Ничто не ново под Луной, хотя правды, как сказал классик, нет ни здесь, ни там. А всё потому, что земляне то не хотят знать, то чураются помнить. История и естествознание в эпоху антропоцена стремительно превратились в какую-то коллективную однодневку, где «мир не был до меня и создан мной», синхрония худо-бедно присутствует, а уж диахрония уже не заклеймена как буржуазное течение мысли, но осталась всего-навсего уделом чудаковатых маргиналов Несторов. Бабло и маржа здесь и сейчас вкупе с методической лёгкостью сталинских планов преобразования природы, услужливо и подобострастно притиснутыми Трофимом Лысенко, превращают натуру в большой краник, захотел – открыл, захотел – поставил на деления, захотел – закрыл, в том числе раз и навсегда. Ах, да, о чём такое былинное вступление? Да всё о Байкале… о чём же ещё теперь говорить в экологической тусовке.
Босх и Брейгель-ст., Магритт и Дали всё спорят о гениальности, а брейгелевские слепые зомбируются дудкой нового крысолова. Потому что ещё и про старую большинству ничего не понятно – Иркутская ГЭС, сделавшая утопленниками целый пласт окрестных деревень и уникальный уклад местной культуры до сих пор воспринимается как гигантский технопрорыв. А ведь великий русский писатель Валентин Распутин предупреждал (а наш журнал сразу после его смерти напомнил (ЭкоГрад. 2015. №3 (спецвыпуск по Байкалу). С. 133-136): «Этот русский космизм в донельзя партийной советской литературе 1970–1980-х выразил Валентин Распутин в своем апокалиптическом видении смерти затопляемых деревень, земли которых отходили под строящуюся ГЭС. Это происходило на его глазах. Это он наблюдал еще из своего дома в селе Аталанке, вблизи порта Байкал, около рельсов Кругобайкальской железной дороги»). Новый техноштурм, где великое живое озеро сражается с тупой бюрократической мертвечиной – это новый проект постановления Правительства России «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал» https://regulation.gov.ru/projects#npa=107272, инициированный водным ведомством и пока проходящий обкатку в его структурах. И это хорошо – ещё не поздно остановить! Спецкор «ЭкоГрада», лауреат звания «Эколог года-2015 по версии журнала «ЭкоГрад» Маргарита МОРОЗОВА предупреждает: «Сейчас на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проходит общественное обсуждение документа. На это отвели 10 дней, своё мнение можно оставить до 16 СЕНТЯБРЯ».
И это тот немногий случай, когда твоё мнение сейчас ещё что-то значит…
КАК ЭТО БЫЛО
Диверсия в виде новации
Общественный совет Росводресурсов 10 сентября провёл заседание, на котором обсудили вопрос о проекте постановления правительства России о минимальном и максимальном уровнях озера Байкал. Мнения членов совета в итоге разделились. Об этом сообщил член Общественного совета и российский координатор коалиции «Реки без границ» Александр Колотов.
– По моей инициативе вопрос о минимальном и максимальном уровнях Байкала был включен в повестку вчерашнего заседания Общественного совета Росводресурсов. Была довольно жаркая дискуссия. В итоге на голосование был поставлен вопрос о поддержке Общественным советом данного постановления. Я проголосовал против, ряд членов совета воздержались, и в итоге решение о поддержке проекта постановления не было принято, – сказал он, добавив, что председатель совета не озвучил, сколько членов поддержали проект постановления.
Эксперт отметил, что поборники изменений из года в год приводят одни и те же аргументы за расширенный диапазон регулирования. Напомним, с 1 января 2021 года Росводресурсы предлагают установить максимальное и минимальное значения уровня воды в озере:
* в период средней водности на отметках соответственно 457 и 456 м (в тихоокеанской системе высот);
* минимальное значение уровня воды в озере Байкал в период малой водности (маловодный период) на отметке 455,54 метра;
* максимальное значение уровня воды в озере Байкал в период большой водности (многоводный период) на отметке 457,85 м.
Сообщается, что, в частности, установление верхней границы (457,8) позволит не допустить подтоплений и ущерба объектам экономики. Такое регулирование позволит обеспечить условия нормальной жизнедеятельности в период затяжного маловодья в Байкальском регионе, а также безопасность населения и объектов экономики при пропуске паводков редкой повторяемости, говорят в Росводресурсах.
Однако, как отмечает Александр Колотов, предлагаемая инициатива усугубляет порочную практику принятия решений по регулированию уровня озера Байкал без учёта возможных негативных последствий для экосистемы озера.
