Общественники предложили Президенту инструменты для управления ситуацией в месте разлива мазута в результате кораблекрушения 15 декабря 2024 года в Черном море. После детального анализа развития событий последнего месяца эксперты Общероссийского общественного движения «Российское экологическое движение» (РЭД) обратились к Президенту с просьбой учреждения комплекса мероприятий в системе предупреждения аварий, уменьшения их масштаба и качестве реакции на чрезвычайную ситуацию, а также направленных на защиту волонтёров. Инновация внесения необходимых изменения в законодательство, регламенты региональных властей, министерств и ведомств, для предупреждения и своевременной адекватной реакции на аналогичные ситуации в будущем
ПРЕЗИДЕНТУ
Российской Федерации
В.В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,
Эксперты Общероссийского общественного движения «Российское экологическое движение» (РЭД) принимают активное участие в ликвидации последствий аварии на Черном море. Мы уверены, что последствия аварии будут устранены и усилиями органов власти и волонтеров.
Тем не менее, детальный анализ развития событий последнего месяца показывает, что в системе предупреждения аварий, уменьшения их масштаба и качестве реакции на чрезвычайную ситуацию есть недочеты и недоработки, из которых важно сделать выводы и внести необходимые изменения в законодательство, регламенты региональных властей, министерств и ведомств, для предупреждения и своевременной адекватной реакции на аналогичные ситуации в будущем.
Предлагаем организовать экспертную дискуссию по следующим направлениям и обсудить наши предложения и рекомендации в рамках Совета безопасности РФ или других органах:
Предлагаем: ввести систему аналогичную обеспечению безопасности авиационного сообщения, когда решение о нахождении судна в том или ином районе принимается капитаном и «диспетчером» движения на основе данных о состоянии окружающей среды и прогнозов их изменения. При этом, при определенных характеристиках окружающей среды и качества судна и характера груза, требования диспетчера должны быть обязательными для исполнения;
Предлагаем: рассмотреть возможность разработки и оснащения судов с запасом нефтепродуктов (включая топливо) более 500 тонн, специальными автоматически разворачивающимися боновыми заграждениями и запасом сорбентов, обеспечивающими хотя бы частичную локализацию и минимизацию разливов топлива и вредных грузов, даже в случае затопления судна;
Предлагаем: автоматически вводить РЧС федерального уровня, если авария произошла на водных ресурсах федерального значения и объем возможного загрязнения может превысить 100 тонн. Эта мера позволит сразу задействовать федеральные ресурсы для устранения последствий аварии.
Предлагаем: ввести в регламент устранения чрезвычайной ситуации любого уровня возможность быстрого и эффективного использования ресурсов, активов и специалистов местных и отраслевых предприятий и организаций для устранения последствий аварий, с дальнейшей компенсацией затрат в материальном и нематериальном виде. Для этого предлагаем: создать и вести в региональных подразделениях МЧС реестр техники, активов, материалов и специалистов – возможного мобилизационного ресурса для использования в случае чрезвычайных ситуаций.
Предлагаем: сформировать в регионах на базе МЧС резерв средств индивидуальной защиты, специальной одежды, инструмента, пищевого довольствия и средств размещения и обогрева для обеспечения волонтеров, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предлагаем: совместно с экспертными НКО (ООД РЭД) и молодежными волонтерскими организациями (ВЭД Экосистема, региональных НКО, при поддержке региональных МЧС и Министерств экологии, организовать региональные центры по подготовке волонтеров для спасения и защиты природных объектов для разработки методик, обучению и формированию команд для использования в случаях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Предлагаем: разработать и установить особый порядок обращения с объектами дикой природы в условиях РЧС и период устранения последствий ЧС, (отлов с фотофиксацией поражений, перемещение, учет в местах первичной обработки, постановка на ветеринарный учет, контроль в клинический и реабилитационный период, контроль условий содержания, контроль процедур обратной адаптации) и распространив его на клинический и реабилитационный период.
Предлагаем: ввести в законодательство понятие «спасение и реабилитация объектов дикой природы» и законодательно защитить всех людей, занимающихся спасением птиц и животных пострадавших от деятельности человека с сохранением необходимости уведомления надзорных органов, учета и контроля состояния объекта и условий его содержания.
Предлагаем: создать зоны реабилитации и адаптации в ООПТ пострадавших регионов в зависимости от вида и места отлова. Такая зона может быть обеспечена простыми тентами, имитирующими места ночевок и гнездования для защиты от холода при восстановлении жирового слоя, переносными бассейнами с морской/пресной водой с достаточной кормовой базой. Рекомендуется перемещать птиц в такие зоны после завершения клинической стадии и проверки специалистами, после чего рекомендуется минимизация присутствия человека. В этих условиях, птица по мере восстановления будет сама принимать решение о возвращении в природу. Для восстановления пострадавшей донной биоты достаточно простой подкормки. Мы так делаем с тиграми и леопардами, сделали это с птицами в орнитологическом центре в Сочи, давайте использовать тот же метод для спасенных птиц.
Предлагаем: разработать и ввести в законодательство понятие «отходы сформированные в период РЧС» и установить порядок обращения с ними, т.к. в ходе ликвидации последствий используется персонал, техника, оборудование, площадки размещения, не имеющие соответствующих разрешений.
Предлагаем: создать систему сбора остатков загрязнений силами граждан на всем пострадавшем побережье в виде контейнеров с запасами простого сорбента, контейнеров для сбора загрязнений, инструментом для сбора загрязнений, и короткой инструкцией по уборке. Обязать региональных операторов по обращению с ТКО организовать своевременный вывоз и замену специальных контейнеров с дальнейшим обезвреживанием и утилизацией. Предлагаем: создать систему улавливания плавающих загрязнений на основе специальной сетки, натянутой в зоне формирования прибоя на глубинах 2-3 метра и защитить пляжи черноморского и азовского побережья, а также береговые зоны ООПТ от потенциального загрязнения. Расчетная ширина улавливающей сети может быть не более 1-2 метров.
Предлагаем: провести исследование морского дна в районе аварии, на предмет оценки ареала массового загрязнения на глубинах до 20 метров и, либо собрать донные отложения методом траления, либо предусмотреть другой способ обеспечивающий безопасность моря от распространения загрязнения, его всплытия и попадания в зону кормления птиц или на берег. Также предлагаем: создать информационные каналы для сбора информации от граждан об обнаруженных загрязнениях для направления подразделений для ликвидации загрязнений с фотоотчетом, а также канал для информирования о заполненных контейнерах для сбора загрязнений, для их замены и вывоза в специально подготовленные места для утилизации.
Предлагаем: по итогам ликвидации последствий ЧС проводить оценку ущерба объектам дикой природы и формировать программы восстановления основных популяций насекомых, животных, птиц и эндемичных растений за счет средств виновника аварии.
Предлагаем: в рамках Минприроды России создать центр реабилитации популяций и направить часть страховых выплат от аварий, а также часть средств резервного фонда Правительства РФ полученных за причиненный ущерб на разработку методик и непосредственное компенсационное восстановление популяций объектов дикой природы после РЧС, пожаров площадью более 100 гектар на землях лесного фонда и более 10 гектар на территории ООПТ с пострадавшими видами из Красной книги.
Эксперты «Российского экологического движения» готовы принять участие в обсуждении наших предложений в профильных министерствах и ведомствах, Государственной Думе и Совете Федерации, а также принять участие в разработке решений непосредственно в пострадавших регионах. Также сообщаем вам о готовности предоставить оборудование для обследования дна, – управляемые подводные дроны с возможностью погружения до 100 метров, или провести исследования в заданном районе и предоставить информацию в распоряжение федерального штаба, для выработки необходимых решений.
Просим Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, дать необходимые поручения профильным министерствам и ведомствам рассмотреть наши предложения и, при необходимости, учесть в своей законотворческой деятельности.
С уважением,
Исполнительный Директор
Российского экологического движения (РЭД) Э.А. Расулмухамедов
Руководитель Федерального проекта
ЭКОПОСТ РЭД
Г.Т. Каваносян
(Подписи прилагаются - ред.)
Ранее ЭкоГрад» сообщал, что Президент РФ Владимир Путин дал невысокую оценку ходу ликвидации аварии с танкерами в Черном море. СМИ сообщают, что Владимир Путин в буквальном смысле слова взял в свои руки ликвидацию аварии. Глава государств остался недоволен тем, что чиновники долго не могли определить масштабы катастрофы. Он буквально на пальцах рассказал, кто что должен сделать...
Владимир Владимирович Путин дал понять, что профильные чиновники изначально недооценили масштаб катастрофы. Так, по его словам, сначала была создана рабочая группа на региональном уровне и только через некоторое время правительство объявило ЧС республиканского значения, создав комиссию под руководством МЧС. Глава государства назвал происшествие в Черном море «одним из самых серьезных вызовов в области экологии, с которым Россия столкнулась в последние годы»