Сообщение о победах Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора явило полемику

Сообщение о победах Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора явило полемику  - фото 1Сообщения в стиле «победной реляции» от Росприроднадзора о «перемогах» в Башкирии вызвали недоумение у экологов региона

Сообщение, из которого следует понимать, что в Республике Башкортостан идет плановая работа на пользу экологии появилось в Сети на страничке Росприроднадзора

_svetlana__radionova_: Наша Служба провела большую проверку объектов размещения отходов в Республике Башкортостан. В результате 57 надзорных мероприятий выявлено 80 нарушений. В их числе:
— несоблюдение требований охраны окружающей среды;
— превышение утвержденных лимитов на размещение отходов.
Сумма штрафов составила 7,5 млн рублей. А нанесенный экологии вред оценивается в 230 млн. Из них в настоящее время в бюджет поступило только 49 миллионов. В случае отказа от оплаты оставшихся средств в добровольном порядке будем требовать возмещения в суде.

С написанным не согласились экологи региона.

Эксперт «ЭкоГрада» Александр Веселов считает, что эффективность федерального экологического надзора в Башкортостане стремится к нулю.

 

Аргументы от Александра Веселова: Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора отчиталось о результатах своей контрольной и разрешительной деятельности в сфере обращения с отходами за 2021 год на территории Республики Башкортостан. Сумма штрафов составила 7,5 млн рублей, а нанесенный экологический вред оценивается в 230 млн.

Это хорошо, что надзорный орган активизировался в данной проблемной сфере, но есть здесь определенные нюансы.

Во-первых, нет в открытом доступе конкретной информации о деятельности Управления, так как оно, вопреки требованиям ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" закрыло возможность участия профессиональной общественности в ежеквартальных слушаниях о своей правоприменительной практике. И есть вопрос: взысканы ли наложенные штрафы в 7.5 млн рублей?

 Во-вторых, Управление привлекает к ответственности операторов, в основном, за нарушение правил обращения с отходами по ст.8.2 КоАП РФ, где штрафы составляют 350 000 - 500 000 рублей. То есть проверено за год всего примерно 18 малых и средних   предприятий , тогда как в  республике кроме поднадзорных предприятий - отходообразователей действуют 629 обладателей лицензий, надзор за которыми обязано осуществлять Управление, что составляет менее 3% и означает, что проверка одного предприятия будет проводиться 1 раз в 35  лет.

 В-третьих, практика показывает, что протоколы с такими штрафами составляются чаще всего из-за захоронения на полигонах запрещенных вторичных ресурсов. К примеру, нашел инспектор на свалочном теле пару автошин, старых газет или картонок, стеклянных бутылок и все – штраф полмиллиона рублей.  Просто, дешево и сердито! При этом избирательный выбор Управлением проверяемых предприятий выглядит весьма подозрительно.  К  примеру, почему Управление не  привлекало и не привлекает к  административной ответственности ООО «Табигат» по Калтасинскому и Бирскому полигону ТКО, не принимает мер по прекращению эксплуатации и рекультивации полигонов в черте городов Стерлитамак и Салават, Кумертау, почему не привлекало к ответственности за нарушение схемы потоков ТКО на Ишимбайский комплекс ООО «Эко-Сити» и за пожар на полигоне ООО «Экоиндустрия» в  Аургазинском  районе  (что привело фактически к «рейдерским захватам» данных объектов)?.

 Бездействие Управления в надзоре за лицензиатами, принимающими на фиктивное обезвреживание тысячи тонн опасных промышленных отходов стало уже «притчей во языцех».

В-четвертых, а где в результатах работы Управления предусмотренная ст. 8.2. КоАП РФ самая действенная санкция в отношении систематических нарушений в форме приостановки эксплуатации предприятий на срок до 90 суток? Где аннулирования лицензий? Где передача материалов на возбуждение уголовных дел по статье 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»?  Здесь – «абсолютный нуль» действий, которые призваны обеспечивать экологическую безопасность республики.

В-пятых, Управлением оценивается нанесенный ненадлежащим обращением с отходами экологический вред в 230 млн за прошлый год. Непонятно само понятие «оценивается»: его процессуальный статус. Сколько лет этот вред будет оцениваться или это означает, что иски в суды уже направлены? А будут ли взысканы эти средства с учетом множества уже проигранных Управлением дел в судах?  К примеру, за 2020 год 49% всех заявленных в суды исков Росприроднадзор проиграл в судах полностью или частично. А из предъявленных исков по возмещению экологического вреда в размере 153 млрд рублей взыскано только около 2%.     

В-шестых, в тексте публичного заявления есть оговорка, что поступило в результате работы Управления по Башкортостану от предъявленных исков уже 49 млн рублей. Много это или мало? Посчитаем. Анализ судебной практики дел по возмещения вреда в результате нарушений правил обращения с отходами показывает, что в зависимости от рыночной стоимости загрязненных земель, их категории и степени их загрязнения размер иска за 1 га земли оценивается примерно в 5 млн рублей. Делим заявленную Управлением Росприроднадзора виртуальную пока цифру 230 млн рублей ущерба на 5 и получаем, что в 2021 году сделаны лишь расчеты по ущербу только на 50 гектаров загрязненных земель. Сравним эту цифру с заявленной в госдокладе Росреестра по РБ за 2020 год площадью нарушенных в республике земель в 17 200 га. К тому же Управление не принимает мер по взысканию экологического вреда загрязненным землям под огромными несанкционированными «пунктами временного накопления» ТКО и по рекультивации сотен брошенных районных и поселковых свалок.

  Статья 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» прямо предусматривают поддержку государством хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой предпринимателями в целях охраны окружающей среды. Как объяснить далеко не единичные факты противодействия Южно-Уральского управления Росприроднадзора реформе управления отходами в республике?. Так, на полгода по явно надуманным основаниям задержана выдача лицензии на обработку отходов самому передовому в Приволжском федеральном округе современному отходо-перерабатывающему предприятию в Туймазинском районе. В Кушнаренковском районе РБ уже полтора года республика не может запустить мусоросортировочный модуль на 20 тысяч тонн в год ввиду уже 5-кратного отказа в выдаче лицензии и каждый раз по новым формальным причинам. Аналогичная ситуация в Мелеузовском районе.

Таким образом, получается, что Южно-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора пока нечем похвалится и оно выдает центральному аппарату ведомства, органам власти и населению Башкирии информацию не о своих успехах (умалчивая о проблемах), а скорее, о провалах в своей работе, которые волне можно объяснить низкой квалификацией и системными недоработками руководства Управления.

Судя по ухудшению состояния окружающей среды в Башкортостане, явно ощущаемому жителями, недостаточная компетентность надзорного органа проявляет себя и в охране атмосферного воздуха, водных ресурсов и иных компонентов окружающей среды. Но это уже отдельные темы для наших будущих аналитических обзоров. 

А.К. Веселов –председатель РОО «Союз экологов РБ»

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить