В середине августа 2016 г. состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам внутреннего водного транспорта России. Председателем был Владимир Путин. На мероприятии Президент России высказал свое видение проблем по обсуждаемой теме и предложил принять конкретные меры. Его предложения, направленные на улучшения ситуации на речном флоте и в экологии судоходных рек, поддержали безоговорочно все участники заседания. И вот прошел месяц. Что-то изменилось?
Это событие стало важнейшим мероприятием как для развития транспорта, так и экологии страны. Прошел месяц со дня заседания. Приподнявшиеся страсти вокруг проблем, связанных с большими реками, каналами и судоходством, постепенно угасли, началась рутинная работа.
Мы попросили лауреата премии Правительства РФ, заслуженного профессора Московского университета, доктора географических наук, профессор Р.С. Чалова прокомментировать проведенное в Волгограде заседание и возможные перспективы мер, прозвучавших на нем.
– Значение заседания. Можем ли мы говорить, что «процесс пошел»?
– Сама постановка вопроса обнадёживает: у руководства страны проявился интерес к самому экологически чистому и экономически выгодному виду путей сообщения.
Но говорить, что «процесс пошел» пока преждевременно. Об этом можно будет судить, когда будут приняты конкретные решения по развитию внутренних водных путей сообщения. К сожалению в памяти президентская программа по развитию внутренних водных путей до 2010 г., принятая в 1995 г, которая была «выполнена с «точность наоборот».
– Все ли вопросы, проблемы, темы охвачены или что-то упущено?
– В основном акценты сделаны на два гидротехнических сооружения – на Дону и на Волге. Вопросы восстановления дноуглубления, повышения гарантированных глубин на свободных реках до уровня 1980-х годов, обеспечения необходимым техническим флотом (а он был утрачен за последние 25 лет) и кадрами должного освещения не нашли. Также основное внимание было уделено рекам ЕТР и Единой глубоководной системе, а реки Севера ЕТР, Сибири и Дальнего Востока остались за рамками обсуждения, или были о них лишь общие слова.
Остались неясными вопросы финансирования, перевода потока грузов на речной транспорт и повышения заинтересованности перевозчиков в развитии водных путей и переключения на них грузопотоков с автомобильного и железнодорожного транспорта. А без этого водные пути развития не получат.
– Достаточно ли тех мер, которые предложил Президент и другие заседатели?
– О мерах можно будет говорить тогда, когда появятся (а если они уже есть – с ними ознакомиться) соответствующие высказанным пожеланиям конкретные решения.
– Можно ли эти меры осуществить, и сколько времени потребуется на претворение их в жизнь. Когда будет ощутима польза?
– Ответ тот же, что по вопросу 4. Следует учитывать, что за 30 лет произошло разрушение внутренних водных путей, и сейчас требуется их восстановление. Надо понимать, что любое сооружение, прорезь и т.д. требуют ухода и своевременного ремонта. 30 лет ничего не делалось, и при современном положении отрасли можно только с трудом поддерживать водные пути в том состоянии, в котором они находятся.
– Существует ли комплексный проект для исполнения президентского задания на оздоровления рек? А если нет, то когда появится?
– Мне не известно.
– Будет ли участвовать Ваш институт в исполнении мер, озвученных Путиным, или в разработке проекта? Будете ли участвовать Вы лично?
– Если будет проект (или программа) научно-исследовательская лаборатория эрозии почв и русловых процессов им. Н.И. Маккавеева МГУ имени М.В. Ломоносова и я лично безусловно будем принимать участие в реализации тех мер, которые связаны с русловыми процессами на реках. Однако этому может препятствовать пресловутый закон о закупках и тендерная система получения заказов на работу: во-первых, выигрывают конкурс зачастую фирмы некомпетентные; во-вторых, прохождение конкурса и открытие финансирования работ столь медленно, что не остаётся времени на выполнение исследований; в-третьих, даются сроки выполнения в 2-3 раза меньшие реально нужных для выполнения работ на высоком уровне, что неизбежно приводит в лучшем случае к снижению качества результата работ.
– Существуют ли альтернативные, уже готовые, проекты?
– Мне не известно.
– Откуда будут финансироваться мероприятия по оздоровлению рек?
– Финансировать должны государство, судоходные компании и те фирмы, которые переключат свои грузопотоки на водный транспорт.
– Окажут ли меры по оздоровлению рек на экологию?
– Безусловно.
– Кто будет исполнителем мер? Наши или зарубежные компании?
– В первую очередь – российские компании. Зарубежные следует привлекать к пограничным рекам (Амур – Китай), трансграничным рекам (Иртыш и Урал – Казахстан, Днепр - Беларусь и Украина).
– Есть ли у России необходимая техника?
– В 1990 г. в России было всё, сейчас нет почти ничего. С имеющейся техникой даже современное состояние поддерживать почти невозможно.
– Верите ли Вы, что все сказанное Президентом не увязнет в бесконечных согласованиях, бумажной волоките, в препонах чиновников и прочем, что сводит все благие намерения на нет?
– В этом состоит главная опасность!
Вопросы задал
Юрий АНДРИЙЧУК
Фото Дмитрия ПОТАПОВА