В 2019 году начал реализовываться национальный проект "Экология". Одной из целей этого национального проекта стало создание в России комплексной системы обращения с отходами, в просторечье получивший название «мусорной реформы».
Создание именно комплексной системы обращения с отходами пока идет достаточно тяжело.
Чиновники, ответственные за реформу, изначально просто не воспринимали ее всерьез, к тому же они постоянно меняются, часто со скандалвми, носящими частенько криминальный оттенок..
В регионах постоянно происходят протесты, так или иначе связанные с мусором. Жители недовольны созданием полигонов, строительством мусоросжигательных заводов и просто слишком высокой платой за вывоз этих самых отходов на утилизацию.
.
Мусорная реформа предполагает, что в России будет введен раздельный сбор мусора, а часть отходов будет перерабатываться. Доля населения, готового сортировать мусор, растет. А вот инфраструктура для переработки пока не готова: в России строят мусоросжигательные заводы, а компаниям невыгодно перерабатывать вторсырье. Доля переработки составляет всего 8-9%.
Сама индустрия по переработке отходов в России развивается все активнее — из социального проекта по улучшению внешнего вида городов и экологии она превращается в настоящий бизнес. Заработать можно от нескольких тысяч до десятков, а то и сотен миллиардов рублей — в зависимости от того, собирать пустые бутылки или строить мусороперерабатывающий завод.
НО хотим мы, или нет, - а бороться со свалками мусора, с самими отходами, перерабатывая их, просто необходимо, иначе мусор похоронит под собой человечество.
Экологи, эксперты «ЭкоГрада» и специалисты призывают всех неравнодушных людей объединяться и сообща решать проблемы экологии, которые сегодня уже просто не терпят промедления.
Указом Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018г. поставлена масштабная и, пожалуй, самая сложная задача – реализовать нацпроект «Экология».
И вот почему.
Нам с вами, уважаемые граждане России, предстоит поменять привычки, психологию и даже печальную жизненную философию. «Эх, велика мать-Россия, есть куда запустить пустой бутылкой или банкой».
А сделать это мы можем только в тесном и абсолютно открытом сотрудничестве между обществом и властью. И в первую очередь, в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов ТКО.
Поговорим с цифрами в руках.
Расчёты показывают, что в стране в год образуется около 70 млн.тонн бытовых отходов. Так вот, более половины составляет упаковка (пластик, бумага, металл, стекло, резина, фольга и т.д.).
Культура спора – всегда культура дефиниций!
На самом деле, это ценные ресурсы для производителей или вторичные материальные ресурсы (ВМР), отходы использованных товаров (ОИТ). К примеру, произвести новую пластиковую бутылку из старой на 40% дешевле. Поэтому в странах, куда мы с завистью смотрим, отмечая их ухоженность и чистоту, запрещено утилизировать эту самую бутылку, пока она 7 раз не вернулась на переработку производителю. А теперь вспомните заваленные пластиковым мусором поля и перелески, берега рек и озёр нашей прекрасной страны.
Смотреть – страшно, думать – грустно!
Решить эту глобальную проблему для России можно только созданием ИНСТИТУТА РАСШИРЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ИМПОРТЕРОВ ТОВАРОВ И УПАКОВКИ.
Что это такое?
Под РОП понимается механизм экономического регулирования, согласно которому производитель и импортёр товаров и упаковки обязаны утилизировать произведенную или ввезенную ими на территорию страны продукцию в конце её жизненного цикла после утраты потребительских свойств, то есть ОИТы от использования этих товаров. Основной целью РОП является предотвращение образования отходов и максимальное вовлечение отходов от использования товаров во вторичный хозяйственный оборот (экономика замкнутого цикла).
Именно эту первоочередную задачу поставил Президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ 15.01.2020 г.
Мы должны создать экономический механизм стимулирования производителей товаров и упаковки к использованию вторичных материальных ресурсов и отказ от использования при производстве товаров и упаковки материалов, утилизация которых затруднена или невозможна.
Механизм РОП появился в европейском праве в конце 80-х годов прошлого века и в настоящее время внедрен в большинстве государств-членов Европейского Союза, некоторых штатах США и Канаде, а также в некоторых государствах – членах бывшего Советского Союза в первую очередь в части регулирования отходов упаковки.
Основные принципы европейской модели РОП универсальны и действуют практически одинаково в любой стране:
1) компании, производящие (импортирующие) товары и использующие упаковку, обязаны отвечать за их последующую утилизацию отходов от использования товаров, упаковки путем компенсации затрат на сбор (заготовку), обработку и утилизацию посредством уплаты взносов (сборов);
2) средства от взносов (сборов) расходуются на организацию системы сбора (заготовки), обработки и утилизации отходов от соответствующих товаров, упаковки.
Общепризнанным лучшим мировым опытом построения эффективной системы реализации РОП является опыт Германии в части реализации РОП применительно к упаковке. Такая система РОП в Германии введена в 1991 году и основана на законодательно установленной обязанности товаропроизводителя или импортера упакованной продукции собрать и переработать упаковку после использования упакованной продукции самостоятельно или (в большинстве случаев) делегировав эти функции специально созданной некоммерческой организации путем выплаты сборов, зависящих от количественных и качественных характеристик упаковки. В рамках наиболее распространенной системы, координатором которой является компания Duales System Deutschland GmbH (Duales в данном случае означает «альтернативная традиционной система сбора коммунальных отходов), для подтверждения выполнения обязанностей по РОП и облегчения контроля на упаковку товара наносят знак «Зеленая точка», права на который охраняются.
