Реализация общественной инициативы ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «ЗА РОССИЮ» по усилению на законодательном уровне защитного статуса подмосковных лесов – созданию «Зелёного щита столицы» - явится действенной мерой по решению назревших социально-эколог

 Реализация общественной инициативы ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «ЗА РОССИЮ» по усилению на законодательном уровне защитного статуса подмосковных лесов – созданию «Зелёного щита столицы» - явится действенной мерой по решению назревших социально-эколог - фото 1В настоящее время Московский регион испытывает сильнейшие техногенные нагрузки, обусловленные интенсивной урбанизацией территорий как в пределах самой Москвы, так и в Подмосковье  в радиусе до семидесяти – ста километров от МКАД. При этом преобладает тенденция застройки сельскохозяйственных угодий  и примыкающих к ним лесных участков объектами дачно-коттеджного, малоэтажного и многоэтажного строительства, логистическими и торговыми центрами. Нередки случаи нарушения при осуществлении градостроительной и иной хозяйственной деятельности режимов водоохранных зон (реки Москва, Истра, Клязьма, Можайское, Истринское, Клязьминское водохранилища и др.) и зон охраны объектов культурного наследия (Архангельское, Древний Радонеж и др.).

Интенсивная застройка в непосредственной близости от лесных массивов, застройка речных пойм и прибрежных зон водоёмов, уже в настоящее время значительно нарушают экологический баланс в регионе, приводят к необратимым изменениям гидрологического режима и климатических условий, резкому снижению биологического разнообразия и, как следствие – к снижению устойчивости экосистем, прежде всего лесных и околоводных.

Столичный регион нельзя ставить в один ряд с другими регионами России: на его площади, составляющей всего 0,3% территории страны, проживает каждый восьмой её житель (около 15% жителей страны), здесь расположен самый крупный в мире северный мегаполис. Уже сейчас  тенденции поглощения значительной части природного пространства традиционного для жителей Москвы и ближнего Подмосковья «загорода» приводят не только к резкому ухудшению состояния значимых экосистем на региональном уровне, но и к резкому снижению качества условий жизнедеятельности населения: резко снижается средообразующая функция традиционных для региона аграрно-лесных ландшафтов, увеличивается уровень загрязнение атмосферного воздуха, почв, водоёмов (главным образом, за счёт автомобильного транспорта), ухудшается качество и доступность питьевой воды, всё менее доступными для жителей Москвы и области становятся и рекреационные ресурсы.

Темпы коммерческого жилищного строительства – многоэтажного и малоэтажного – постоянно возрастают. «За период 1992-2004 гг. на территории Московской области под малоэтажное строительство было отведено 120,2 тыс. га. Процесс дачного и коттеджного строительства охватил значительные территории Одинцовского, Красногорского, Истринского, Солнечногорского, Пушкинского, Мытищинского, Ленинского, Домодедовского районов. Дачные и коттеджные поселки имеют характер второго жилья. Это явление в тех масштабах, которое оно приобрело в Московской области и в России, в мировой практике аналогов не имеет» (Схема территориального планирования Московской области, 2007). В последние годы Московская область по темпам жилищного строительства вышла на первое место в стране, опередив даже Москву. Застройки не избежали даже некоторые существующие и проектировавшиеся ранее особо охраняемые природные территории (национальный парк «Лосиный Остров», заказник «Верхняя Москва-река»). Градостроительная деятельность по существу осуществляется без каких-либо экологических ограничений. Ярчайший тому пример – проект ЦКАД, который предусматривает вырубку и застройку десятков тысяч гектаров леса. На торги под жилую застройку выставлены леса, луга, берега рек и водоёмов – т.е. важнейшие составляющие системы жизнеобеспечения огромного региона.

Следствием неупорядоченного прироста населения в регионе и интенсификации градостроительной деятельности является и увеличение количества образующихся отходов потребления и производства, проблема утилизации которых становится всё более острой для Москвы и Московской области. Всё это увеличивает количество и плотность конфликтов природопользования, имеющих в своей основе не столь экономическую, сколь социально-экологическую природу, и часто перерастающих в политическую плоскость, делающих ситуацию в регионе крайне нестабильной. В итоге беспорядочная и практически никак не оправдывающая себя с социально-экономической точки зрения урбанизация Московского региона, в результате которой население региона стремительно и также бессистемно и неконтролируемо увеличивается (при этом не только за счёт жителей других регионов РФ, но и за счёт мигрантов из ближнего зарубежья), ставит регион на грань экологической катастрофы, сильно повышает градус социальной напряжённости и представляет серьёзную угрозу экологической и национальной безопасности страны.

Действенной мерой для исправления сложившейся ситуации должно стать кардинальное изменение существующей градостроительной политики в регионе, в основу которой должны быть положены принципы устойчивого, экологически сбалансированного развития территорий. При этом уже сейчас необходимо принять срочные меры по существенному ограничению застройки сельскохозяйственных угодий и прибрежных зон, наложив вето на любые решения о переводе соответствующих земель под застройку и выдачу разрешений на строительство.

