нельзя было выделять, так как они находятся в федеральной собственности. ...Но их выделяли в частную собственность и на этом зарабатывали: выкупали федеральные земли за небольшие деньги, потом перепродавали».
Первый владелец приобрел данный участок за очень смешную сумму. Кадастровая стоимость – 93,3 тыс. руб. Плохов заплатил за него уже несравненно больше (вероятно порядка 2 млн.). Разумеется, «первым владельцем» не мог стать случайный человек. Лишь особо влиятельный, либо - близкий к соответствующим чиновникам. На сравнительно небольшом острове Ольхон «выделялись» и перепродавались десятки, может быть и сотни гектаров, в частных карманах оседали десятки, если не сотни миллионов рублей. Наверняка были недовольные, которым не удалось стать «первыми владельцами» участков. Было кому (и за что) убивать главу администрации...
   Уместно вспомнить про упомянутое В. Малановой в ТВ-сюжете поверье о несчастьях в семьях людей, поселившихся на сакральных землях.
Про смерть её предшественника, наверняка сыгравшего ключевую роль в распродаже Шаманского леса, уже сказано. В самом начале строительства «розового дома» (май 2017 года) умер (от рака) отец Елены Плоховой. «Иркутская экоактивистка Любовь Аликина... позвонила Андрею и сказала: «Вы ведь знаете, что это священные земли. У вас и так уже горе в семье, у жены умер отец — может, стоит остановиться?» Плохов, по её словам, ответил, что в такое не верит, и продолжил стройку». О том, что следует делать выводы, после смерти отца, говорили и местные старейшины.

Судьба Шаманского леса определит и будущее Байкала  - фото 10

Андрей Плохов – владелец розового дома. Декабрь 2017 г.
    Вероятно, именно в этот момент и был сделан главный выбор – жизнь или участок? Предпочтение отдано участку... Весной 2019 года Андрей Плохов умер от сердечного приступа, ему было 46 лет.
    Наверняка многих возмутит этот фрагмент моей статьи, скажут «зачем сюда приплетать мистику, 21 век на дворе». Однако речь идет о самой священной территории на Байкале. Как в таком месте обойтись «без мистики»? Отовсюду именно сюда едут люди, желающие приобщиться к знаменитому «месту силы». Вероятно, это место может наказывать тех, кто его осквернил...
   На самом Ольхоне, видимо, многие перестали верить в древние запреты, либо за четыре последних года их забыли. Скоропостижную смерть здесь объясняют «нападками» экоактивистов (Любовь Аликина и я), тележурналистов, снявших в начале 2019 года видеофильм «Байкал на разлив».
   По факту смерти человека нельзя злорадствовать. Но нельзя и игнорировать тот факт, что умерший нарушил законы писанные и неписанные.
«Розовый дом» сносить необходимо. Это в интересах всего общества. Конечно, по вдове будет нанесет финансовый удар. Но очень много людей в нашей стране попали в схожую ситуацию не нарушив закона, находясь в ещё худшей ситуации (и среди их друзей нет богатых хужирских турбизнесменов).
   Дом работал как элитная гостиница около 4-х лет. Учитывая здешние цены, можно предположить, что стоимость строительства окупилась примерно в первые 2 года. Наконец, стоимость земельного участка можно через суд востребовать с предыдущего владельца, и по цепочке вернуть все, уплаченные земельным спекулянтам деньги, вплоть до «первого владельца». Ведь земельные сделки признаны недействительными.
«Розовый дом» стал символом борьбы за Байкал. В последние годы про него говорилось почти во всех публикациях, посвященных Ольхону. Их было очень много, причем не только в отечественных, но и зарубежных СМИ. Интервью с Е. Плоховой есть и в недавнем видеофильме Пивоварова, и в сюжете канадского ТВ

   «Розовый дом» и незаконную китайскую гостиницу по соседству действительно снесут? Или «наверху ветер поменяется» (из фильма Пивоварова) и их легализуют?
   В первом случае есть надежда, что созданный в Ольхонском районе конвейер по превращению уникальных природных территорий в зоны застройки будет остановлен. Во втором – неизбежно дальнейшее увеличение масштабов земельных махинаций и процессов застройки. Одними из первых будут застроены участки в Шаманском лесу (см. кадастровую карту).
    Как закономерный итог – потеря чистоты вод пролива Малое Море, а в более отдаленной перспективе и всего Байкала.

 

Виталий Рябцев

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить