Всемирный фонд дикой природы (WWF) проанализировал важнейший компонент нацпроекта «Экология» - федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». Эксперты отметили, что во время работы над Проектом его инициаторы допустили целый ряд юридических, статистических и экологических нарушений, не говоря уже об ошибках. Специалисты считают, что на данный момент – как минимум, этот подпроект - требует кардинальной переработки. Чего, скорее всего, «заслуживают», и другие сегменты нацпроекта…
Пожалуй, наиболее значимое нарушение действующего законодательства РФ, допущенного при подготовке Нацпроекта «Экология», как полагают многие эксперты, – это игнорирование федерального законодательства об основах общественного контроля и о стратегическом планировании; Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (статья 13). Что, в результате нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции РФ.
В Аналитическом центре при Правительстве РФ 24 сентября с.г. состоялось обсуждение подпроекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» как компонента национального проекта «Экология». В обсуждении приняли участие ведущие специалисты по этой теме: директор института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Вячеслав Рожнов, заместитель директора по научным вопросам института географии РАН Аркадий Тишков, советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды» Всеволод Борисович Степаницкий и ряд других экспертов.
Все участники форума были едины в том, что вместо создания новых и расширения существующих ООПТ обе задачи сведены в одну. А мизерное планируемое увеличение площади ООПТ не обеспечит сохранения всех наиболее ценных наземных и морских экосистем России, которые давно должны были получить природоохранный статус в соответствии с «Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.11 №2322-р. Более того, в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии к 2020 г.
«Общая площадь ООПТ России, как пояснил мне В.Рожнов, - должна составлять, по утвержденному государством нормативу, принятому не менее 17% суши и 10% морских вод под национальной юрисдикцией. Для этого необходимо 50 млн. га морских акваторий (т.е. 10% от их общей площади в пределах морской зоны РФ). Но сегодня в РФ только 2,4% её морской акватории, или около 18 миллионов га, имеют режим ООПТ».
Кроме того, эксперты пришли к выводу, что календарный план создания новых ООПТ абсолютно нереалистичен. За считанные оставшиеся месяцы 2018 г. планируется создать 8 новых ООПТ, что абсолютно невозможно.
Точнее, сие есть не более чем прожектёрство.
При этом, к 2024-му планируется создание лишь 11 охранных зон вокруг вновь созданных ООПТ, хотя уже сегодня 68 заповедников и национальных парков Минприроды России не имеют охранных зон. Но ведь будут создаваться и новые ООПТ? Для «галочки»?.. Видимо, так и есть. Ибо, к примеру, речь в подпроекте идет только о реинтродукции 7 безымянных видов, без определения их реестра и конкретных показателей увеличения численности по каждому из них. А задачи сохранения редких видов, не требующих реинтродукции, но нуждающихся в срочных мерах по защите, вообще отсутствуют.
«Защита окружающей среды, в т. ч. ценных экосистем, редких видов является обязанностью государства: такова историческая практика в этой сфере. Но тот факт, что в профильном Национальном проекте не заложены бюджетные средства на эти цели, - уточнил мне директор WWF-России Игорь Честин, - говорит о том, что государство не хочет выполнять эту обязанность, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции РФ».
Плюс к тому, «увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях» представлены в километрах и даже в метрах введённых в эксплуатацию туристических маршрутов и экотроп, что вызывает, мягко говоря, недоумение. Во-первых, невозможно дать точную «длину» этих линейных объектов. Во-вторых, не существует прямой связи между длиной экологических троп и количеством туристов в национальных парках и биосферных зонах.
Вызывают также вопросы плановые показатели динамики роста количества посетителей ООПТ. По офииальным данным, уже в 2017 г. число посетителей одних лишь государственных природных заповедников и национальных парков Минприроды РФ 8 126 000 чел., а в документе это значение соответствует промежуточному между планами на 2021 и 2022 г.
Тоже прожектёрский абсурд?..
Оторван от реальности приведенный бюджет всего Нацпроекта: его общая сумма - 6 млрд 757 млн руб., из которых 6 млрд 463 млн руб. составляют средства госбюджета. Но учитывая 6-летний срок проекта, получается, что его средний ежегодный бюджет составит 1 млрд 77 млн руб. Это даже меньше, чем выделенный в 2018 году объем бюджетных средств (1 млрд. 209 млн. руб.) на содержание 22-х ФГБУ, обеспечивающих охрану 7 редких видов !..
Решение задачи комплексного развития экотуризма, как отмечалось на форуме, также потребует специальных, притом значительных и вовсе не «одноразовых» государственных и стимулируемых государством коммерческих капиталовложений. Как это уже который год имеет место, например, в сфере развития-стимулирования экотуризма в Скандинавии, Западной Европе, Северной Америке, КНР, ЮАР, Японии, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ, Малайзии, зарубежных территориях Франции и Голландии.
«Все эти и многие другие довольно нелепые ошибки и «псевдопрожеты» – результат того, что нацпроект так и не был обсуждён с профессиональным сообществом, - подчеркнул Игорь Честин. – Требуется его кардинальная переработка».
Но состоится ли она? Ведь уже пора «рапортовать на верх» об успешной реализации нацпроекта, отражающего, якобы, все соответствующие вопросы…
Алексей Чичкин