София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек»

София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 1Журнал "ЭкоГрад" открывает серию публикаций посвященных современной системе образования. В наших статьях нет рецептов и пророчеств, только попытка из отдельных штрихов создать картину общего. Сказанное до полемики ...

   

Беседа с директором лицея 1589 г. Москвы


Скажите, а где тут школа? Она вон там...и не школа, а лицей, а зачем вам? – спросила благообразная дама, с подозрением оглядывая меня с ног до головы. – Я от неожиданности рассмеялся, и честно признался, у меня встреча с директором. Настроение дамы мгновенно изменилось, но уже в мою пользу. Так я, обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко, по кратчайшей дороге попал в лицей, что находится прямо у метро Красные Ворота, где у меня и состоялась беседа с директором.

 

Встреча была обговорена заранее, но всегда нелегко начинать разговор в незнакомом месте и в незнакомой компании. Директор лицея мгновенно поняла ситуацию и сразу взяла инициативу в свои руки - дал знать многолетний опыт общения. Как всегда самый простой путь к успеху – начать танцевать от печки.

 

Директор начала с собственного представления.

- Меня зовут Богородицкая София Абрамовна. Я директор ГБОУ лицея № 1589. Я окончила школу в далеком уже 1968 году. С одной стороны я любила детей, школу, учителей. Мне нравилось помогать отстающим, особенно по математике, и радоваться их успехам после наших совместных занятий. С другой стороны – в то время вся молодёжь бредила полётами в космос. Всерьез обсуждали проблему, кого спасать из тонущих двоих, физика или лирика. Этакий нравственный выбор.

Корр: И что, нашли ответ на этот вопрос?

– Да, спасать надо того, кто не умеет плавать. Тогда же и я сделала свой жизненный выбор. В том, что я заболела авиацией и космонавтикой «виновата» сама атмосфера того времени, улыбка Гагарина, успехи нашей науки и техники, мои способности к математике и то, что девчонкам очень трудно было поступить в авиационный вуз. Итак, я выбрала МАИ и стала авиационным инженером, поступив на работу по окончании вуза, в 1974 году, на авиационный завод. Моя карьера складывалась успешно, но 1981 году для ускорения работы над сложным проектом и выполнения черновой, несложной механической работы мне дали группу практикантов, состоящую из учащихся ПТУ, тем более, что с ними никто не хотел возиться. Это событие и решило мою судьбу. Я поняла, что хочу встать рядом с такими подростками, которыми пугают. От которых прячут своих чистеньких детей, а к тому времени я уже сама была мамой и, которых я до сих пор тоже побаивалась. Одним словом я приняла решение перейти на преподавательскую работу в училище. Моя педагогическая деятельность началась в Техническом училище № 38. На мою учительскую долю выпало много трудностей и побед, успехов и поражений. Я работала с детьми, отстающими в развитии и одарёнными, дисциплинированными и не очень, но ни разу не пожалела о выбранном учительской дороге по которой иду до сих пор...


Разговор прервался зазвеневшим телефоном, директор быстро завершила разговор, и мы продолжили. Что бы вы хотели узнать, как-бы, невзначай спросила она, а у меня возникло ощущение, что меня вызывают к доске, а я учил, честно учил, но.. К с частью, наваждение ушло, и я вовремя вспомнил, что хотел выяснить, как проходит адаптация малышей к школе. Как адаптируются ученики после окончания школы к непростому миру взрослых. Что делает для этого школа во главе с директором Софией Богородицкой. И вообще, что это за лицей такой, о котором много говорят по родительскому сарафанному радио.


София Богородицкая начала отвечать на эти эпохальные вопросы весьма неожиданно.

