Снижение природоохранных требований под воздействием современной геополитической ситуации приведет к эскалации экологического кризиса

Снижение природоохранных требований под воздействием современной геополитической ситуации приведет к эскалации экологического кризиса - фото 1Реплика от корреспондента "ЭкоГрад" Александрпа Веселова: сегодня 13.10. 2022 года депутаты и эксперты Государственного Собрания - Курултая РБ - рассматривают проблемы охраны атмосферного воздуха в Республике



Наша цивилизация сталкивается с растущим числом чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая промышленные аварийные ситуации, наводнения, засухи и аномальные погодные условия, растущие показатели фонового загрязнения окружающей среды. Промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и коммунальное хозяйство повышают нагрузку на все компоненты окружающей среды, идет неуклонный рост накопленного экологического вреда, в том числе за счет кратного увеличения объемов образования отходов. Все эти комплексные факторы отрицательно воздействует на биосферу, на здоровье человека, отражаются на качестве жизни населения.


Военные конфликты всегда имеют свой конец, тогда как глобальный экологический кризис уже не остановить традиционным набором риторики и частично неработающих правовых норм в сфере охраны окружающей среды . Очевидно, что нужны уже экстраординарные меры. Тем более, что именно угроза экологической безопасности цивилизации может стать объединяющей политической платформой для взаимодействия всех стран современного мира.


По последним результатам опроса населения 79 % населения России - считает самой серьёзной проблемой экологию и загрязнение окружающей среды.

В рамках проводимого сегодня 13 октября 2022 года заседания Рабочей группы по мониторингу соблюдения законодательства по охране атмосферного воздуха Государственного Собрания -Курултая РБ РОО "Союз экологов РБ внес предложение рассмотреть следующие вопросы:

 

1. Республика Башкортостан имеет на своей территории крупнейшие в Европе нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, ряд иных вредных производств с чрезвычайной плотностью их концентрации в Уфимском и Южном промузлах. В условиях резкого снижения в последние годы эффективности федерального экологического надзора за крупными предприятиями – источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утверждать в официальной отчетности о том, республика имеет средний показатель индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) является необоснованными и безответственными действиями мониторинговых служб и надзорных органов, И ЭТО не позволяет принимать эффективные правовые, программные и политические решения в данной сфере. Органы власти республики, ОМСУ и население не имеют полной, объективной и своевременной информации о загрязнении окружающей среды и о мерах по ее охране (статьи 4.3.,11., 12, 13 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Население не предупреждается о неблагоприятных метеоусловиях и сопутствующих им фактах ВЗ и ЭВЗ (а это примерно 100-150 дней в году), что приводит к массовым жалобам жителей республики в периоды НМУ или при залповых выбросах ЗВ с территории предприятий. При этом в республике не применяется статья 8.5. КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» как в отношении предприятий-источников загрязнения, так и в отношении мониторинговых и надзорных органов. Аналогично, в республике нет ни одного случая привлечения к уголовной ответственности по статье 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей» применительно к экологической информации

 

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РБ от 27 июля 2020 года N 466
«Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан», как показывает практика, не работает. В частности:
- в перечне контролируемых веществ содержится (выборочно по городам) всего 35 загрязняющих веществ (ЗВ), тогда как основные предприятия-загрязнители выбрасывают в атмосферный воздух сотни наименований ЗВ;
- из системы мониторинга и оповещения исключено Управление Роспотребнадзора по РБ с его постами наблюдения и соответствующими полномочиями;
- порядок не предусматривает проведения экстренной внеплановой проверки предприятия -потенциального источника выбросов по результатам мобильного или стационарного мониторинга;
- отсутствует ответственность предприятий, не согласовавших планы снижения выбросов при НМУ, а также не выполнивших эти мероприятия при наступлении НМУ;
- фактически режимы сокращения выбросов при НМУ не соблюдаются, сокращение производственной мощности при НМУ не происходит, госконтроль отсутствует.
- не обозначена ответственность УГМС, теруправлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора за нарушение Порядка, полностью отсутствует роль прокуратуры в данной схеме.
-организатором мероприятий при НМУ и контролером обозначено Минэкологии РБ, тогда как полномочия надзора за основными источниками выбросов есть только у теруправления Росприроднадзора и т.д. То есть, данный Порядок подлежит почти полной переработке.

 

3. Практика правоприменения в сфере охраны атмосферного воздуха в РБ со стороны Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора.
-  отсутствует инициатива по проведению внеплановых проверок предприятий при НМУ, а также по проверке ранее выданных предписаний;
- реальные результаты надзорной и разрешительной деятельности управления полностью закрыты от общественности и неясен вопрос: пользу или вред природе и обществу наносит указанный орган?
- применение незначительных штрафных санкций по результатам проверок неадекватно системности нарушений и сопутствующему экологическому вреду;
-отсутствуют удовлетворенные судами иски по возмещению вреда , наносимого загрязнением атмосферного воздуха;

- отсутствуют удовлетворенные судами иски по приостановке эксплуатации предприятий, цехов, участков за систематические и грубые нарушения;
- отсутствуют удовлетворенные судами иски по дисквалификации должностных лиц предприятий-загрязнителей;
- не передаются материалы в правоохранительные органы по статье 251 УК РФ( Загрязнение атмосферы).

 

В целом, по данным из открытых источников отмечается крайне низкий профессиональный уровень квалификации проверок Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора и есть признаки преступного бездействия или халатности в осуществлении федерального экологического надзора.

Председатель РОО «Союз экологов РБ;
Александр Веселов
13 октября 2022 г. г. Уфа

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить