Проект (принципиальная схема) федерального закона «О Зелёном щите городской агломерации» («Об условиях использования территорий в границах пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности»)
Вариант 1 предложенной рабочей версии законопроекта от авторов инициативы "Зелёный щит"
Настоящий проект основного законодательного акта разработан в форме базовых тезисов, уложенных в предполагаемую структуру законопроекта. Данный вариант представляет собой некую целевую матрицу законодательства о «Зелёном щите», реализация которой может и должна быть поэтапной.
Многие формулировки и положения потребую дополнительных пояснений, последующих уточнений и верификации с позиций профессионального подхода к написанию законопроектов. На первом этапе планируется получить в ходе совместной работы с командой учёных-юристов более упрощённый вариант законопроекта в сравнении с представленным. Однако более сложный вариант в настоящее время представлен намеренно, с целью реализации подхода «от общего и более сложного к частному и более простому». Например, на стадии разработки упрощённого варианта законопроекта возможно из предложенного варианта убрать разделы, касающиеся вопросов стратегического планирования территориального развития и ландшафтно-экологического планирования, оставив, тем не менее, раздел о ландшафтно-экологической организации территории. Возможно также существенное сокращение новых терминов, которые предполагается ввести данным законопроектом.
Предполагается также несколько вариантов подходов к реализации законодательной инициативы о «Зелёном щите», которые будут представлены дополнительно. Например, возможен следующий вариант.
- Внесение изменений в Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях федерального значения» в части введения и раскрытия новых терминов: «экологическая сеть», «экологический каркас территории», территории с высоким уровнем урбанизации (также внесение данного термина в Градостроительный кодекс РФ), «пригородная зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности», «экологический каркас городской агломерации (или территорий с высоким уровнем урбанизации, или пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности)», «территориальная охрана природы», «система территориальной охраны природы», «ландшафтный заказник федерального значения» (новая категория особо охраняемой природной территории федерального значения),
- Позиционирование в законе положения о том, что порядок создания и функционирования «экологического каркаса городской агломерации (или территорий с высоким уровнем урбанизации, или пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации. Или: «Особенности организации и функционирования системы территориальной охраны природы в границах и вблизи крупных городских агломераций (или территорий с высоким уровнем урбанизации, или пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации. В законе, тем не менее, обозначить основные принципы таких особенностей (принципы создания и функционирования «экологического каркаса» на соответствующих территориях). По сути, такая система территориальной охраны природы, такой экологический каркас и будут являться тем самым «Зелёным щитом». (Об этом и шла речь на совещании ОНФ с учёными Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
- Подготовить соответствующий проект постановления Правительства РФ.
- Подготовить предложения о создании «экологического каркаса» (особой системы территориальной охраны природы) для ряда регионов, в т.ч. для территории Московской области и Москвы в радиусе 70 км от МКАД, ключевым звеном которой будет являться ландшафтный заказник (или система ландшафтных заказников) федерального значения. За основу создания такой системы можно взять уже существующую систему региональных и федеральных ООПТ в границах Москвы и Московской области, а также уже проработанные проекты создания новых ООПТ федерального значения. Добиться выпуска соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации (также обсудить в рабочем порядке иные подходы к реализации данной идеи).
Данный вариант реализации подхода к созданию «Зелёного щита» не исключает разработку основного законопроекта «О Зелёном щите», а дополняет процесс работы над целой законодательной системой, являясь, тем не менее, боле простым шагом к началу реализации законодательной инициативы ОНФ о создании «Зелёного щита».
Справочно:
Понятие Московской агломерации
http://enc-dic.com/enc_moscow/Moskovskaja-aglomeracija-1020/
Московская агломерация - компактно расположенная группа городских и сельских поселений, объединённых интенсивными и многообразными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми взаимосвязями в сложную многокомпонентную динамичную систему с центром в Москве. Московская агломерация, то есть Москва и её пригородная зона в радиусе 70 км от границ МКАД, в пределах 16 административных районов (Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Одинцовский, Красногорский, Химкинский, Пушкинский, Щёлковский, Ногинский, Раменский, Домодедовский, Подольский, Истринский, Солнечногорский, северная часть Наро-Фоминского), — самое крупное в России и одно из крупнейших в мире скоплений городских и сельских поселений моноцентрического типа. Площадь Московской агломерации 13,6 тыс. км2, в том числе Москвы 1,1 тыс. км2 (8,0%). Численность населения (1996) Московской агломерации около 13,4 млн. человек, в том числе Москвы 8,7 млн. человек (64%).
В рамках Московской агломерации осуществляются стабильные производственные, трудовые, культурно-бытовые, рекреационные и другие связи между Москвой и окружающими её поселениями, в том числе в виде маятниковых миграций, то есть ежедневных поездок из одних населённых пунктов в другие. В радиусе 90—100 км от Москвы на каждого жителя приходится в год более 10 самостоятельных культурно-бытовых поездок в столицу.
Контур Московской агломерации имеет звездообразную конфигурацию и довольно компактное ядро — Москву в современных границах. Звездообразным выступам, протянувшимся вдоль автомобильных и железных дорог, соответствуют города: Пушкино, Красноармейск, Щёлково, Ногинск, Раменское, Бронницы, Подольск, Апрелевка, Звенигород, Истра, Солнечногорск.
Одна из главных тенденций территориального развития Московской агломерации — врастание Москвы в Подмосковье. К Москве последовательно присоединяется часть территории Подмосковья, используются его ресурсы для создания систем обеспечения жизнедеятельности москвичей. Расширение городской черты Москвы происходит примерно каждые 25 лет (1917, 1935, 1960, 1985).
В состав Московской агломерации входят 42 города (включая Москву), из них 14 городов с населением свыше 100 тыс. человек, а также несколько десятков посёлков городского типа, многочисленные сельские поселения.
Города, входящие в состав Московской агломерации, образуют спутниковые пояса. Первый спутниковый пояс сформирован в 10—15 км от границ Москвы в условиях наиболее активного взаимодействия ближайших городов со столицей. Города-спутники первого пояса по образу жизни населения, условиям проживания, по своим функциям, типу застройки, транспортной доступности представляют собой по сути внешние, окраинные, районы Москвы. Из первого спутникового пояса выезжает ежедневно на работу в Москву 30% занятого населения, в среднем каждый житель в год совершает 50 и более культурно-бытовых поездок в столицу. Кольцо ближних спутников составляют 11 городов: Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королёв, Балашиха, Реутов, Люберцы, Видное, Одинцово, Красногорск, Зеленоград (административный округ Москвы). Вместе с посёлками городского типа, сельскими населёнными пунктами и поселениями, административно подчинёнными Москве, численность населения первого спутникового пояса около 1,3 млн. человек.
Второй спутниковый пояс представлен группой городов, более удалённых от Москвы (находящихся в радиусе 50—70 км от её границ), но тесно с ней связанных взаимным трудовым и культурно-бытовым тяготением. Из городов этого пояса в Москву выезжает ежедневно на работу 15% занятого населения, каждый житель за год совершает в среднем около 30 поездок с культурно-бытовыми целями. Находясь под воздействием Москвы, эти города тем не менее обладают возможностями свободного роста и самостоятельного развития. К их числу относятся 30 городов; наибольшие по численности населения (свыше 100 тыс. человек) — Подольск, Электросталь, Ногинск, Щёлково, Жуковский. Численность населения второго спутникового пояса около 2,9 млн. человек.
Развитие городов-спутников в определённой мере способствует «разгрузке» города-центра, уменьшению плотности населения и рассредоточению производства. Жители спутниковых поясов, особенно периферийной части Московской агломерации, проживают в экологически более благоприятных условиях, ближе к пригородной зоне, чем жители центра агломерации. Но по уровню развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сферы бытовых услуг окраинные города уступают центру и городам первого спутникового пояса.
По мере удаления от Москвы влияние ядра агломерации на формирование и развитие поселений ослабевает. Во внешней зоне агломерации начинают преобладать города, сами выполняющие роль районоорганизующих центров и образующие свои ареалы тяготения. На территории Московской агломерации выделяются в некоторых случаях агломерации второго порядка, образовавшиеся в результате скопления нескольких населённых пунктов, объединённых тесными связями друг с другом. Это плотные ареалы, где поселения срастаются. Некоторые агломерации второго порядка начинаются непосредственно от границ Москвы, включая в свой состав её ближайшие спутники: Люберецко-Раменская, Балашихинская, Мытищинско-Щёлковская, Химкинско-Зеленоградская, Подольская. Несколько обособленно развивается Ногинско-Электростальская агломерация, составленная двумя городами, неоднородными по происхождению и хозяйственному профилю. При дефиците территорий, напряжённом экологическом состоянии, функциональной разнородности эти ареалы непрерывно растут.
Крупнейшие по численности населения агломерации второго порядка — Люберецко-Раменская (0,6 млн. человек), Мытищинско-Щёлковская (около 0,6 млн. человек), Химкинско-Зеленоградская (0,4 млн. человек), Балашихинская (0,3 млн. человек), Подольская (0,3 млн. человек). На их базе возникают и растут городские поселения, города, формируются новые городские агломерации. Продолжается расширение Московской агломерации и уплотнение её ядра.
Общей чертой расселения Московской агломерации является большая слитность городских и сельских поселений, их активное взаимодействие. Границы между городскими и сельскими посёлками размыты и динамичны. Сельские жители, работающие в городах, а также представители городских профессий на селе образуют значительный контингент «скрытого городского населения».
Функционально-отраслевая структура Московской агломерации характеризуется многообразием видов деятельности, многочисленными отраслями промышленности, высокой долей отраслей непроизводственной сферы — науки, образования, культуры, искусства, высокоразвитого комплекса управления, действующего на разных уровнях (от международного до внутригородского). Вместе с тем функциональное многообразие Московской агломерации обусловливает её загруженность отраслями и производствами, не всегда соответствующими современному положению и месту агломерации в стране. Всё острее проявляется потребность в реструктурировании её экономики, в избранном развитии отдельных отраслей и видов деятельности за счёт свёртывания других. При этом для Московской агломерации требуется проведение единой экономической, градостроительной, природоохранной и управленческой политики.
В.Г. Глушкова. Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия 1992
К настоящему проекту прилагаются также следующие материалы:
- Комментарий к инициативе ОНФ о создании «Зелёного щита» Москвы и Подмосковья.
- Тезисы Б.Л. Самойлова об усилении урбанизации столичного региона и его экологической безопасности.
- Основные данный по Лесопарковому защитному поясу (ЛПЗП) Москвы.
- Формат законопроекта
Формат 1: Основной закон (проект самостоятельного федерального закона), с переходными положениями (с положениями о введении в действие соответствующего федерального закона);
Формат 2: Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
Формат 3: Проекты подзаконных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Формат 1. Основной закон
II.1. Варианты наименования федерального закона
Вариант 1: Федеральный закон «Об особых условиях использования территорий в границах зон обеспечения экологической безопасности отдельных субъектов Российской Федерации (или крупных городов и городских агломераций, или – в границах пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности);
Вариант 2: Федеральный закон «Об особом природоохранном статусе территорий в границах крупных городских агломераций (или – вблизи крупных городов и городских агломераций, или – в границах Московской агломерации, или – в границах пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности);
Вариант 3: Федеральный закон «О системе территориальной охраны природы в границах (вблизи) крупных городов и городских агломераций (в границах Московской агломерации, или – в границах пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
Приоритетный вариант: Федеральный закон «Об условиях использования территорий в границах пригородных зон с особыми режимами обеспечения экологической безопасности»
В вариантах наименования настоящего федерального закона вместо слов и словосочетаний «крупный город», «городская агломерация», «Московская агломерация» возможно использовать термин «пригородная зона». Далее данная территория, для доступности к восприятию формулировок законопроекта, будет называться также «Зелёный щит».
II.2. Структура (принципиальная схема) закона
- Основные положения.
- Термины и определения.
- Ландшафтно-экологическая организация территории в границах «Зелёного щита».
- Ландшафтное планирование.
- Особые условия использования территорий в границах «Зелёного щита».
- Особенности регулирования земельных отношений, охраны и использования земель в границах «Зелёного щита».
- Особенности осуществления градостроительной деятельности и территориального планирования в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования, охраны и воспроизводства лесов в границах «Зелёного щита».
- Особенности создания, охраны и содержания зелёных насаждений на землях общего пользования в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования и охраны поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования и охраны объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита».
- Особенности охраны почв в границах «Зелёного щита».
- Особенности использования и охраны участков недр в границах «Зелёного щита».
- Особенности сохранения рекреационных, эстетических и аксиологических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита».
- Особенности организации и функционирования системы территориальной охраны природы (особо охраняемых природных территорий) в границах «Зелёного щита».
- Особенности ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита».
- Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита». Государственный реестр элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита».
- Ответственность за нарушение законодательства «О Зелёном щите».
- Переходные положения (вступление в силу федерального закона «О Зелёном щите»).
II.3. Содержание законопроекта
- Основные положения.
- Настоящим федеральным законом устанавливаются особенности использования и охраны территорий (земель, земельных участков, лесов, объектов растительного и животного мира, поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, иных природных и природоподобных компонент и свойств окружающей среды, природных ресурсов) в границах зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности крупных городов и городских агломераций (в пригородных зонах с особым режимом обеспечения экологической безопасности – в границах «Зелёного щита»).
- «Зелёный щит» (пригородная зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности) – территория вблизи крупного города и (или) в пределах городской агломерации, в границах которой устанавливаются особые режимы осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, определяются особенности использования и оборота земель и земельных участков, использования и охраны лесов, поверхностных и подземных вод, почв, участков недр, использования и охраны объектов растительного и животного мира и других экологически значимых компонент и свойств природных и природоподобных территориальных комлпексов с целью обеспечения экологической безопасности проживающего на данной территории населения, сохранения важных средообразующих и средозащитных компонент природной среды и типичных для соответствующей природной зоны природных и культурных ландшафтов, а также с целью создания условий для устойчивого экологически сбалансированного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с особенностями осуществления хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности, использованием, охраной и оборотом земель и земельных участков, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, созданием и содержанием зелёных насаждений на землях общего пользования, использованием и охраной поверхностных и подземных вод, использованием и охраной объектов растительного и животного мира почв, участков недр, особенностями сохранения рекреационных, эстетических и аксиологических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов, особенностями организации и функционирования системы территориальной охраны природы (особо охраняемых природных территорий), особенностями ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Законодательство Российской Федерации о «Зелёном щите» (о пригородных зонах с особым режимом обеспечения экологической безопасности) основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
- Отношения, возникающие при использовании, охране и обороте земель и земельных участков, осуществлении градостроительной деятельности, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, использовании и охране объектов растительного и животного мира, использовании и охране поверхностных и подземных вод, почв, участков недр и иных природных ресурсов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особыми режимом обеспечения экологической безопасности), регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в той части, в которой это не противоречит настоящему Федеральному закону.
- Имущественные отношения в области использования и охраны земель и иных природных ресурсов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
- «Зелёный щит» (пригородная зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности) является зоной с особыми условиями использования территорий, статус и границы которой устанавливаются Правительством Российской Федерации (в отношении пригородных зон городов федерального значения) и уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в остальных случаях). Статус и границы пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности в отношении пригородных зон городов федерального значения – субъектов Российской Федерации городов Москвы и Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
- Статус и границы пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности в отношении пригородной зоны города федерального значения – субъекта Российской Федерации – города Севастополя, городов и (или) городских агломераций, не имеющих статуса городов федерального значения, устанавливаются по представлению администраций соответствующих городов (городских округов), администраций субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены соответствующие города и (или) городские агломерации, а также по инициативе общественных объединений граждан в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- Сведения о местоположении границ «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) вносятся в установленном законом порядке в государственный кадастр недвижимости в течение шестидесяти календарных дней со дня издания соответствующих постановлений (распоряжений) Правительства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.
- Функционирование «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется на основании Положения о «Зелёном щите» (пригородной зоне с особым режимом обеспечения экологической безопасности), утверждаемом в отношении:
- Пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности городов федерального значения, субъектов Российской Федерации - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – Правительством Российской Федерации;
- Пригородных зон городов и городских агломераций, не указанных в абзаце 1 настоящей части – высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
- Использование территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) основывается на следующих принципах:
- Сохранение экологического баланса на региональном и местном уровнях с учётом организации природных и природоподобных территориальных комплексов как экологического каркаса территории;
- Приоритет сохранения средообразующих и средозащитных компонент и свойств природной среды, рекреационных и эстетических качеств природных и культурных ландшафтов над (перед) градостроительным освоением территорий;
- Осуществление градостроительного освоения территорий в той мере, в которой это необходимо для обеспечения экологически устойчивого развития территорий и комфортного проживания граждан в пределах соответствующих территорий;
- Приоритет сохранения естественных природных качеств окружающей среды над её преобразованием, осуществление вмешательства в природные системы (природные сообщества, в т.ч. лесные) лишь в той мере, в какой это необходимо для их охраны, стимулирования их экологической реабилитации, восстановления уровня биологического разнообразия, обеспечения противопожарной и санитарной безопасности территорий (в т.ч. в лесах), профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Обеспечение сохранения целостности природных комплексов (экосистем) при планировании и осуществлении хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности;
- Развитие хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности и системы территориальной охраны природы на основе принципов ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования;
- Учёт при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности предельно допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду, предельной градостроительной ёмкости природных и культурных ландшафтов и недопущение превышений их значений, определяемых документами ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования;
- Недопущение существенного уменьшения экологически эффективных поверхностей и существенной фрагментации лесов при градостроительном освоении территорий;
- Сохранение, а по возможности – восстановление уровня биологического разнообразия территорий;
- Соблюдение при планировании хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности базовых принципов земельного законодательства (ст.1 Земельного кодекса РФ) и законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а именно: …
- Применение при осуществлении хозяйственной (в т.ч. градостроительной) деятельности наилучших доступных экологически ориентированных технологий, в т.ч. технологий «зелёного строительства», технологий глубокой переработки отходов производства и потребления и т.п.;
- Создание, развитие и институциональное укрепление системы территориальной охраны природы как целостно функционирующего в пространстве и времени экологического каркаса территории (развитие экологических сетей);
- Сдерживание необоснованного с экологической и социально-экономической точек зрения селитебного, транспортного и логистического строительства;
- Соблюдение при планировании экономического (хозяйственного) развития территорий приоритета развития познавательного, экологического и сельского туризма, рекреации в природном окружении над (перед) развитием селитебной и логистической застройки.
- Термины и определения (предполагаемые).
Экологически эффективная поверхность первого порядка – поверхности, покрытые естественной лесной растительностью на разных стадиях развития биоценоза
Экологически эффективная поверхность второго порядка – поверхности, покрытые естественной луговой и (или) степной растительностью, состоящей из видов растений, характерной для соответствующей природной зоны.
Экологически эффективная поверхность третьего порядка – поверхности, покрытые культурой растительность – сельскохозяйственные угодья, используемые под пашни, сады, огороды, пастбища.
- Ландшафтно-экологическая организация территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности). (Статья вступает в силу с 01.06.2018 года)
- Ландшафтно-экологическая организация территории отражает существующую ландшафтно-экологическую структуру и ландшафтно-экологическое зонирование территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Ландшафтно-экологическая организация территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) отражается в Схеме ландшафтно-экологической организации территории, порядок разработки и утверждения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Осуществление стратегического и ландшафтного планирования, разработка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования, лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, проектов планировки и межевания территории, разработка и утверждение проектов внутрихозяйственного землеустройства, схем территориальной охраны природы, проектов создания особо охраняемых природных территорий, изготовление и утверждение схем расположения земельных участков за пределами территорий сложившейся застройки, предоставление в аренду и в пользование лесных участков, принятие решений об изменении категорий земель и земельных участков, принятие решений об установлении (изменении) целевого назначения, разрешённых видов использования земельных участков, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, выдача лицензий на водопользование и недропользование в границах «Зелёного щита» (пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности) без учёта ландшафтно-экологической организации территории не допускается.
- Существующая ландшафтно-экологическая структура территории предусматривает типизацию ландшафтов по их основным природным свойствам (качествам) и природно-экологической ценности, а также по характеру и степени антропогенной нагрузки, её предельно допустимым значениям на окружающую среду, градостроительной ёмкости природных и культурных ландшафтов, наличию и степени проявления природно-экологических и техногенных рисков при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, при существующем и планируемом воздействии на окружающую среду.