- А кто такой свободный человек, которому 16 – 18 лет? – вопросила она, и, увидев мое недоумение, стала тут же объяснять. - Свободным человеком является тот, которого везде ждут, которому рады, и он сам может выбрать свой жизненный путь - широкую дорогу, а не обочину. Свободный человек физически здоров, приятен в общении, уверен в себе, обладает серьёзным уровнем интеллекта, у него правильная осанка, он красиво двигается, не имеет вредных привычек. Вы скажете, что получилась идеальная картинка, но, если уж всерьёз браться за воспитание и обучение детей нельзя ставить перед собой легкодостижимые и примитивные цели. Да, пока не всё удаётся, но весь наш коллектив, обстановка и уклад лицея нацелены на то, чтобы взять эту вершину под названием: «Свободный человек!»
Часто вспоминаю замечательные слова нашего драматурга Виктора Розова: «Подниматься в гору всегда труднее, чем скатываться с горы». И ещё: «Не давайте на себя облокачиваться...» Поэтому девиз нашего лицея: «Всегда на высоте!»


- И как же Вы поднимаетесь в гору?

Мы входим в топ-рейтинг «400 лучших школ Москвы» по итогам 2013 года. Из 78 выпускников 35 – набрали по трём предметам 220 и более баллов, 25 – по трём предметам 270 и более баллов, было 5 100 бальных результата. Обучение в лицее ведётся с 1 по 11 классы. Да-да, Вы не ослышались, в отличие от многих лицеев у нас есть и начальная школа. Мы очень любим своих малышей и гордимся ими, ведь многие из них показывают высокие результаты по общеобразовательной подготовке, серьёзно занимаются проектной деятельностью, имеют региональные и всероссийские награды, занимаются иностранным языком, музыкой, хоровым пением, спортом, живописью, а с будущего года ещё и балетом. Все дополнительные занятия для начальной школы проводятся во второй половине дня, в лицее. Однако мы предлагаем родителям, у которых нет возможности водить ребёнка в музыкальную школу или в художественную студию, сопровождать после окончания учебных занятий их детей в музыкальную школу имени Сергея Прокофьева или в Школу Акварели Сергея Андрияки, которые располагаются неподалёку от нас, при условии прохождения детьми конкурсного отбора.
У нас работают высококвалифицированные учителя начальной школы и учителя – предметники.1-2 раза в месяц все наши учащиеся посещают театры, концертные залы, экскурсии. Мы активно участвуем в проекте холдинга «Территория интеллекта» - «Город будущего», в рамках которого наши ребята и учителя одерживали серьёзные победы, отмеченные наградами, грамотами и призами. Участие и победы в Международном чемпионате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» давно стали неотъемлемой частью жизни нашего лицея.
Наши лицеисты стали многократными призерами Всероссийских и региональных олимпиад, проводимых МГУ им.М.В.Ломоносова, МГТУ им. Н.Э.Баумана.другими техническими вузами. Темы олимпиад были: «Покори Воробьевы горы», « Шаг в будущее», «Профессор Жуковский», «Космонавтикеа», «Физика». Мы профильная школа Финансового Университета при Правительстве РФ, профильная школа Московской Государственной Академии Ветеринарной Медицины и Биотехнологии имени К.И.Скрябина. Помимо всего этого мы являемся базовой аккредитованной школой МГТУ им. Н.Э.Баумана


Мы формируем свою среду, среду поощрения развития личности. Всегда у человека есть выбор и всему есть цена. Мы предлагаем наш выбор - лицей, расположенный в самом центре Москвы у метро Красные Ворота, три минуты ходьбы, лицей для тех, кто ценит свободу.


- Сколько профилей у вас в школе, я немного запутался.
- А чего путаться, на сегодня их пять. Есть, конечно, еще задумки, но заранее говорить о новом профиле не буду. Физико-математический профиль, информационно-технологический, химико-биологический, экономический и социально-гуманитарный.


- Что значит аккредитованная школа?
- Это значит, что у нас сильные выпускники и многие из них поступают в «Бауманку», потому что партнеров у бауманского ВУЗа много, это очень серьезный и известный ВУЗ. Но вот аккредитованных школ наберется немного, и мы одна из таких школ.
Я твердо убеждена, что у каждой школы должно быть свое лицо.


- И какое же у вашей школы лицо?
- Есть много школ профильных, например, школа искусств или музыкальная, физико-математическая или химико-биологическая. Это не про нас.


- Не понял, поясните, пожалуйста.
- Например, мы сотрудничаем с музыкальной школой имени Сергея Прокофьева. Есть специализированные музыкальные школы, например, при «гнессинке», при консерватории, где дети учатся, - терпеливо стала объяснять София Богородицкая.- Но, там никогда не будет работать сильный учитель математики. Почему? Там все играют на скрипке, и для занятий математикой не будет достаточной мотивации, не будет нужных результатов в обучении, а, следовательно, и сильного преподавателя там не будет, поскольку не будет отдачи его труда. Точно также в обычной школе никогда не будет работать сильный музыкант. Именно из-за отсутствия мотивации.

С кем ему там работать? А вот когда детей с физико-математическим профилем образовывают музыканты, а музыкантам преподаёт математику учитель, который готовит победителей и призёров математических олимпиад, все встает на свои места. В 2013-2014 учебном году мы делали только пробные шаги в этом направлении, а с будущего учебного года практически все наши дети пройдут через такую интересную программу. Те, кто может научиться музыке и хочет этого, будут учиться музыке. А в «прокофьевской» школе много направлений, есть и классика, и фольклор, и джаз, и много еще чего. Школа изумительная. Это целый отдельный разговор. Есть и те, кто не хочет и не может заниматься музыкой. И, тем не менее, музыкально образовываются и те, и другие через обыкновенное общение, работу музыкальных гостиных и проведение «Прокофьевских чтений» во второй половине дня.
Тут недалеко от нас расположена Московская специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом, репродукционным центром и прочим. Я обожаю эту школу. У нас учатся детки из той школы. Мы встречаем и провожаем их на занятия, если надо. И вот смотрите, они сделали для нас подарок, листовки о нашем лицее 1589. Я никогда в жизни так не сделаю, как сделали дизайнеры из школы Андрияки. А вот и целый плакат о нас. Он мне нравится, теплый такой, и одновременно информативный. Редко бывает такое удачное сочетание. Но смотрите, опять начинает работать наша система. Мы сделали со своей стороны шаги, чтобы и обычные дети общались с художниками, а не только те, кто поступил в школу акварели.
Кроме того, открывается студия Центра поддержки и изучения искусства танца "Гранд Балет" Большого театра. Занятия ведет директор школы танца, солистка балета Большого театра – Мария Эриковна Володина. Мария Эриковна продолжает традиции известной балетной династии. Ее мама - Самохвалова М.Н. и папа Володин Э.Г. - заслуженные артисты России, также танцевали на сцене Большого. Я не хочу никого обидеть, балетом и музыкой можно заниматься и при домоуправлении, а можно и на другом уровне. Наша замечательная Мария Эриковна открывает балетный класс.

Может, кто-то и станет артистом, но это единицы, а в основном люди, занимавшиеся в детстве музыкой и балетом, обладают красивой осанкой, здоровьем. Могут прекрасно себя подать, могут красиво танцевать и рядом с ними не стыдно появиться в любом месте. Вот так, собственно, и появляется ребенок свободный.
Я хочу сказать, что все то, о чем я вам рассказываю, готовилось, копилось, трансформировалось в то, что должно выстрелить в сентябре этого года. Уже идет набор в первые классы начальной школы, которые станут особенными. Я имею в виду занятия балетом, раньше ничего такого не было. Уже родители записали своих детей, все влюбились в Марию Эриковну. Все это сейчас создается и с будущего учебного года у нас будет своя хореография и ритмика. Еще раз хочу подчеркнуть, до сегодняшнего дня мы нащупывали путь, сейчас он определен и все будет развиваться уже на качественно высоком новом уровне.


В коридорах и рекреациях лицея много цветов и кожаных диванов. Сейчас готовимся к ремонту, цветы многие прячем, чтобы сохранить. Приходите к нам в начале следующего учебного года, увидите, что лицей буквально утопает в цветах, за ними кроме взрослых активно ухаживают и дети, которые представляют химико-биологический профиль, где находит своё место и экологическое образование. Все ребята понимают, что это для них, поэтому относятся бережно ко всему, что их окружает. У нас нет прокуренных помещений и туалетов. Никто из сотрудников не курит


И теперь, мы переходим к главному вопросу, как дети адаптируются после окончания школы, при поступлении в институт. Свободные дети в том понимании, о котором я вам говорила, везде найдут свое место, они легко смогут интегрироваться в новую для себя среду. Мы прививаем им свое лицо, умение правильно и выгодно себя подать. Не поняли? Ну, скажем, при новом знакомстве, неважно, личном, или с коллективом, можно сказать «здравствуйте», а можно сказать «добрый день!». Вроде разница невелика, но на вас обратят внимание, и вы получите, пусть и небольшой, но, все же, плюсик уже на начальном этапе знакомства, когда людей особенно внимательно оценивают. И из таких «мелочей» складывается общий настрой, и такие дети легко адаптируются и вписываются в любую среду.


А для этого мы внимательно следим за их общим развитием, в том числе, и экологическом, и музыкальном, и художественном. Пусть ребенок не станет художником, но зато он будет разбираться в живописи уже на профессиональном уровне, что может пригодиться во взрослой жизни. У меня тоже была проблема – я всегда стеснялась танцевать. Мне казалась, что я неуклюжая, немузыкальная. В итоге я решила свою проблему, но для этого мне потребовалось приложить определенные усилия. Поэтому я всегда за то, чтобы молодой человек легко входил в новую для себя среду, вписывался в любую ситуацию. Я уже счастлива, что появилась у нас педагог по балету Мария Эриковна Володина
Мне часто говорят, у вас в округе мало жилых домов, откажитесь от начальных классов, сделайте упор на старшие классы. Я не могу отдать начальную школу, в ней заложено наше будущее. Зачем нам надеяться только на другие школы, которые в своих традициях растят малышей, мы и сами неплохо справимся, ведь это так здорово, когда они наши уже с 1-го класса.


Теперь о школьной форме. Нам вот предлагают ее. Принесли буклеты с образцами. Не все старшеклассники хотят её носить, есть и родители старшеклассников, которые против школьной формы. У нас в качестве формы пока приняты серые пиджаки и светлые рубашки. Примерно 80% детей и родителей поняли, что это надо, прежде всего, для них самих. Что ж, наши ряды растут, не хотим никого принуждать, процесс идёт постепенно, малыши и средняя школа уже не мыслят себя без формы во время учебных занятий, надеемся уже в следующем учебном году решить в основном эту проблему. Главное, чтобы сами дети почувствовали себя свободными и поняли, что подростки в рваных джинсах и толстовках с капюшонами не всегда лучший пример для подражания. Ассоциировать себя надо с людьми успешными как внешне, так и внутренне, с теми, кто вызывает доверие и уважение. Таких людей может быть не так много, но именно с них надо брать пример. Они же не ходят на работу в той же одежде, что на рыбалку. А пребывание в школе – это работа, да ещё какая !!! В свое время легендарного советского певца Леонида Утесова спросили, что такое хорошо одеваться, он ответил просто – если вы на пляж придете во фраке, то это значит, что вы плохо одеты.


Хочу еще остановиться вот на чем. Бывает даже с некоторым чувством гордости , мне говорят, что ребенок подрабатывает в Макдональдсе, еще где-нибудь. Посуду моет или полы. А я этого не понимаю и всегда спрашиваю, а по математике, у него какая оценка? Помыть полы, чтобы купить айпад?! Я всегда спрашиваю в таких случаях, вы для чего это делаете? Вашему ребенку нужен навык мыть полы? Ведь он лишается полноценного отдыха, у него возникают предпосылки для отставания в учёбе, ему некогда заняться спортом. Вот какова цена этого айпада? Нет, молодой человек не поймет, как не просто зарабатываются деньги, а скорее наоборот... Ведь, если подросток 15- 17 лет физически здоров, то ему гораздо легче помыть полы или выполнить работу курьера, чем получить отличную оценку скажем по математике. К тому же социально незащищенные семьи в Москве получают поддержку в виде пособий, бесплатного питания в период пребывания в школе и т.д.


