РЭД предложил Президенту Путину регламент устранения чрезвычайной ситуации любого уровня

РЭД предложил Президенту Путину регламент устранения чрезвычайной ситуации любого уровня - фото 1Общественники предложили Президенту инструменты для управления ситуацией в месте разлива мазута в результате кораблекрушения 15 декабря 2024 года в Черном море. После детального анализа развития событий последнего месяца эксперты Общероссийского общественного движения «Российское экологическое движение» (РЭД) обратились к Президенту с просьбой учреждения комплекса мероприятий в системе предупреждения аварий, уменьшения их масштаба и качестве реакции на чрезвычайную ситуацию, а также направленных на защиту волонтёров. Инновация внесения необходимых изменения в законодательство, регламенты региональных властей, министерств и ведомств, для предупреждения и своевременной адекватной реакции на аналогичные ситуации в будущем

 

 

 

ПРЕЗИДЕНТУ

Российской Федерации

В.В. Путину

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,

 

Эксперты Общероссийского общественного движения «Российское экологическое движение» (РЭД) принимают активное участие в ликвидации последствий аварии на Черном море. Мы уверены, что последствия аварии будут устранены и усилиями органов власти и волонтеров.

Тем не менее, детальный анализ развития событий последнего месяца показывает, что в системе предупреждения аварий, уменьшения их масштаба и качестве реакции на чрезвычайную ситуацию есть недочеты и недоработки, из которых важно сделать выводы и внести необходимые изменения в законодательство, регламенты региональных властей, министерств и ведомств, для предупреждения и своевременной адекватной реакции на аналогичные ситуации в будущем.

Предлагаем организовать экспертную дискуссию по следующим направлениям и обсудить наши предложения и рекомендации в рамках Совета безопасности РФ или других органах:

  1. Безопасность судовождения. В настоящее время, решение о нахождении судна в условиях, представляющих опасность, полностью лежит на капитане судна.

Предлагаем: ввести систему аналогичную обеспечению безопасности авиационного сообщения, когда решение о нахождении судна в том или ином районе принимается капитаном и «диспетчером» движения на основе данных о состоянии окружающей среды и прогнозов их изменения. При этом, при определенных характеристиках окружающей среды и качества судна и характера груза, требования диспетчера должны быть обязательными для исполнения;

  1. Экологическая безопасность судов. На сегодня, единственным способом локализации разливов в море является установка бонов.

Предлагаем: рассмотреть возможность разработки и оснащения судов с запасом нефтепродуктов (включая топливо) более 500 тонн, специальными автоматически разворачивающимися боновыми заграждениями и запасом сорбентов, обеспечивающими хотя бы частичную локализацию и минимизацию разливов топлива и вредных грузов, даже в случае затопления судна;

  1. Страхование рисков и использование страховых фондов в РЧС. Как правило, все или большинство аварийных объектов застрахованы от аварий и т.д. Но страховые выплаты проводятся после проведения процедур и оценки ущербов. В результате, в условиях аварий, приводящих к РЧС, страховые средства практически не используются. А устранение ущерба часто полностью ложится на бюджет региона или страны. Предлагаем: законодательно предусмотреть возможность использовать часть средств будущих страховых выплат (до 25%) немедленно для устранения или купирования последствий аварии застрахованного объекта. Средства поступают в распоряжение штаба ЧС и используются по его распоряжению, исключительно на ликвидацию последствий или снижение ущерба.
  2. 4.Введение режима чрезвычайной ситуации (РЧС). Поэтапное введение РЧС в Анапе показало, что муниципальные и региональные РЧС не способны обеспечить быструю адекватную реакцию на аварии.

Предлагаем: автоматически вводить РЧС федерального уровня, если авария произошла на водных ресурсах федерального значения и объем возможного загрязнения может превысить 100 тонн. Эта мера позволит сразу задействовать федеральные ресурсы для устранения последствий аварии.

  1. Использование ресурсов предприятий в РЧС. Доступность жилья, материалов, техники и специалистов для устранения последствий аварии играет решающую роль для быстрой и эффективной работы.

Предлагаем: ввести в регламент устранения чрезвычайной ситуации любого уровня возможность быстрого и эффективного использования ресурсов, активов и специалистов местных и отраслевых предприятий и организаций для устранения последствий аварий, с дальнейшей компенсацией затрат в материальном и нематериальном виде. Для этого предлагаем: создать и вести в региональных подразделениях МЧС реестр техники, активов, материалов и специалистов – возможного мобилизационного ресурса для использования в случае чрезвычайных ситуаций.

