Что день грядущий нам готовит. Размышления о мусорной реформе...
С-Петербург. 27 октября 2021 г. «Реформа управления отходами в России: к чему пришли и что предстоит». Тезисы выступления А .К. Веселов - председатель Ассоциации СРО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов», к.ю.н.
Реформа управления отходами производства и потребления в России началась введением в 2014 году в действие новой редакции соответствующего федерального закона №89-ФЗ, но ее практический этап стартовал только с 2019 года-завершения отбора региональных операторов в сфере твердых коммунальных отходов.
На сегодня в России определились две в основном противоположные позиции в оценке результатов реформы: население и большая часть отраслевых предпринимательских структур считают, что реформа провалена, однако государство считает, что реформа развивается успешно с неизбежными сопутствующими проблемами.
Первая сторона мотивирует следующим:
- кратно увеличилась плата населения за услуги по обращению с
коммунальными отходами;
- растут объемы и число объектов накопленного экологического вреда
(свалки и полигоны, подлежащие рекультивации);
- ликвидация сотен тысяч ранее действовавших (вблизи каждого
населенного пункта) свалок отходов произведена в основном формально,
без восстановления загрязненных земельных участков;
- продолжается эксплуатация свалок и полигонов, (а также
мусоросортировочных комплектов) в границах населенных пунктов без
перспектив их рекультивации в обозримом будущем;
- повсеместно скрывается от населения информация о влиянии объектов
размещения отходов (ОРО) на окружающую среду и здоровье населения;
- отсутствуют или не работают правовые механизмы экономического
стимулирования в оптимизации системы обращения с отходами;
- не развивается раздельный сбор отходов и использования
вторичных материальных ресурсов, не достигнут уровень «советского»
периода по сбору и использованию сырья из отходов, по-прежнему
действуют мусоропроводы в МКД, в секторе ИЖС по-прежнему применяются
контейнеры для сбора смешанных отходов;
- регоператоры ТКО отказываются содержать и убирать контейнерные
площадки для накопления ТКО, вывозить растительные, древесные,
медицинские, строительные , опасные отходы, КГО, отходы от разборки
зданий и сооружений, жидкие коммунальные отходы, не относящиеся к
категории твердых коммунальных отходов;
- регоператоры ТКО не справляются с вывозом коммунальных отходов из-за
высокой доли расходов на транспортирование ТКО (большие расстояния
перевозок) , не имеют инвестиционных программ по строительству
современных и экологически безопасных отходоперерабатывающих
производств, объектов обработки и размещения ТКО и т.д.
Государственные органы приводят с вои доводы в части успеха реформы:
- создана система нормативных правовых актов федерального и
регионального уровней. регулирующая обращение с ТКО;
- во всех регионах определены и действуют регоператоры ТКО , утверждены
терсхемы обращения с ТКО и установлены госнадзор за их реализацией и
соблюдением;
- федеральный и региональные бюджеты оказывают финансовую поддержку
регоператорам ТКО и органам местного самоуправления, в том числе, по
созданию современного контейнерного и автотранспортного парков,
-с 2020 года начата реформа обращения с опасными отходами 1-2
классов опасности и т.д.
Истина, как водится, лежит где-то посередине этих крайних утверждений и обе стороны в различной степени правы в своих конкретных позициях.
Как специалист, работающий в сфере законодательства и правоприменения при управлении отходами с 2008 года, могу добавить к вышеуказанным оценкам следующее:
- несмотря на единый ФЗ по отходам производства и потребления
частично совмещенные потоки промышленных и коммунальных отходов
разделены на самостоятельные направления правового регулирования.
-нелогично и нерационально введено определение ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ
отходов, и эта группа отходов получила собственную нормативную базу,
что и предопределило проявление вышеуказанных проблем, поскольку
региональным операторам ТКО выгодно вывозить исключительно СМЕШАННЫЕ
отходы;
- на федеральном уровне создано два национальных оператора в данной
сфере: ППК «Российский экологический оператор» по ТКО и ФГУП
«Федеральный экологический оператор» ГК РосАтом по обращению с отходами
1 и 2 классов опасности, не имеющих правовых механизмов
взаимодействия между собой… При этом отходы 3, 4 и 5 классов
опасности не имеют ни региональных, ни национального операторов и
остались вне сферы управления со стороны государства. А обращение
с медицинскими отходами, не имеют даже механизма лицензирования и
экологического государственного надзора (что усугубляет
санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране).
Это только отдельные и основные проблемы в сфере правового регулирования правоотношений по обращению с отходами в России. Реформа в этой сфере идет, но медленно и нерационально, с ошибками и недоработками, которые нужно исправлять в действующем законодательстве, совершенствовать практику правоприменения и поощрять участие населения и общественности в формировании и реализации соответствующей политике на уровне федерального центра и регионов…
Большой ошибкой Правительства РФ будет заявленная концептуально ликвидация института региональных операторов ТКО с заменой на 10 межрегиональных операторов ТКО на всю Россию, что отбросит вялотекущую реформу в этой сфере на пару лет назад и приведет к информационной закрытости, и стагнации неконкурентного отраслевого рынка отходов
Александр Веселов