Минувшим летом в повестку дня снова вошла уже подзабытая было идея об увеличении налоговой нагрузки на доходы богатых россиян. Ее приверженцы упирают на социальную несправедливость действующей системы, когда и миллионер, и школьный учитель платят с зарплаты единую ставку НДФЛ (13%). Однако противники налоговой реформы предупреждают, что возвращение к тезису "взять все да и поделить" принесет больше вреда, чем пользы.
Чем богаты?
Идея обложить олигархов и других обеспеченных россиян более высокими налогами витает в коридорах власти с начала отпускного сезона. Еще в мае член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева заявляла, что введение прогрессивной шкалы позволит пополнить федеральный бюджет примерно на 300 миллиардов рублей.
В июне об этом заговорила уже вице-премьер Ольга Голодец – по ее словам, если добавить налогов россиянам с доходами 7-8 миллионов рублей в год и выше, то получиться хорошая прибавка к госбюджету. А в августе ряд депутатов ЛДПР уже внесли в Госдуму законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы – для сверхбогатых они предлагали сделать налог в размере 70%. Разработчики документа посчитали, что так можно будет добыть лишние 2 триллиона рублей в виде налогов.
К дискуссии о том, как заставить богатых платить больше, власти подталкивают два фактора. Первый – это брешь в бюджете, которую надо чем-то заполнять, и миллионеры с их богатством здесь могут прийтись как нельзя кстати. Второй – это грядущие выборы в Госдуму, когда политики пытаются заработать очки в глазах избирателей на теме восстановления социальной справедливости.
На первый взгляд идея выглядит беспроигрышной – богатые от новых налогов не разорятся, а изъятые у них деньги можно будет направить на помощь бедным. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что в этом вопросе не все так просто.
Богатые тоже платят
Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров напоминает, что президент России Владимир Путин ввел мораторий на изменения в налоговой системе до 2018 года. А потому разговоры о внедрении прогрессивной шкалы налогов он считает не более, чем пиаром.
"Разрыв между богатыми и бедными, сбор дополнительных доходов – все это хорошо звучит, но только с трибуны", – указывает он.
Депутат напомнил, что введение единой ставки на уровне 13% привело к массовому выводу налогов из тени. А вот попытка повысить сборы за счет увеличения ставки для богатых приведет к обратному эффекту, предупреждает депутат.
"Богатые люди начнут интенсивнее уклоняться от налогов, объем поступлений снизится, а основное налоговое бремя ляжет на средний класс. Вряд ли бедным станет лучше от того, что богатые будут уклоняться от налогов, и поверьте, у них со штатом высококлассных юристов и финансистов это получится замечательно", – пояснял он в интервью РИА Новостям.
По словам Макарова, в России сегодня больше 100 миллиардеров, и все уже "посчитали, сколько с этих "буржуев" можно получить в бюджет". Однако большинство из платят налоги в России лишь благодаря низкому подоходному налогу, и уйдут в другие, более комфортные юрисдикции, если пытаться их прижать.
"В результате мы не только не получим дополнительных доходов в бюджет, но и не недополучим того, что они платят сейчас", – заключает глава думского комитета.
Побочные эффекты
Депутат предупредил, что под прогрессивную шкалу подпадут северяне с их коэффициентами и надбавками, оборонная промышленность и десятки других отраслей экономики, в том числе IT-отрасль. Кроме того, это ударит по зарубежным ученым и высококвалифицированным специалистам, которые приезжают в Россию работать именно благодаря ставке в 13%.
"Прогрессивная система налогообложения на таком фундаментальном уровне дестимулирует человека работать больше",
– указывал в интервью "Интерфаксу" замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. По его словам, многие страны, отказавшиеся от плоской шкалы, были бы рады к ней вернуться – однако по политическим причинам это едва ли им удастся.
"Для меня очевидно, что отмена плоской шкалы налогообложения не сделает бедных богаче, но при этом отпугнет инвесторов и значительно повысит административные издержки, – в свою очередь уверен Макаров. – Сейчас не время менять систему".
Против прогрессивных налогов выступает и Минфин. Несмотря на отчаянные попытки изыскать дополнительные средства в худеющий бюджет, инициативы сделать это за счет увеличения ставки НДФЛ там категорически отвергают. В ведомстве Антона Силуанова считают, что такие меры создадут риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда.
Роскошная налоговая альтернатива
Однако есть и другие способы заставить богатых делиться с государством. Ряд экспертов полагает, что правильнее облагать повышенными сборами не доходы, а расходы. По их мнению, неправильно ставить в один ряд бизнесмена, который всю свою прибыль тратит на расширение производства и создание новых рабочих мест, и тех, кто скупает яхты, особняки и самолеты.
В этом смысле альтернативой прогрессивной шкале может стать налог на роскошь – хотя частенько их и применяют в сочетании. Такой подход является более прицельным – он практически не затрагивает простых граждан (в отличие от повышения ставки НДФЛ), и его объектами действительно становятся те, для кого подобное налоговое бремя не станет непосильным.
Отдельные элементы такого налогообложения уже введены в России – повышенные ставки ждут владельцев автомобилей стоимостью более 5 миллионов рублей. Раскошелиться придется и за удовольствие иметь яхту, дорогой катер, личный самолет и другие дорогостоящие транспортные средства.
Кроме того, полным ходом идет налоговая реформа в отношении земель и недвижимости. Ее смысл в том, чтобы заставить современных помещиков платить в бюджет адекватные, а не мизерные налоги. Но и у этой реформы есть оборотная сторона – в обозримой перспективе владение обычной квартирой в Москве, к примеру, тоже может превратиться в роскошь, поскольку налоги на нее вырастут кратно.
Источник →