  1. Обеспечение волонтеров в РЧС. Опыт Анапы показал, что мы способны в кратчайшие сроки способны мобилизовать тысячи волонтеров для спасения людей и животных, выполнения работ по ликвидации последствий.

Предлагаем: сформировать в регионах на базе МЧС резерв средств индивидуальной защиты, специальной одежды, инструмента, пищевого довольствия и средств размещения и обогрева для обеспечения волонтеров, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  1. Обучение волонтеров работе в РЧС. Отсутствие разработанных методик спасения животных, уборки территорий и ликвидации последствий в РЧС, привело к определенному хаосу и непредвиденным потерям птиц, животных и времени.

Предлагаем: совместно с экспертными НКО (ООД РЭД) и молодежными волонтерскими организациями (ВЭД Экосистема, региональных НКО, при поддержке региональных МЧС и Министерств экологии, организовать региональные центры по подготовке волонтеров для спасения и защиты природных объектов для разработки методик, обучению и формированию команд для использования в случаях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

  1. Специальный порядок обращения с объектами дикой природы в РЧС. Важной и наиболее эмоциональной работой в Анапе является спасение птиц и животных. Но действующее природоохранное законодательство трактует спасение птиц и их реабилитацию как «изъятие из природы», что предполагает административную и даже уголовную ответственность в ряде случаев. Проблема усугубляется тем, что отличить краснокнижный вид от других может только специалист.

Предлагаем: разработать и установить особый порядок обращения с объектами дикой природы в условиях РЧС и период устранения последствий ЧС, (отлов с фотофиксацией поражений, перемещение, учет в местах первичной обработки, постановка на ветеринарный учет, контроль в клинический и реабилитационный период, контроль условий содержания, контроль процедур обратной адаптации) и распространив его на клинический и реабилитационный период.

Предлагаем: ввести в законодательство понятие «спасение и реабилитация объектов дикой природы» и законодательно защитить всех людей, занимающихся спасением птиц и животных пострадавших от деятельности человека с сохранением необходимости уведомления надзорных органов, учета и контроля состояния объекта и условий его содержания.

  1. Реабилитационный период для объектов дикой природы. В условиях чрезвычайной ситуации на черноморском побережье выбрали для реабилитации в том числе частные зоопарки и реабилитационные центры, включая удаленные от береговой линии. Часть спасенных птиц не приспособлена к жизни в неволе, соответственно, нахождение в зоопарках и удаление от привычных мест обитания привело к высокому падежу уже спасенных животных. При этом, в самих зоопарках возникла перегрузка емкости и дефицит специалистов. Мы можем спасти отдельное животное в таком месте и таким образом, но не можем обеспечить массовое спасение и возврат в природу.

Предлагаем: создать зоны реабилитации и адаптации в ООПТ пострадавших регионов в зависимости от вида и места отлова. Такая зона может быть обеспечена простыми тентами, имитирующими места ночевок и гнездования для защиты от холода при восстановлении жирового слоя, переносными бассейнами с морской/пресной водой с достаточной кормовой базой. Рекомендуется перемещать птиц в такие зоны после завершения клинической стадии и проверки специалистами, после чего рекомендуется минимизация присутствия человека. В этих условиях, птица по мере восстановления будет сама принимать решение о возвращении в природу. Для восстановления пострадавшей донной биоты достаточно простой подкормки. Мы так делаем с тиграми и леопардами, сделали это с птицами в орнитологическом центре в Сочи, давайте использовать тот же метод для спасенных птиц.

  1. Обращение с отходами и загрязнениями, собранными в РЧС. Важным фактором устранения долгосрочных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций является грамотный сбор и утилизация отходов и загрязнений. Как правило, действующие законодательство и порядок обращения с отходами не предусматривают пиковых нагрузок, возникающих в ходе аварий и ЧС.

Предлагаем: разработать и ввести в законодательство понятие «отходы сформированные в период РЧС» и установить порядок обращения с ними, т.к. в ходе ликвидации последствий используется персонал, техника, оборудование, площадки размещения, не имеющие соответствующих разрешений.

  1. Обращение с отходами и загрязнениями после РЧС. Значительная возможная площадь загрязнений и характер загрязнений предполагает, что мы будем иметь периодические выбросы нефтепродуктов в нескольких регионах России, значительное время и после устранения основных последствий, продление РЧС на большой территории черноморского побережья на длительный период представляется нецелесообразным.

Предлагаем: создать систему сбора остатков загрязнений силами граждан на всем пострадавшем побережье в виде контейнеров с запасами простого сорбента, контейнеров для сбора загрязнений, инструментом для сбора загрязнений, и короткой инструкцией по уборке. Обязать региональных операторов по обращению с ТКО организовать своевременный вывоз и замену специальных контейнеров с дальнейшим обезвреживанием и утилизацией. Предлагаем: создать систему улавливания плавающих загрязнений на основе специальной сетки, натянутой в зоне формирования прибоя на глубинах 2-3 метра и защитить пляжи черноморского и азовского побережья, а также береговые зоны ООПТ от потенциального загрязнения. Расчетная ширина улавливающей сети может быть не более 1-2 метров.

Предлагаем: провести исследование морского дна в районе аварии, на предмет оценки ареала массового загрязнения на глубинах до 20 метров и, либо собрать донные отложения методом траления, либо предусмотреть другой способ обеспечивающий безопасность моря от распространения загрязнения, его всплытия и попадания в зону кормления птиц или на берег. Также предлагаем: создать информационные каналы для сбора информации от граждан об обнаруженных загрязнениях для направления подразделений для ликвидации загрязнений с фотоотчетом, а также канал для информирования о заполненных контейнерах для сбора загрязнений, для их замены и вывоза в специально подготовленные места для утилизации.

  1. Компенсационные мероприятия. В ходе чрезвычайных ситуаций происходит значительный ущерб объектам дикой природы, которые приводят к снижению популяций и другим долгосрочным последствиям. А компенсационные мероприятия по законодательно предусмотрены только для лесов и то, в ограниченном объеме. В результате, мы теряем популяции птиц, насекомых, пчел, мелких животных, рыб, морских млекопитающих и т.д. При этом, в России имеется позитивный опыт восстановления популяций птиц, отдельных видов рыб, популяций крупных хищников и т.д.

Предлагаем: по итогам ликвидации последствий ЧС проводить оценку ущерба объектам дикой природы и формировать программы восстановления основных популяций насекомых, животных, птиц и эндемичных растений за счет средств виновника аварии.

Предлагаем: в рамках Минприроды России создать центр реабилитации популяций и направить часть страховых выплат от аварий, а также часть средств резервного фонда Правительства РФ полученных за причиненный ущерб на разработку методик и непосредственное компенсационное восстановление популяций объектов дикой природы после РЧС, пожаров площадью более 100 гектар на землях лесного фонда и более 10 гектар на территории ООПТ с пострадавшими видами из Красной книги.

Эксперты «Российского экологического движения» готовы принять участие в обсуждении наших предложений в профильных министерствах и ведомствах, Государственной Думе и Совете Федерации, а также принять участие в разработке решений непосредственно в пострадавших регионах. Также сообщаем вам о готовности предоставить оборудование для обследования дна, – управляемые подводные дроны с возможностью погружения до 100 метров, или провести исследования в заданном районе и предоставить информацию в распоряжение федерального штаба, для выработки необходимых решений.

Просим Вас, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, дать необходимые поручения профильным министерствам и ведомствам рассмотреть наши предложения и, при необходимости, учесть в своей законотворческой деятельности.

С уважением,

Исполнительный Директор

Российского экологического движения (РЭД)                                         Э.А. Расулмухамедов

Руководитель Федерального проекта

ЭКОПОСТ РЭД          

 

                                                                                 Г.Т. Каваносян

(Подписи прилагаются - ред.)

 

 

Ранее ЭкоГрад» сообщал, что Президент РФ Владимир Путин дал невысокую оценку ходу ликвидации аварии с танкерами в Черном море. СМИ сообщают, что Владимир Путин в буквальном смысле слова взял в свои руки ликвидацию аварии. Глава государств остался недоволен тем, что чиновники долго не могли определить масштабы катастрофы. Он буквально на пальцах рассказал, кто что должен сделать...

 Владимир Владимирович Путин дал понять, что профильные чиновники изначально недооценили масштаб катастрофы. Так, по его словам, сначала была создана рабочая группа на региональном уровне и только через некоторое время правительство объявило ЧС республиканского значения, создав комиссию под руководством МЧС. Глава государства назвал происшествие в Черном море «одним из самых серьезных вызовов в области экологии, с которым Россия столкнулась в последние годы»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить