Олигарха Олега Дерипаску беспокоит экологическая ситуация на Байкале.
Причиной послужили недавно опубликованные данные о высокой концентрации микропластика. По этому показателю Колодец Планеты оказался сопоставим с американскими Великими озерами. По мнению Олега Дерипаски: «В вопросах защиты Байкала нам всем надо теперь стать радикалами, идти на самые жесткие меры. Если мы сегодня этого не сделаем, то потомки нам «спасибо» не скажут».
Я полностью с этим согласен. Кстати, меня самого нередко называют «экологическим радикалом». Олег Дерипаска безусловно прав, призывая к запрету одноразового пластика «в зоне Байкала». Но другое его громкое высказывание лишено экологического смысла: «Хорошо бы вообще на время полностью ограничить турпоток «дикарей», чтобы навести порядок в инфраструктуре и в головах гостей. Года на 2-3».
Олигарх прав, считая туристов основным источником пластикового мусора. Но он не знает численного соотношения «организованных» (проживающих на турбазах и в гостинцах) туристов и «диких» («палаточников»). Я проводил такие подсчеты в течении ряда лет на острове Ольхон, который является «болевой точкой» всех туристических проблем Байкала. Более половины всего байкальского туристического потока приходится на район Малого Моря. Это примерно 1,5-2 миллиона посетителей в год. Значительная их часть отдыхает именно на Ольхоне.
В последние 5-7 лет на долю «организованных» туристов приходится порядка 90% всего турпотока, на дикарей лишь 10%. Это произошло по двум причинам. Первая – массовое строительство новых турбаз и гостиниц. По своим масштабам и скорости сопоставимое с достопамятными «стройками коммунизма». Вторая – незастроенная территория берегов, пригодных для отдыха «палаточников», сократилась в разы. Кроме того, район крупнейшей на Ольхоне концентрации «дикарей» - Сарайский пляж – с 2016 года закрыт для автотранспорта и установки палаток. Благодаря этому запрету (которого я добивался многие годы) уникальная природная территория получила шанс на выживание.
Пластиковый мусор на берегах Малого Моря оставляют все туристы. Но учитывая абсолютное численное преобладание «организованных», именно на них и следует возлагать основную вину. Как и за все остальные экологические последствия туризма. Из которых одно из самых опасных – загрязнение Байкала «жидкими бытовыми отходами». Содержимое многих сотен (возможно и тысяч) выгребных ям фильтруется через почву и оказывается в водах Малого Моря. Из-за фекального загрязнения здесь теперь каждый год появляются таблички «Купание запрещено».
Эти отходы являются «пищей» нетипичных для Байкала водорослей, размножающихся в невиданных прежде количествах. Что ведет к вытеснению и гибели типичной байкальской биоты, потере чистоты вод. Водоросли уже захватили мелководную зону и распространяются все глубже. Среди загрязнений, вызывающих массовое размножение водорослей, важнейшая роль принадлежит фосфатам - компонентам стиральных порошков. Которые в большом количестве используются для стирки постельного белья именно «организованных» туристов.
Туризм является сейчас главным фактором негативного антропогенного воздействия на озеро Байкал. Поддерживать турпоток на его сегодняшнем уровне, тем более увеличивать его – значит губить Колодец Планеты.
Но туризм и неразрывно связанный с ним «земельно-застроечный» бизнес приносят большие доходы. Благодаря которым разыгрались аппетиты и бизнеса, и власти. В результате именно туризм провозглашен основой социально-экономического развития Байкальской природной территории. Все мыслимые усилия направлены на рост турпотока.
Однако полностью игнорировать всё усиливающийся экологический кризис невозможно! Поэтому на протяжении ряда лет через СМИ, через заявления «лояльных» ученых и экоактивистов, транслируется идея противопоставления «организованных» и «диких» туристов. Весь экологический ущерб возлагается (причем совершенно неубедительно) только на «дикарей».
В последние время, говоря о том, каким должен стать байкальский туризм, все чаще используют термины «контролируемый туризм», «устойчивый туризм». Смысла в них нет. Если во главу угла поставлена погоня за прибылью, о реальном контроле говорить не приходится. Ярким примером чему и является Ольхон. Поток туристов на остров, сообщающийся с материком паромной переправой, контролировать проще всего! Но Ольхон захлестнули туристические орды. Именно здесь строительство новых турбаз и гостиниц осуществляется самыми рекордными темпами. Ранимая островная природа гибнет, природоохранные режимы Прибайкальского национального парка и Центральной Экологической Зоны Байкальской природной территории спасти её не способны. Зато аппетиты бизнеса и чиновников всё растут. Паромная переправа рассматривается ими как досадное ограничение турпотока (а не как инструмент контроля за ним). Периодически озвучивается идея строительства моста на Ольхон....
В нынешних условиях массовый турим на Байкале может быть только стихийным, неконтролируемым, антиэкологичным.
Предложение Олега Дерипаски «полностью ограничить турпоток «дикарей»» ничем не поможет Байкалу. Роль «дикарей» в байкальских экологических проблемах весьма мала. Зато озвученная идея предполагает дополнительные прибыли турбизнесу. Выгнать дикарей из палаток, переместить их на турбазы –значит заставить больше платить.
Далеко не всем это по карману. Среди дикарей определенную долю составляю «безмоторные» молодые люди, студенты. Приезжающие на Ольхон с палатками на общественном автотранспорте. Оказывающие на природу намного меньшую экологическую нагрузку, чем прочие туристы. Именно их Олег Дерипаскаи и хочет сделать «крайними»!
Очередное наказание невиновных, бессмысленное, как и всегда.
Виталий Рябцев