По мнению экспертов ОНФ эффективным инструментом для решения назревших экологических проблем Подмосковья может стать законодательное усиление и спецификация защитного статуса не только лесов в составе земель лесного фонда, но аграрно-лесных ландшафтов и водных объектов как целостных природных и природно-антропогенных комплексов, в радиусе не менее 70 километров от Москвы. В этой связи Центром общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса ОНФ совместно с Региональным отделением ОНФ в Московской области сформирован и реализуется проект создания «Зелёного щита столицы» (подобие  бывшего лесопаркового защитного пояса Москвы), предполагающий внесение ряда изменений в Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Водный кодекс РФ, принятие детализирующих порядок правоприменения норм законов подзаконных актов, уточнение порядка разработки и применения лесохозяйственных и (или) градостроительных регламентов на соответствующих территориях. В основу инициативы положены следующие принципы:

-                   реализация концепции устойчивого экологически сбалансированного развития Московского региона, разработанной в виде документа, имеющего действенный правовой статус (утверждённый на уровне Правительства Российской Федерации);

-                   основным критерием правильности принятия решений по освоению территорий, реализации разрабатываемых природоохранных мероприятий, основным индикатором состояния экосистем в границах «зелёного щита» должен являться уровень биологического разнообразия территорий;

-                   планировочные решения любого регионального и местного уровней должны быть ориентированы на минимальную фрагментацию природных комплексов, а по возможности – исключать её вовсе;

-                   максимальное сохранение ценных с точки зрения сохранения биологического разнообразия переходных ландшафтов – экотонов: лесных опушек, берегов водоёмов и т.п.;

-                   исключение в лесах Подмосковья (расположенных на землях всех категорий) любого строительства, не связанного с созданием лесной инфраструктуры (за исключением стратегически важных коммуникаций и прочих объектов специального назначения, объектов гражданской транспортной и инженерной инфраструктур при отсутствии альтернативных вариантов их размещения);

-                   разработка и применение чётких критериев отсутствия альтернативных вариантов размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктур в лесах, в случае необходимости строительства таких объектов на той или иной территории;

-                   учёт при разработке любого уровня градостроительных решений последствий реализации этих решений для аграрно-лесных ландшафтов – в части возможного нарушения их целостности в ходе последующего развития транспортной инфраструктуры, увеличения рекреационной нагрузки и т.п.;

-                   принятие таких решений при освоении территорий, при которых воздействие на леса и аграрно-лесные ландшафты, водные объекты было бы минимальным, если даже реализация принятых решений потребует больших затрат;

-                   запрет огораживания лесных участков до степени ограничения к ним общего доступа и ухудшения эстетических качеств ландшафтов;

-                   запрет расширения границ населённых пунктов за счёт лесов;

-                   ограничение и чёткое регламентирование градостроительной деятельности на прилегающих к лесам сельскохозяйственных угодьях;

-                   исключение возможности нового строительства в поймах рек, в водоохранных зонах и в зонах охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения;

-                   размещение стационарных объектов туризма и рекреации не в лесах, а за их пределами – преимущественно в близлежащих населённых пунктах;

-                   применение особых правил ведения санитарных рубок лесных насаждений в защитных лесах, учитывая их особый защитный статус и необходимость поддержания их функционирования не как «лесной грядки для выращивания древесины», а как природной экосистемы;

-                   применение особых правил пребывания граждан в лесах и спецификация ответственности граждан за нарушение правил противопожарной безопасности в лесах;

-                   регулирование рекреационной нагрузки на леса, разработка системы мер по её регулированию в пространстве и времени;

-                   институциональное усиление системы государственного и муниципального контроля за состоянием лесов, усиление системы профилактики и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах (поражение лесов вредителями, иссушение лесов, подтопление лесов, лесные пожары и пр.), создание условий для обеспечения соответствующих мероприятий достаточными силами и средствами, достаточным финансированием;

-                   совершенствование системы территориальной охраны природы для аграрно-лесных ландшафтов Подмосковья, разработка специальной системы функционального зонирования лесов в пределах «зелёного щита»;

-                   стимулирование частных инвестиций в природоохранную деятельность за счёт развития экологического, оздоровительного и сельского туризма, рекреации в природном окружении, при условии исключения размещения стационарных объектов туризма и рекреации в лесах;

-                   обязательность государственной экологической экспертизы проектов освоения лесов, имеющих статус защитных.

При принятии решений в сфере градостроительного развития и развития системы территориальной охраны природы в Московском регионе важную роль должны играть гражданские инициативы, непосредственно исходящие от жителей региона. Ведь Московская область, особенно ближнее Подмосковье – это, в основном, селитебная территория, для которой приоритетом является сохранение качества среды обитания (качества жизни) самих людей.

Руководитель группы общественного мониторинга

по проблемам экологии и защиты леса

Регионального штаба ОНФ в Московской области

Антон Хлынов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить