Такое понятие, как прописка, известно всем россиянам, кто жил в советское время. Фактически она являлась продолжением крепостного права – человек был прикреплён к месту своего жительства. С наступлением демократии этот уродливый институт был отменён (формально отменен в 1993 году, однако остался ослабленный вариант в виде регистрации). А вот в Китае прописка продолжает существовать (как и в других тираниях Юго-Востока – Вьетнаме, Лаосе, Тайване; в Южной Корее она была отменена только в 2009 году).
В Китае она носит название Hukou. Прописка юридически делит людей на две группы: крестьян и горожан. Последних в Китае официально всего около 15% (примерно 200 млн. человек). Только они могут рассчитывать на пенсии и другие социальные блага (к примеру, бесплатную медицину, существенные преимущества при поступлении в вуз, и т.д.) Крестьяне же лишены всего этого.
Справка редакции: Хуко - это запись в системе учета домовладений соответствии с законами Народной Республики Китай (материковая часть Китая). Система берет свои истоки в древнем Китае в Династии Ся, (c. 2100 Г. ДО Н.Э. - 1600 Г. ДО Н.Э.).. Регистрационный учет домохозяйства официально определяет лицо в качестве резидента зоны, и содержит в себе информацию об имени фамилии, родителях, супругах, дату рождения. Новейшая история хуко ведется с 1958 года, когда китайским правительством был официально обнародован семьи реестр системы контроля перемещения людей между городскими и сельскими районами. Реестром все лица республики названы работниками и разнесены между категориями "сельских" или "городских" работников. Работнику, желавшему выехать из страны, или переехать в городской район, для того, чтобы заняться несельскохозяйственной деятельности необходимо пройти соответствующие бюрократические процедуры. Число работников, кому разрешается смена вида деятельности лимитирована и находится под строгим контролем. Аналогичные бытовые системы регистрации существует в структурах государственного управления Японии (koseki), Вьетнама(Hộ khẩu), и Северной Кореи (Патриархальной семьи ("Ходжу). В Южной Корее, Патриархальной семьи ("Ходжу) система была отменена с 1 января 2008 года.
Ответы всети на наиболее часто задаваемые вопросы: "Существует ли в Китае нечто наподобие прописки-регистрации, которая мешает жизни и работе в "чужих" городах своей же собственной страны?"
С пропиской в Китае дело обстоит весьма и весьма запутано. Начну с того, что у рядового китайца в принципе нет паспорта, куда теоретически можно поставить штамп о прописке. Вместо паспорта существуют два документа : хукоу и шенфенчжэн, о которых мы поговорим подробнее. Хукоу (или Хукоубэн) можно перевести на русский как домовая книга. Она хранится дома, и в нее вносятся сведения о членах семьи (как то рождение, смерть, переезд и т д). Шенфэнчжэн (удостоверение личности) - документ, который китаец постоянно носит с собой. Как правило, прописка шэнфэнчжэна совпадает с пропиской хукоу. Труднее всего раздобыть пекинский шенфенчжэн. Его могут предоставить если ты учишься в Пекине в университете на общих основаниях, но по окончании учебы необходимо обменять его обратно. Женитьба на пекинке также не является основанием для обмена шеньфэнчжэна. Сама прописка (то есть регистрация) по-китайски называется хуцзи. Самое главное : вне зависимости от того где ты зарегистрирован, ты можешь жить в любом городе Китая (включая Пекин, исключая некоторые СЭЗ, Тибет, Гонконг и Макао) три месяца без каких бы то ни было оправдательных документов, и никто не имеет права ничего тебе сказать по этому поводу. То есть такой ситуации как в Москве, в Пекине нет. Более того, в столице существует немало вакансий, для которых не требуется наличие пекинского шэнфэнчжэна. Паспорт китаец получает только в случае выезда за рубеж, и сделать это совсем непросто. Как правило, нужно заплатить достаточно большую взятку
Крестьяне, пришедшие работать в последние 20 лет в большие города, так и остаются в мегаполисах бесправной массой. К примеру, в Шанхае из населения в 25 млн. юридически горожанами являются только 4 млн. При этом Шанхай является одним из четырёх городов со статусом «центрального подчинения» (остальные три – Пекин, Чунцин и Тянцзин). Чтобы обосноваться в них, крестьянам вообще надо сначала получить «вид на жительство» – практически аналог визы. Но и ВНЖ даёт только право на пребывание, но больше ни на что. К примеру, лимитчики не могут купить жильё в мегаполисах, отдавать детей в школы и детсады, посещать больницы, и т.п. За малейшую провинность (типа занятия политикой или экономическими протестами) этих бесправных людей лишают ВНЖ и высылают по месту их прописки – в деревню. Так, из Шанхая за год выкидывают обратно в сельскую местность до 200 тыс. человек.
В китайских городах скопилось не менее 350 млн. таких лимитчиков. Подавляющее большинство из них никогда не смогут юридически получить статус горожанина, их удел – так и вкалывать на фабриках, стройках и в обслуге. Подсчёты показали, что в Пекине за последние 10 лет право стать горожанами было дано лишь 4% лимитчиков – в основном это были люди с какими-то большими заслугами (типа передовиков производства или выдающихся полицаев).
В 1997 году в одном из вышеупомянутых городов, 32-миллионном Чунцине коммунисты начали эксперимент – чуть более упрощённую процедуру получение гражданства первого сорта. К сегодняшнему дню юридически горожанами стали аж 28% населения города. Для того, чтобы получить городскую прописку, лимитчик должен выполнить что-то одно из этого списка: за 3 года заплатить 100 тыс. юаней подоходного налога (примерно 15 тыс. долларов), купить квартиру или, как минимум, 5 лет владеть бизнесом с 3 и более наёмными работниками.
Лимитчикам запрещено даже арендовать квартиры в городах. И все они вынуждены ютиться, как правило, в общежитиях при фабриках. Но даже среди этой бесправной массы появилась своя «белая кость» – как правило, офисные работники или даже люди из масс-медиа. Они уже могут позволить себе арендовать подвал (напомним, легально жить в квартирах даже они не могут). В крупных городах даже создана соответствующая инфраструктура. К примеру, в Пекине многие здания имеют два-три подземных этажа, разбитых на клетушки. Клерки могут себе позволить иметь подвальную комнатушку площадью 2-5 кв. м. Но и такое «жильё» по китайским меркам стоит немало – до 100-150 долларов в месяц (примерно треть зарплаты). Горожане презрительно зовут этих лимитчиков «племя крыс». Китайский фотограф Сим Ши Инь показал, как живут эти люди.
Напомним, что подобное происходит в Китае повсеместно – ранее блог Толкователя уже выкладывал фоторепортаж о людях-кроликах из Гонконга, вынужденных жить в тесных клетках.
и.
От автора: А советско-российским патриотам, с маниакальным упорством призывающих Россию отправиться по китайскому пути «развития», хочется посоветовать одного: начините сами жить по-китайски. К примеру, получите прописку крестьянина. Приезжайте с ней в Москву, заселяйте комнату-шкаф в подвале и вещайте оттуда о преимуществах «китайского социализма». Но если где-то сфальшивите в описании линии партии, то будьте готовы, то вас вышлют из Москвы обратно в деревню.