– Мы убеждены, что предлагаемый чиновниками подход к «окончательному решению» проблемы уровня Байкала может быть мотивирован только соображениями ведомственной выгоды, но не интересами дела, ибо в этом году на Байкале не наблюдается экстремальной водности, что, безусловно, оставляет время на обоснование оптимальных подходов к решению проблемы, – говорит эксперт. – Статья 7 Федерального закона «Об охране озера Байкал» указывает на то, что решение о предельных значениях уровня воды в озере Байкал должно приниматься правительством РФ «в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние». Однако приводимые чиновниками резоны для введения нового режима регулирования уровня Байкала прямо противоречат указанной статье закона: на том же заседании Общественного совета Росводресурсов мы снова услышали, что изменения уровня допускаются исключительно «для обеспечения устойчивого функционирования отраслей экономики и безопасности населения», «необходимости обеспечения надежности систем хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения в нижнем бьефе Иркутской ГЭС» и с целью «не допустить подтоплений и ущерба объектам экономики».
Кроме того, отмечает Александр Колотов, по мнению представителей коалиции «Реки без границ», новая инициатива Росводресурсов грубо нарушает принцип статьи 5 ФЗ «Об охране озера Байкал», поскольку предполагает решать социально-экономические задачи без учёта задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал, что подвергает его существенным рискам.
– В конце прошлого века регулирование уровня Байкала в исключительных интересах влиятельных субъектов хозяйствования привело к существенным негативным последствиям для озера, что и потребовало проведения работ по обоснованию особых режимов регулирования уровня Байкала, результаты которых теперь без каких-либо экологических изысканий предлагается отменить, – напоминает Александр Колотов.
Это мнение поддерживает и координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы, эксперт Общественного совета при Минприроды России Игорь Шкрадюк. Он выражает опасение, что, если решение будет принято в том виде, что предлагают Росводресурсы, состояние экосистемы Байкала, работа Транссиба и благополучие жителей побережья будут принесены в жертву интересам энергетиков.
– Если по действующим правилам использования Иркутского водохранилища, принятым в 1988 году, минимальная мощность Иркутской ГЭС 290 мегаватт, то новые предельные уровни установлены, исходя из минимальной мощности 372 мегаватта (в другой части отчёта 376 мегаватт, откуда взяты оба числа – неизвестно). Это одновременная работа пяти из восьми турбин Иркутской ГЭС и расход воды более 1500 кубометров в секунду. В маловодные годы такой расход означает понижение уровня Байкала до технического предела (когда турбины работать уже не могут) и остановку ГЭС. Остановка будет потом, а выручка от продажи электроэнергии сейчас, – комментирует он на своей странице в Facebook.
На научный отчёт, о котором идёт речь в словах эксперта, ссылаются чиновники при лоббировании инициатив по изменению диапазона, но этот документ вызывает вопросы у активистов.
– Мне удалось найти и прочитать этот отчет. Два тома общим объёмом 360 страниц. Одни части этого отчёта противоречат другим, выводы не соответствуют содержанию. Вопреки большому объёму данных о разрушениях береговых сооружений, в том числе, защитной стенки Транссибирской магистрали, в конце утверждается, что «кратковременное повышение уровня не приведёт к дополнительному ущербу». Хотя для разрушительных последствий достаточно нескольких часов шторма. В отчёте подробно описано, что для развития мальков омуля и для выведения птенцов птиц важны определенные требования к уровню воды в апреле июне и к скорости его изменения. Но и эти данные в заключении поставлены под сомнение, – пишет эксперт.
Вместе с тем экологи, а также учёные на протяжении многих лет предлагают Минприроды, Росводресурсам и другим инстанциям провести комплексную экологическую оценку проблем водопользования на Байкале, что могло бы помочь и в нормировании режима уровней, и взаимной увязке многих аспектов природоохранных норм на озере. Но эти инициативы игнорируются, резюмирует Александр Колотов. Зато предложение Росводресурсов противоречит не только действующему российскому законодательству, но и международным обязательствам России. Речь идёт о двух договорах – Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия и Конвенции об охране водно-болотных угодий (Рамсарская конвенция).
– На наш взгляд, регулирование уровня озера Байкал в предложенном расширенном диапазоне неизбежно приведет к усугублению деградации и существенным разрушениям естественных экосистем в дельте реки Селенга, которые охраняются в рамках этих двух конвенций, – комментирует эксперт.
Также экологи считают, что это шаг Росводресурсов явно противоречит обязательствам России по охране озера Байкал в рамках ратифицированной Россией Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, так как предлагаемые меры не оценены с точки зрения охраны и устойчивого управления Байкальским участком Всемирного природного наследия.
– В очередной раз проигнорировано решения 41-й и 42-й сессий Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, предписывающие провести экологическую оценку потенциальных последствий расширения диапазона колебаний уровня озера Байкал для участка Всемирного наследия и НЕ принимать новых решений до верификации результатов этой оценки со стороны Центра Всемирного наследия. Многократное пренебрежение обоснованными требованиями Комитета по ключевой проблеме охраны экосистемы озера Байкал может послужить поводом к постановке вопроса о переводе его в список «Всемирное наследие под угрозой», что крайне негативно скажется на авторитете России, только что снова вошедшей в состав Комитета, – говорит Александр Колотов.
В качестве выхода из сложившейся ситуации коалиция «Реки без границ» предлагает до рассмотрения правительством РФ нового проекта постановления о регулировании диапазона уровня колебаний озера Байкал провести тщательные научные исследования влияния регулирования уровня на экосистему озера Байкал, а на базе этих исследований – стратегическую экологическую оценку водохозяйственного использования водных ресурсов озера Байкал. Обсуждение научного обоснования и предлагаемых режимов регулирования уровня должно быть открытым, что в комплексе позволит создать обоснованный долговременный режим регулирования, отвечающий интересам охраны Байкала.
Сейчас на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проходит общественное обсуждение документа. На это отвели 10 дней, своё мнение можно оставить до 16 сентября.
ПОДОПЛЕКА
Как чиновники управляют Байкалом
Байкал, как некое волшебное зеркало, продолжает высвечивать самые неприглядные аспекты деградации российской системы управления, обнуленной пандемией. С удручающим постоянством ведомства и крупные компании демонстрируют в этом зеркале неумение и нежелание учитывать в своих действиях императив охраны озера Байкал на основе экосистемного подхода и экологического мониторинга.
Еще не остыло возмущение, вызванное отменой государственной экологической экспертизы и запрета на вырубки лесов на Байкальской природной территории «в целях создания магистральной инфраструктуры» (о чём «ЭкоГрад» писал совсем недавно и довольно много), как на Байкале грядет новое ослабление природоохранных правил: бесконтрольный слив озера через турбины Иркутской ГЭС пытаются узаконить навсегда.
Росводресурсы и Минприроды РФ опубликовали для спешного десятидневного «обсуждения» проект постановления Правительства Российской Федерации «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал». И от этого нововведения Байкалу может не поздоровиться.
Напомним, что в статье 7 Закона об охране озера Байкал прямо заявлено: «В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние устанавливаются …требования к водному режиму озера Байкал», в том числе «запрет на повышение уровня воды в озере Байкал выше максимальных значений и снижение уровня воды в озере Байкал ниже минимальных значений, установленных Правительством Российской Федерации». Во исполнение закона в 2001 году Правительство РФ приняло постановление, устанавливающее для колебаний уровня Байкала диапазон в 1 (один) метр – от 456 до 457 метров над уровнем моря.
Одной из причин принятия постановления правительства было разнузданное поведение гидроэнергетиков, злоупотреблявших данной им Правилами использования водных ресурсов водохранилища Иркутской ГЭС возможностью запасать в озере максимальный физически возможный объем воды для выработки электричества в периоды, когда это особенно выгодно для энергосистемы. В многоводные 1983–1995 годы энергетики неуклонно форсировали уровень Байкала до максимально возможных отметок, которые к тому же накладывались на период осенних штормов. Результатом была эрозия берегов, размыв островных гряд, подтопление прибрежных территорий, уничтожение нагульных водоёмов для молоди селенгинской и северобайкальской рас омуля. Высокие уровни воды в озере привели к размыву внешней части дельты реки Селенги, являющейся водно-болотным угодьем международного значения и важнейшим буфером, защищающим Байкал от поступления загрязняющих веществ. Угроза затопления и подтопления нависла над поселками Корсаково, Максимиха, Сухая, Энхалук, Рыбзавод, Оймурский, Красный Яр, Новая Деревня, Жилино, Мурзино, Исток, Посольское, Боярск, где в результате было перенесено более 300 дворов. В зону риска разрушения попали десятки километров железных и автомобильных дорог, линий связи, множество портов и причалов. Так как все эти напасти приходились в основном на низкие берега в Бурятии, а Иркутская ГЭС в те годы подчинялась Иркутской области, то недовольство угнетаемого энергетиками населения легко перерастало в межрегиональные трения.
Именно для того, чтобы эти безобразия не повторились, и было принято в 2001 году решение ограничить колебания безопасным метровым диапазоном.