- У вашего лицея есть своя символика, что-то свое, или вы просто лицей, один из многих?
- У нас есть свой напиток лицевуха, это клюквенный морс с медом. Напиток безалкогольный и очень вкусный. Все праздники обязательно сопровождаются распитием нашей фирменной «лицевухи». Распиваем «лицевуху» каждый год во время посвящения в лицеисты.


- Это первого сентября?
- Нет, это 19 октября. Вы знаете, в этот день образовался Царскосельский лицей. И получилось совершенно случайно, что мы получили аккредитацию как лицей именно в этот день. Так уж совпало заседание комиссии. Случайность, или как знать, может и преемственность ? Во всяком случае, наш праздник дня лицеиста стал именно 19 октября. А, вообще, мне принадлежит авторство символики учебного заведения. Наш логотип представляет собой традиционную академическую шапочку-четырёхуголку с кисточкой, донышко которой стилизовано под дискету. Этот логотип иллюстрирует особенность школы, где получение знаний ассоциируется с информационным пространством и информационными технологиями. Ведь общеизвестно, что кто владеет информацией, тот владеет миром. На ней нанесен стилизованный рисунок компьютерной дискетки. Когда мы только начинали, компьютерная дискета была самым передовым символом прогресса. Самым передовым носителем информации. Время летит стремительно, и скоро школьники будут спрашивать, а что такое дискета?
Наш Герб имеет традиционную форму щита, на котором на фоне российского триколора расположены розы – символ процветания России, в которое учащиеся и выпускники Лицея должны вносить свой посильный вклад. Логотип лицея – символ качественного и современного образования, получаемого в Лицее. Горная вершина – символ стремления учащихся Лицея к высокому уровню знаний, умений и морально-этического содержания, отражает девиз Лицея «Всегда на высоте!»
Наш Орден – это знак отличия, который является формой поощрения и морального стимулирования учащихся за отличную учёбу, заслуги и достижения в общественной и культурной жизни учебного заведения, победы на олимпиадах и конкурсах. Орденом может быть награждён учащийся Лицея 9-11 класса, проучившийся в нём не менее одного года, имеющий только отличные оценки по всем профильным дисциплинам и внесший существенный вклад в упрочнение репутации учебного заведения. Орден представляет собой золотую подвеску в виде буквы «Л» (лицей), а лицеисты, награждённые таким знаком отличия, считаются Кавалерами «Ордена Золотой Лицейской Подвески». Кавалер Ордена Золотой Лицейской Подвески очень уважаемый в лицее человек. В школе их гораздо меньше чем медалистов. Получить такой орден очень трудно. Он дается за две позиции. И я не знаю, какая из них весомее. Первая- учеба, и вторая – вклад в репутацию лицея.


- А песню кому заказывали?
- «Лицейский Вальс»? Вы знаете, мы никому не заказывали, в то время когда возникла необходимость в своей лицейской песне, мы были очень стеснены в деньгах. Я, как смогла, написала слова вальса на музыку Исаака Дунаевского из фильма «Испытание верности». Наш «Лицейский вальс» мы поем на всех лицейских праздниках, под него наши выпускники прощаются с лицеем, под него танцуют вальс в стенах лицея.


- Всегда считалось, что успешного человека может воспитать только успешный человек, а успешный человек в наше время – это человек материально обеспеченный. Как обстоят дела с заработной платой учителей и сотрудников лицея?
- Вы знаете, и учителя, и сотрудники, и директор лицея в наше время, по крайней мере в Москве, - это совсем не бедные люди.
Достаточно приличная белая государственная зарплата, в Интернете в свободном доступе можно получить все данные на этот счет. Это раньше плакали над разбитой судьбой. Я плохо отношусь к таким людям – не нравится, не работай. Если человек согласен работать за пять тысяч, то он должен хорошо работать за эти деньги. Да, именно так, работать всегда надо только хорошо. Я вообще считаю, что плохо нельзя работать, ни за какие деньги. Сейчас зарплата учителей в нашем лицее высокая. Я не буду говорить про зарплату каждого из наших учителей, но средняя учительская зарплата составляет 82 тысячи рублей, а средняя зарплата сотрудников лицея – 76 тысяч рублей.