В дальнейшем система РОП была перенесена на другие виды товаров, которая также предусматривает обязательное участие товаропроизводителей и производителей упаковки в некоммерческих организациях (recovery organizations), которые несут ответственность за достижение устанавливаемых законом показателей утилизации, которые регулярно пересматриваются и повышаются. Товаропроизводители и производители упаковки регистрируют свой товар/упаковку в электронных системах, что позволяет маркировать товары, обязанность по утилизации которых возложена на их производителя. Маркировка представляет собой финансовый знак, который означает, что в стоимость товара включены затраты на сбор и утилизацию товара после утраты им потребительских свойств.
Некоммерческие организации системы РОП (recovery organizations) организуют сбор и утилизацию отходов от использования товаров (далее – ОИТ) и обеспечивают формирование отрасли обращения с отходами.
Вернёмся к проблемам современной России.
Страна задыхается от мусорных свалок. Под полигонами сегодня занято 4 млн. гектар земли. Для справки, это больше территории Швейцарии. Большинство действующих полигонов переполнены и требуют своего немедленного закрытия.
«Мусорная» тема стала главной причиной массовых протестов и справедливого возмущения.
С одной стороны - уменьшить полигонное захоронение ТКО, с другой - начать ликвидацию накопленного экологического ущерба (вспомним огромные джомолунгмы мусора, слегка припорошенные землёй) мы можем только, запустив эффективный механизм изъятия ценных ВМРов.
В этом необходимо заинтересовать граждан (физических лиц) и производителей и импортёров упаковки (юридических лиц). Наша задача – найти баланс интересов. Именно на их пересечении, создаются самые устойчивые и эффективные экономические модели.
Как это сделать?
За следующие цифры я отвечаю своей репутацией экономиста и человека!
Нами была проведена оценка непосредственного удорожания товаров за счёт упаковки. В модели мы определили наиболее типовые виды транспортной и потребительской упаковки, а также количество материала упаковки в пересчёте на единицу товара.
Суммы экологического сбора были рассчитаны путём умножения удельной массы упаковки на ставку экологического сбора без учёта нормативов утилизации (в рамках Проекта ФЗ подразумевается равным 100%). К итоговому расчёту мы приняли максимальную сумму экологического сбора.
По итогам оценки суммарный экологический сбор за упаковку товаров, входящих в продуктивную корзину на одного жителя в год составит 178, 29 рублей в год (14,86 рублей в месяц на человека).
Важно отметить, что приведённые суммы экологического сбора рассчитаны в среднем на человека в год. Для одних граждан эта сумма может быть выше за счёт потребления прочих групп товаров, не включённых в указанную потребительскую корзину, так и за счёт потребления большего количества продукции на человека. В то же время, для категорий населения с меньшим объёмом потребления данная сумма может быть ниже в несколько раз.
Прожиточный минимум на душу населения во 2 квартале 2019 года составил 11 185 рублей в месяц в соответствии с Приказом Минтруда России. Таким образом, удорожание на 14,86 рубля составит только 0,13%.
На основании исследования можно сделать вывод о том, что увеличение нормативов утилизации до 100% не приведёт к критичному для населения росту потребительских цен.
Важно учесть, что удорожание продукции, о котором идёт речь – это только часть изменения цены. Целью РОП является увеличение объёмов сбора и утилизации полезных фракций ТКО. Результатом оптимизации модели РОП станет увеличение предложения вторичного сырья на рынке. Рост сырьевого предложения приведёт к снижению цен на вторичное и первичное сырьё. Следовательно, появится потенциал для снижения цен на продукцию и упаковку в связи с удешевлением сырья. Далее по цепочке данный эффект приведёт к снижению цен.
Вторым фактором удешевления продукции станет стремление производителей товаров и упаковки снизить объёмы и массу упаковки в целях экономии на экологическом сбое. В странах ЕС быстро набрали популярность тонкостенные бутылки, коробки из легкограммажных картонов и т.д.
Наконец, за счёт экологического сбора в цене продукции население будет оплачивать размещение и обслуживание контейнеров для раздельного накопления отходов в своих жилых массивах. За счёт этого появится возможность снижения существующих тарифов по обращению с отходами для населения.
ВНИИ Экологии при МПР готово открыть широкую дискуссию по этой проблеме. Введение механизма РОП потребует ювелирного подхода при дифференциации ставок для утилизационного сбора по видам товаров и упаковки. Приглашаем к открытому обсуждению широкий круг экспертов, учёных, общественных деятелей, политиков.
И наконец, последнее. Невольно хочется употребить аббревиатуру РОП, обращаясь к критикам введения этого важнейшего для страны института.
Вот что поводу введения механизма РОП говорят экологи – эксперты «ЭкоГрада»:
Екатерина Волынкина: РОП должна касаться не только потребительских товаров, но и промпроизводства
ЮНИДО признало российский опыт копирования западных инноваций в сфере «мусорной реформы» бездумно схематичным и неудачным
Татьяна Колесникова