Но климат меняется, а человек к этому плохо и медленно адаптируется. В «пояснительной записке» к новому проекту «Постановления о минимаксе», написанной Росводресурсами, неосмотрительно сказано, что «необходимость… увеличения диапазона колебаний уровня воды в озере Байкал возникла в начале 2015 года и была обусловлена исключительно природными условиями – экстремально низкой водностью в бассейне озера… В целях предотвращения чрезвычайной ситуации в г. Ангарске потребовалось использование водных ресурсов озера Байкал ниже минимальной отметки 456,0 м ТО».
Если перевести этот пассаж на язык известных нам фактов, то речь идет о сложившейся в 2011–2015 годах ситуации, когда на фоне долговременного маловодья на Байкале по поручению Путина было форсировано наполнение огромного водохранилища новой Богучанской ГЭС на Ангаре – единственной реке, вытекающей из Байкала. Затопление зачищенного от людей, но не от тайги ложа водохранилища Богучанской ГЭС вкупе с неточным прогнозом водности привело к резкому падению уровня Байкала и сокращению сброса воды через Иркутскую ГЭС в Ангару. Здесь фактором, лимитирующим уменьшение стока, стал водозабор иркутской ТЭЦ-10, что и грозило «чрезвычайной ситуацией». В 2015 году региональной Комиссией по ЧС всерьез рассматривалась альтернатива «сливу Байкала» – удержание уровня озера путём снижения зимнего расхода в реке Ангара, но это потребовало бы заглубления водозабора ТЭЦ-10, которая также, как и Иркутская ГЭС, принадлежит холдингу En+ (созданного Олегом Дерипаской для консолидации своих энергетических активов), и такой вариант решения проблемы был отвергнут компанией.
В своей «пояснительной записке» Росводресурсы далее пишут, что в маловодный период 2014–2018 годов озеро Байкал было сработано ниже минимального уровня 456,0 м в четырех годах на глубину 10–29 см и что «негативных последствий для экологической системы озера Байкал и объектов, расположенных на берегах озера Байкал, не зафиксировано». В действительности же такое рукотворное маловодье привело к ухудшению водоснабжения прибрежных территорий, спровоцировало торфяные пожары в болотах дельты Селенги и сокращение рыбных запасов основных промысловых рыб. Как именно маловодье повлияло на байкальских эндемиков, авторы эксперимента по сливу Байкала отследить просто не удосужились. А возможность для этого у них была. Но именно чиновники Росводресурсов отвергли предложения Сибирского отделения Российской академии наук о проведении комплексных исследований о взаимосвязи колебаний уровня озера Байкал и состояния его экосистем и ключевых видов. Вместо этого чиновники повелели провести водохозяйственное исследование, практически полностью игнорирующее конкретные критерии благополучия экосистемы озера Байкал, но зато учитывающее потребности и хотелки всех водопользователей.
Предлагаемый порядок регулирования уровня Байкала с большой вероятностью создает дополнительные угрозы деградации озера Байкал
Созданный на основе водохозяйственного исследования, заказанного чиновниками, временный вариант «постановления о минимаксе» расширил в 2018–2020 годах размах колебаний озера с 1,00 до 2,31 метра (более чем в два раза!), а новый проект постановления предполагает навсегда узаконить возможность использовать Байкал как сливной бачок и/или противопаводковое водохранилище, «если это потребует Родина». Итак, читаем: «Нижняя граница уровня воды в озере Байкал (455,54 метра) установлена, исходя из необходимости обеспечения надежности систем хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения в нижнем бьефе Иркутской ГЭС в маловодные периоды». А ведь мы уже знаем, что речь идет о ТЭЦ-10, водозабор которой её собственник (ПАО «Иркутскэнерго», входящее в холдинг En+) реконструировать не желает, так как ему невыгодно снижение расходов через турбины Иркутской ГЭС (собственник – «Иркутскэнерго», входящее в холдинг En+).
Далее: «Ограничения по условиям пропуска максимальных расходов, осложненные в последние годы несанкционированной застройкой затапливаемых территорий в нижнем бьефе Иркутского гидроузла, требуют снижения максимального расхода воды до 4700-5000 м3/с, что …при прохождении паводков редкой повторяемости может потребовать форсирования уровня озера Байкал до отметки 457,85 м». Переводим: только форсирование уровня Байкала видится Росводресурсам единственным законным способом уберечь незаконную застройку пойм в Иркутской агломерации от наводнений. Мол, иначе в Иркутске будет полный Тулун и нет других путей спасения. В целом получается следующее: дурно управляемый водохозяйственный комплекс верховьев Ангары становится все меньше и меньше адаптирован к климатическим флуктуациям, но мы будем это преодолевать путем увеличения риска деградации уникальной экосистемы озера Байкал. Разумеется, такой подход противоречит как Закону об охране озера Байкал, так и принципам устойчивого развития и ответственного управления.