У нас есть очень интересные родители, они читали на тему борьбы с курением прекрасные лекции, иллюстрировали, что называется живьем, как бороться с курением.. Ну, и, если, основная масса детей против курения, то они сами останавливают друг друга .Срабатывает тезис о том, что у нас тут все общее. Срабатывает осуждение курильщиков своими же товарищами.
Вы понимаете, здоровье мало кто ценит, пока оно есть. Вот и дети, когда им говоришь, что от курения может развиться рак легких, они смотрят пустыми глазами. Не работает это для ребенка. Это, как если бы вас пообещали наказать за проступок через пятьдесят лет. Если ребенку сказать, что он может умереть в тридцать лет, то для него это великая старость. Для него такая отдаленная перспектива не значит ровным счетом ничего. А вот когда он сегодня и сейчас достал сигарету, а ему его же товарищи сказали, убери, вот это работает.


- Значит, у вас нет в школе ни курения, ни вандализма, ни распития чего-либо?
- Ой, нет, что вы. Ну, буду честна с вами, трудные дети периодически появляются , но они не вписываются в общую атмосферу, им в ней не комфортно Дети должны держаться за это место, а мы, взрослые должны делать все, чтобы ребенок смог адаптироваться и влиться в наши ряды.


-Что вы сами для себя считает важным в своей работе? Можете это определить?
- Для меня важно, чтобы дети и их родители выбирали наш лицей для получения образования, чтобы лицей был востребован, а дети вырастали свободными и становились личностями с большой буквы. Для меня важно утверждение о том, что директор образовательного учреждения, - менеджер, работающий в педагогической сфере, поэтому он обязан быть хорошим учителем. Директор, решающий только хозяйственные и материальные задачи не сможет повести за собой ни детей, ни учителей, ни родителей, - отвечает директор лицея 1589.- Для меня важно испытывать чувство гордости от того, что удалось создать творческий работоспособный, высокопрофессиональный коллектив учителей-единомышленников, который готов на практике реализовывать и воплощать в жизнь самые передовые теории и программы Российского образования. Я очень дорожу нашей командой, стараюсь ей соответствовать и оправдывать её доверие. Блестящий японский менеджер прошлого столетия, один из создателей компании «Сони», - Акио Морита справедливо утверждал: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди... Человек, который занимал руководящий пост и был облечён доверием, покрывает себя позором, если обманывает это доверие».
Очень люблю свою работу и прежде чем стать руководителем, прошла все ступеньки профессиональной карьеры снизу – доверху. Стремлюсь выстраивать её творчески, в соответствии с известным высказыванием Ф. Селзник: «Искусство руководителя-творца – это искусство создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировать организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности».

Для меня важно в своей работе большое значение придавать прогнозированию успешных образовательных проектов. Много раз, на протяжении трудовой деятельности меня спасали коммуникабельность и чувство юмора, неоднократно приходилось «держать удар» и брать ответственность на себя, не сдаваясь, идти к поставленной цели. Для меня важно, чтобы окружающие считали меня порядочным человеком. Не приемлю грубостей и унижений особенно по отношению к детям и подчинённым. Очень ценю профессиональную компетентность. Для меня важно, сформулированный нами девиз Лицея : «Всегда на высоте!»

Для меня важно, что моя трудовая деятельность связана с обучением и воспитанием детей и подростков. У меня вызывают улыбку высказывания о том, что образование – неприбыльная статья бюджета. Я полностью разделяю мнение французского философа, историка и писателя Эрнеста Ренана: «Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее»- подытожила София Богородицкая.


Обозреватель журнала «Экоград» Александр ПерепечкоСофия Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 2София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 3София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 4София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 5София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 6София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 7София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 8София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 9София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 10София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 11София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 12София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 13София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 14София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 15София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 16София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 17София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 18София Богородицкая в лицее создает новый бренд выпускника –«свободный человек» - фото 19

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить