На форуме ENES 2914 вице-премьер РФ Аркадий Дворкович любезно ответил на один вопрос журнала «ЭкоГрада». В связи с массой других вопросов второй вопрос о возможности строительства пути из Москвы в Финляндию для электромобилей остался, к сожалению, без ответа. Аудиовидеозапись доступна на сайте журнала «ЭкоГрад».
Недавно крупнейший концептуалист Джульетто Кьеза отметил полезность долгосрочного планирования для Москвы. Это действительно так, убедимся в этом на примере экологических проблем городского воздуха. В переходе транспорта на газ заинтересован Газпром, но количество аварий на дорогах так велико, что это не может быть основным решением. Для электромобилей не хватит электричества, и электричество нельзя хранить, салон не обогревается зимой. Поэтому Евро-5 и далее. Положительный эффект на практике оказался превосходным.
Теперь санкции. Импортных зарубежных катализаторов нет для нефтеперерабатывающей промышленности. Через два года должно было закончиться, как отметил вице-премьер, строительство современных НПЗ. К этому времени закончатся и запасы западных катализаторов. Падаем ближе к каменному веку. Саудовская Аравия уже начала выпускать катализаторы на основе технологии Института катализа из Новосибирска.
Таким образом, если ничего не делать, бензин подорожает, а качество воздуха в Москве ухудшится.
Возможным решением было бы создание производства катализаторов в Индии
для получения гарантии поставок и финансирования внедрения российских
технологий через банк БРИКС.
В середине ноября в Москве прошла ежегодная конференция, посвященная экологии города. На ней с успехом работала международная ассоциация городов мира по переработке твердых бытовых отходов. Такой ассоциации не существует по вопросам качества воздуха в крупнейших городах. Возможно, целесообразно создать эту платформу диалога в рамках крупнейших городов БРИКС.
Игорь СОЛОНЦОВ