У компаний – разные стратегии в отношении инвестиций в геологоразведку. Во многом это связано со структурой активов, финансовым положением, долговой нагрузкой.
Предварительно могу сказать, что ситуация сложная, но не критическая. По поисково-разведочному бурению компании привязывают свои планы к текущей конъюнктуре. Тем не менее, компании не свернули работы даже по проектам освоения трудноизвлекаемых запасов. И лицензионные обязательства в целом выполняются.
Лидер – Сургутнефтегаз. Компания держит стабильные уровни поисково-разведочного бурения и сейсморазведки, значительно превышающие объем лицензионных обязательств. У других компаний в целом произошло небольшое снижение объемов поисково-разведочного бурения в 2015 г.
Башнефть продемонстрировала в 2015 г. один из самых высоких уровней компенсации добычи. В частности, в Волго-Уральской провинции при добыче в 16,5 млн тонн прирост – 20,2 млн тонн. По Тимано-Печоре цифры соответственно – 1,4/17,8 млн. тонн. По ХМАО – 2/5,2 млн тонн.
Компании будут приращивать запасы за счет доразведки на эксплуатируемых участках недр, хотя темпы изучения новых территорий снижаются.
В связи с этим мы предложили целый ряд стимулирующих мер и дорабатываем дополнительные. Прежде всего, речь идет о распространении заявительного принципа на участки недр, содержащие ресурсы УВС. На этот счет уже есть поручение Президента РФ В.В.Путина.
Принцип очень эффективно сработал по участкам с твердыми полезными ископаемыми, причем в сложный период, и в 2015 году произошел серьезный приток инвесторов в эту сферу. Рассчитываем, что такой же эффект будет по углеводородным участкам. В результате сюда может быть привлечен в больших объемах частный рисковый капитал.
Из других мер – изменения в положение о границах лицензионных участков и 61 приказ, которые позволят недропользователям прирезать запасы нижележащих горизонтов, поставленных на баланс, и проводить поисковые работы на нижележащих участках, где запасы на баланс еще не поставлены.