В утешение радетелям за Байкал в проекте постановления о минимаксе сказано, что в условиях «средней водности» уровень озера Байкал следует удерживать в старом диапазоне в 1 метр, а новые нижний и верхней пределы применимы только в условиях наступления «малой водности» и «большой водности», однако не представлено ни юридических определений критериев их наступления, ни процедуры принятия решений при наступлении этих событий. Соответственно, единственными надежными критериями становится нежелание холдинга En+ реконструировать водозабор ТЭЦ-10 и неспособность властей Иркутска остановить незаконную застройку поймы (собственно, это и сказано Росводресурсами в пояснительной записке к проекту постановления о минимаксе Байкала). То есть если российское правительство примет постановление в той редакции, которая предложена сейчас Росводресурсами, у регуляторов появится совершенно легальная возможность для любых необоснованных изменений уровня озера Байкал в пределах более чем двух метров, что может привести к серьёзным экологическим и социальным проблемам на озере Байкал (например: ухудшение водоснабжения местного населения, ухудшение условий нереста рыб и гнездования водоплавающих птиц, затопление и подтопление населённых пунктов, размывание берегов, и т.д., и т.п.).
Своё неприятие такого подхода к «охране Байкала» в последние пять лет неоднократно высказывали и местные власти, и ученые, и обеспокоенные граждане, но Росводресурсы никогда так и не удосужились организовать очное обсуждение путей решения проблемы регулирования уровня с местными жителями или специалистами. Граждане могут только послать до 16 сентября сообщение на портал правовой информации в ходе скоротечного официального «обсуждения», которое, по сути, является профанацией, ибо не подразумевает равноправных прений сторон, а часто даже и содержательного ответа на замечания к законопроектам. Как уж повелось из всех способов общения с народом, власти выбирают «Шиес»: затопит деревни по берегам, подмоет БАМ и Транссиб, выйдут сотни разгневанных граждан с плакатами – тогда и поговорим…
В заключении «пояснительной записки» авторы заявляют, что «принятие постановления не противоречит положениям международных договоров Российской Федерации». Это наглый обман. Предлагаемый порядок регулирования уровня Байкала с большой вероятностью создает дополнительные угрозы деградации озера Байкал как уникального объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В связи с этим Комитет Всемирного наследия в 2015 году уже попросил Россию представить обоснование существующих режимов регулирования уровня Байкала, а с 2016 года регулярно требует от России прекратить дальнейшее изменение установленных ранее режимов манипулирования уровнем озера до получения результатов оценки воздействий на озеро таких изменений.
Таким образом, принятие нового документа по регулированию уровня Байкала без предварительного проведения стратегической экологической оценки его последствий для Байкала станет грубым нарушением подписанной Россией Конвенции о Всемирном наследии. Именно оценить и улучшить выполнение Россией обязательств по этой Конвенции требовал ровно год назад, 12 сентября 2019 года, в первом пункте своих поручений по охране озера Байкал президент России. Судя по проекту постановления о минимаксе Байкала, Росводресурсы поручение президента не только не выполняют, но откровенно саботируют.
Евгений СИМОНОВ, координатор коалиции «Реки без границ».
https://www.sibreal.org/a/30828809.html
ОСОБОЕ МНЕНИЕ главы Республики Бурятия Алексея ЦЫДЕНОВА - нового защитника озера Байкал
ЭКСКЛЮЗИВ. Евгений Симонов – спецкору «ЭкоГрада» Маргарите МОРОЗОВОЙ: "Неудачным попыткам рукотворного изменения уровня Байкала уже 70 лет"
Международный координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов рассказал нашему собкору, лауреату звания "Эколог года-2015 по версии журнала "ЭкоГрад" Маргарите МОРОЗОВОЙ об истории, состоянии и перспективах антропогенного регулирования уровня Байкала, которое иначе как убийством великого озера не назовёшь. Уничтожение берегов с их экосистемой, населённых пунктов, многочисленных видов флоры и фауны, а также провоцирование лесной "великой суши" и знаменитых пожаров 2015-го - всё это следствия рукотворного регулирования уровня и состояния водного массива Байкала. Новый техноштурм, где великое живое озеро сражается с тупой бюрократической мертвечиной, – это проект постановления Правительства России «О максимальных и минимальных значениях уровня воды в озере Байкал» https://regulation.gov.ru/projects#npa=107272, инициированный водным ведомством и пока проходящий обкатку в его структурах. И это хорошо – ещё не поздно его остановить!
Подготовил Владимир ХЛУДОВ.