- При отражении в системе ландшафтного и территориального планирования ландшафтно-экологической структуры территории региона или муниципального образования могут быть выделены типичные (в т.ч. зональные) природные комплексы, природоподобные объекты (территориальные комплексы), средообразующие и средозашитные компоненты и свойства природной среды, природные и природоподобные объекты особой экологическую ценности (в т.ч. экотоны), антропогенные (техногенные) территориальные комплексы, биоценотические и ландшафтные сукцессии, а также экологически эффективные поверхности различного порядка, запечатанные и незапечатанные земли, другие элементы ландшафтно-экологической типизации территории, выявленные в ходе проведения специальных исследований и изысканий.
- Состав и природно-экологическая ценность элементов ландшафтно-экологической структуры территории субъекта Российской Федерации и (или) отдельных территориальных единиц в составе «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) учитываются при осуществлении ландшафтно-экологическом зонировании территории как элемента ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования.
- Ландшафтно-экологическое зонирование является основным элементом ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования территории, регламентирует особые условия использования территории и систему территориальной охраны природы в границах территории субъекта Российской Федерации и (или) отдельных территориальных единиц в составе «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) и отражается в соответствующих документах ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования.
- Ландшафтно-экологическое зонирование производится с учётом существующей ландшафтно-экологической структуры территории и отражает существующее и планируемое использование территории, существующую и планируемую систему территориальной охраны природы в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны о особым режимом обеспечения экологической безопасности) и (или) отдельных территориальных его (её) территориальных единиц.
- Стратегическое планирование пространственного развития территории.
- Стратегическое планирование пространственного развития территории осуществляется в отношении субъекта Российской Федерации, в границах которого расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности осуществляется с целью обеспечения устойчивого, экологически сбалансированного развития субъекта Российской Федерации, а также отдельных территориальных единиц в его составе соседних с ним субъектов Российской Федерации, в т.ч. в отношении собственно территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Стратегическое планирование пространственного развития территории является основой для осуществления ландшафтного и территориального планирования, использования земель, регулирования земельно-имущественных отношений, осуществления градостроительной деятельности и природопользования, деятельности по использованию, охране и воспроизводству лесов, использованию и охране водных ресурсов, деятельности в сфере охраны окружающей среды, включая территориальную охрану природы.
- Стратегическое планирование территориального развития осуществляется на основе схемы (схем) ландшафтно-экологической организации территории, в отношении которой осуществляется такое планирование.
- Стратегическое планирование пространственного развития территории отражается в Стратегии пространственного развития территории, порядок разработки и утверждения которой устанавливается Положением о стратегическом планировании пространственного развития территорий, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Полномочия федеральных органов власти, полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам разработки, согласования и утверждения стратегий пространственного развития территорий устанавливаются соответствующим Положением.
- Документы, регламентирующие использование земель и иных природных ресурсов, в т.ч. документы ландшафтного планирования, территориального планирования и градостроительного зонирования территорий, проекты планировки и межеваний территорий, документы, регламентирующие использование, охрану и воспроизводство лесов, документы в сфере территориальной охраны природы, решения органов власти по установлению и изменению категорий земель и видов разрешённого использования земельных участков, решения о выдаче разрешений на строительство, предоставление разрешений на водопользование и недропользование должны соответствовать стратегии пространственного развития соответствующей территории.
- Ландшафтное (ландшафтно-экологическое) планирование. (Статья вступает в силу с 01.06.2018 года)
- Ландшафтное (ландшафтно-экологическое) планирование территории пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности осуществляется с целью регламентирования (установления обоснованных экологических ограничений) хозяйственной, в т.ч. градостроительной, деятельности, природоохранной деятельности, создания правовых условий для сохранения средообразующих и средозащитных функций природных и природоподобных территорий, сохранения особо ценных в экологическом, рекреационном и эстетическом плане ландшафтов, защиты редких и находящихся на грани исчезновения видов растений и животных, сохранения важных для обеспечения жизнедеятельности людей природных ресурсов, сохранения и восстановления биологического разнообразия.
- Ландшафтное планирование является неотъемлемой частью территориального планирования, градостроительного зонирования, разработки правил землепользования и застройки, планирования и проектирования в системе использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, внутрихозяйственного землеустройства и планирования системы мероприятий по охране земель, разработки проектов планировки и межевания территорий, иных мероприятий (процедур) по планированию и проектированию использования природных ресурсов, планирования системы территориальной охраны природы, разработки схем развития особо охраняемых природных территорий, проектов создания особо охраняемых природных территорий, проектирования и установления водоохранных зон в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Ландшафтное (ландшафтно-экологическое) планирование осуществляется в соответствии с положениями (документами) стратегического планирования пространственного развития соответствующих территорий.
- Ландшафтное (ландшафтно-экологическое) планирование осуществляется в отношении:
- территории субъекта Российской Федерации, в границах которого расположена пригородная зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности города федерального значения;
- территории пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности города федерального значения;
- территории субъекта Российской Федерации, в границах которого расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности городов, не относящихся к городам федерального значения;
- территории пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности города, не являющимся городом федерального значения;
- территории муниципального образования (муниципального района, городского округа, городского и (или) сельского поселения), полностью или частично входящего в границы пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности;
- специально выделенного сектора (сегмента) в границах пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, в пределах которого планируется создание особо охраняемой природной территории или системы особо охраняемых природных территорий (развитие экологических сетей);
- специально выделенного сектора (сегмента) в границах пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, в пределах которого планируется установление особых режимов использования территории в связи с учреждением объектов культурного наследия и (или) создания зон их охраны;
- водосборной площади (водотока, водоёма), речного бассейна, системы водоёмов (водотоков), расположенных в границах пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности для целей обоснования установления водоохранных зон и (или) обоснования (проектирования) мероприятий по использованию и охране водных объектов (поверхностных и подземных вод).
- Результатами ландшафтного планирования являются материалы ландшафтного планирования и документы ландшафтного планирования. К материалам ландшафтного планирования относятся материалы специальных исследований и изысканий, полученные в ходе осуществления мероприятий по ландшафтному планированию, материалы по определению существующей ландшафтно-экологической структуры территории, материалы ландшафтно-экологического зонирования; К документам ландшафтного планирования относятся протоколы общественных обсуждений и слушаний по материалам ландшафтного планирования, согласования материалов ландшафтного планирования органами государственной власти и с органами местного самоуправления и иными организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации на такие согласования, ландшафтный план соответствующей территории.
- Ландшафтное (ландшафтно-экологическое) планирование включает в себя:
- Разработку, согласование и верификацию материалов ландшафтного планирования;
- Общественные слушания и обсуждения материалов ландшафтного планирования;
- Согласование материалов ландшафтного планирования с уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации на такие согласования;
- Формирование и утверждение документов ландшафтного планирования уполномоченными органами государственной власти и (или) местного самоуправления.
- Порядок осуществления ландшафтного планирования, общие требования к разработке, согласованию и верификации материалов ландшафтного планирования, формированию и утверждению документов ландшафтного планирования устанавливаются Положением о ландшафтном (ландшафтно-экологическом) планировании, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Полномочия федеральных органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам осуществления ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования, согласованию материалов ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования, формированию и утверждению документов ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования определяются соответствующим Положением.
- Уполномоченными на согласование и утверждение документов ландшафтного планирования федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливаются административные регламенты по согласованию, формированию, утверждению и использованию документов ландшафтного планирования.
- Разработка и утверждение документов территориального планирования, градостроительного зонирования, лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов, проектов планировки и межевания территории, проектов внутрихозяйственного землеустройства, схем территориальной охраны природы, проектов создания особо охраняемых природных территорий, изготовление и утверждение схем расположения земельных участков за пределами территорий сложившейся застройки, предоставление в аренду и в пользование лесных участков, принятие решений об изменении категорий земель и земельных участков, принятие решений об установлении (изменении) целевого назначения, разрешённых видов использования земельных участков, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, выдача лицензий на водопользование и недропользование в границах «Зелёного щита» (пригородных зон с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается в отсутствие соответствующих утверждённых документов ландшафтного планирования.
- Особые условия использования территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Особые условия использования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
- Спецификация особых условий использования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) определяются документами стратегического планирования пространственного развития территории и ландшафтного (ландшафтно-экологического) планирования.
- Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. документы территориального планирования и градостроительного зонирования территорий, проекты планировки и межевания территории, лесные планы субъектов Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты, проекты освоения лесов, проекты внутрихозяйственного землеустройства, схемы территориальной охраны природы (схемы развития системы особо охраняемых природных территорий), схемы размещения пунктов (мест) складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления, разрабатываются и утверждаются в соответствии с документами ландшафтного планирования в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- В случае противоречия положений документов, регламентирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 2 настоящей статьи, документам ландшафтного планирования, применяются положения документов ландшафтного планирования.
- Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (в пригородной зоне с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 2 настоящей статьи, разработанные до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в той мере, в которой положения данных документов не противоречат положениям настоящего Федерального закона;
- Документы, регламентирующие в соответствии с законодательством Российской Федерации характер и условия использования территорий и природопользование в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в т.ч. указанные в части 2 настоящей статьи, разработанные и ступившие в силу до вступления в силу настоящего Федерального закона и его отдельных положений, могут быть верифицированы (изменены) с целью приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
- Документы стратегического планирования, программы социально-экономического развития, отраслевые схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разрабатываются с учётом положений настоящего Федерального закона.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается:
- Уменьшение лесопокрытой площади, за исключением случаев сведения лесной и иной древесно-кустарниковой растительности, возникшей самосевным образом (в результате зарастания) на землях сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственных угодьях) вследствие их длительного неиспользования, при осуществлении рекультивации таких земель;
- Уменьшение площади и изменение границ особо охраняемых природных территорий;
- Уменьшение площади зелёных насаждений на землях общего пользования, уменьшение площади и изменения границ природных зон (природных комплексов), зелёных зон, лесов в границах населённых пунктов;
- Уменьшение площади экологически эффективных поверхностей первого порядка за пределами территорий сложившейся застройки более чем на 2% от общей площади таких поверхностей в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности);
- Уменьшение площади экологически эффективных поверхностей второго порядка за пределами территорий сложившейся застройки более чем на 5% от общей площади таких поверхностей в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности);
- Уменьшение площади экологически эффективных поверхностей третьего порядка за пределами территорий сложившейся застройки более чем на 15% от общей площади таких поверхностей в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности);
- Размещение объектов капитального строительства и иное градостроительное освоение территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, применение ядохимикатов, пестицидов, размещение объектов складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления в лесах на землях любых категорий, за исключением создания объектов лесной инфраструктуры, размещения инженерных коммуникаций, при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих коммуникаций, а также за исключением размещения гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
- Изменение границ населённых пунктов за счёт лесов, расположенных на землях иных категорий, перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в категорию земель населённых пунктов;
- Перевод земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в земли промышленности, транспорта, связи, теле и радиовещания, обороны и безопасности, за исключением случаев размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, линий электропередачи, линий связи, размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих объектов и в случае наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы на соответствующую проектную документацию этих объектов;
- Перевод земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения и в земли запаса;
- Уничтожение и фрагментация защитных лесных полос, а также участков лесов, имеющих водоохранное значение;
- Изменение гидрологического режима водных объектов, за исключением случаев, связанных с необходимостью обеспечения защиты населения и стратегически важных инженерных сооружений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Размещение объектов капитального строительства и иное градостроительное освоение территорий, разработка месторождений полезных ископаемых, распашка земель, применение ядохимикатов, пестицидов, размещение объектов складирования, переработки и утилизации отходов производства и потребления в водоохранных зонах и в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, за исключением объектов транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций при отсутствии альтернативных вариантов размещения этих объектов, а также за исключением гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
- Предоставление в аренду лесных участков, кроме случаев, указанных в части 2) статьи 9 настоящего Федерального закона.
- Экологически эффективные поверхности первого, второго и третьего порядков отражаются на Схеме ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- До утверждения Схемы ландшафтно-экологического зонирования территории в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается:
- Изменение границ населённых пунктов, при котором в границы населённых пунктов предполагается включить свободные от застройки территории (территории за пределами территорий сложившейся застройки);
- Утверждение проектов планировки и межеваний территорий, выдача разрешений на строительство за пределами территорий сложившейся застройки, за исключением размещения объектов транспортной инфраструктуры, размещения объектов лесной инфраструктуры, размещения инженерных коммуникаций, а также за исключением размещения гидротехнических сооружений и иных сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населения, обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, за исключением размещения объектов, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
- В границах «Зелёного щита», на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации ограничивается:
- Расширение населённых пунктов;
- Фрагментация лесных массивов при строительстве линейных объектов любого назначения;
- Расширения зон планируемого градостроительного освоения;
- Дачное, коттеджное, малоэтажное и многоэтажное строительство в части предоставления земель и земельных участков для целей такого строительства, планировочных решений, включая плотность застройки и высоту зданий и сооружений, а также в части архитектурно-строительного облика объектов строительства;
- Сплошные санитарные и ландшафтные вырубки в лесах;
- Изменение категорий земель сельскохозяйственного назначения и целевого назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения;
- Размещение полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов, размещение предприятий по сжиганию отходов производства и потребления;
- Добыча полезных ископаемых;
- Уровень потребления водных ресурсов;
- Рекреационные нагрузки в лесах;
- Использование (добыча) объектов растительного и животного мира в промышленных и любительских целях.
- Особенности регулирования земельных отношений, охраны и использования земель в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) субъектами Российской Федерации устанавливается особый порядок перевода земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в иные категории, а также особый порядок изменения и установления разрешённых видов использования земель и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, с учётом положений настоящего Федерального закона;
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается осуществление дачного и коттеджного строительства на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в пределах экологически эффективных поверхностей первого и второго порядков;
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается перевод земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов;
- Использование земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства.
- Порядок разработки и утверждения проекта внутрихозяйственного землеустройства устанавливается уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) предусматривается особый порядок образования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, образуемых из земель, а также путём раздела, выдела, объединения или перераспределения земельных участков, утверждаемый уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации.
- Особенности осуществления градостроительной деятельности и территориального планирования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) за пределами территорий сложившейся застройки не допускается:
- возведение (размещение) объектов многоэтажной жилой застройки;
- предоставление земельных участков для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного, коттеджного строительства, размещение объектов капитального строительства иного назначения в пределах экологически эффективных поверхностей первого и второго порядка, за исключением строительства объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, размещения линий связи, линий электропередачи, гидротехнических сооружений, размещения объектов, имеющих стратегическое значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, размещения объектов, предназначенных для обеспечения профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- запечатывание (застройка) земель и земельных участков, предоставленных для целей малоэтажного, дачного и коттеджного строительства, размещения объектов административно-делового, торгового, туристского и рекреационного назначения (в т.ч. гостиниц, отелей, мотелей, апартаментов, и т.п.) в пределах экологически эффективных поверхностей третьего порядка более чем на 30% их площади;
- образование земельных участков для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного и коттеджного строительства площадью менее 500 кв.м;
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) в пределах территорий сложившейся застройки не допускается:
- Размещение объектов жилищного строительства более десяти этажей;
- Застройка (запечатывание) земельных участков (территорий), предоставленных для целей многоэтажного жилищного строительства и (или) комплексного освоения территорий более чем на 60%;
- Застройка (запечатывание) земельных участков, предоставленных для целей малоэтажного, индивидуального жилищного, дачного, размещения апартаментов, объектов туризма и рекреации более чем на 30%.
- В пределах буферной зоны шириной 200 метров от границы лесов в составе земель государственного лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначений, земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, теле и радиовещания, космического обеспечения, обороны и безопасности, земель особо охраняемых территорий и объектов, за пределами территорий сложившейся застройки, не допускается размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов туристско-рекреационного назначения (объектов туризма и рекреации), объектов здравоохранения, спортивных объектов, а также объектов, предназначенных для обеспечения санитарной и противопожарной безопасности в лесах и на прилегающих к ним территориях, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, линий связи, линий электропередачи, гидротехнических сооружений, размещения объектов, имеющих стратегическое значения для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, размещения объектов, предназначенных для обеспечения профилактики, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
- Положения пунктов 1), 2) и 3) настоящей статьи не распространяются на объекты капитального строительства, в отношении которых выданы разрешения на строительство до вступления в силу настоящего Федерального законов, а также на проекты комплексного освоения территории, утверждённые до вступления в силу настоящего Федерального закона.
- Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральные планы городских округов, городских сельских поселений, правила землепользования и застройки населённых пунктов и других территорий, на которые распространяется действие градостроительных регламентов после вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона;
- Документы (проекты) организации и застройки, проекты планировки территорий садоводческих, дачных некоммерческих товариществ, дачных и коттеджных посёлков, утверждённые в установленном законом порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона считаются действующими и могут быть изменены в установленном законом порядке.
- Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в границах «Зелёного щита» (природной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения биологического разнообразия в лесах, расположенных на землях любых категорий;
- сохранения средообразующей, средозащитной, в т.ч. водоохранной функций лесов и лесной растительности, расположенных на землях любых категорий;
- минимизации, а при наличии технической возможности – исключения фрагментации лесных массивов при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;
- создание благоприятных (комфортных) условий для отдыха граждан (рекреации) в природном окружении;
- недопущение ограничения доступа граждан в леса (за исключением лесов, расположенных в границах объектов специального назначения, а также за исключением случаев, когда доступ граждан в леса ограничивается для обеспечения безопасности самих граждан, обеспечения санитарной и противопожарной безопасности лесов).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) допускается предоставление в аренду лесных участков без права возведения в их пределах объектов капитального строительства исключительно для целей организации и осуществления рекреации (отдыха граждан) в природном окружении, организации и проведения мероприятий по экологическому просвещению, экологическому туризму, а также в образовательных и научных целях сроком не более чем на 10 лет.
- Требования к документам, регламентирующим использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Особенности создания, охраны и содержания зелёных насаждений в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Создание, охрана и содержание зелёных насаждений в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (природной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения биологического разнообразия на природных территориях (природных комплексах), расположенных в границах населённых пунктов;
- сохранения средозащитной, в т.ч. водоохранной, функций зелёных насаждений;
- минимизации, а при наличии технической возможности – исключения фрагментации массивов зелёных насаждений, природных территорий (природных комплексов), расположенных в населённых пунктах на землях общего пользования при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;
- Требования к документам, регламентирующим создание, охрану и содержание зелёных насаждений, расположенных в населённых пунктах на землях общего пользования в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются уполномоченным органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
- Особенности использования и охраны поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Использование и охрана поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- недопущения ухудшения условий поверхностного и подземного стока вследствие какого-либо антропогенного воздействий на окружающую среду, в т.ч. на участки недр;
- допущения возможности введения ограничений на водопользование и застройку территорий при значительном ухудшении гидрологической ситуации в регионе и на его отдельных территориях;
- необходимости реализации мероприятий по экологической реабилитации водных объектов в границах пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются следующие параметры водоохранных зон водных объектов:
- Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
а) до десяти километров - в размере ста метров;
б) от десяти до пятидесяти километров - в размере двухсот метров;
в) от пятидесяти километров и более - в размере трёхсот метров.
- Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, которая должна составлять не менее ста метров.
- Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере ста метров.
- Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере ста метров.
- Требования к документам, регламентирующим использование и охрану поверхностных и подземных вод в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Особенности использования и охраны объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Использование и охрана объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения уровня биологического разнообразия территорий;
- необходимости сохранения и экологической реабилитации биотопов типичных и редких видов животных и растений на территории региона;
- исключения фрагментации биотопов редких и исчезающих видов растений, животных и других организмов при строительстве линейных сооружений, даже если для этого потребуется больше затрат на строительство соответствующих объектов;
- обязательности отнесения к особо охраняемым природным территориям биотопов редких видов растений и животных при их установлении на какой-либо территории.
- Требования к документам, регламентирующим использование и охрану объектов растительного и животного мира в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются Правительством Российской Федерации, а также, в пределах их компетенции, органами исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Особенности охраны почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Почвы, типичные для природных и природно-хозяйственных условий регионов, в границах которых расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, а также почвы (земли), особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные виды (типы) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) подлежат государственному учёту в специальном кадастре (реестре) земель (почв), порядок создания и ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Создание и ведение государственного кадастра (реестра) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) обеспечивается субъектами Российской Федерации.
- Порядок отнесения земель (почв) к типичным для природных и природно-хозяйственных условий регионов, в границах которых расположены пригородные зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности, а также к почвам (землям), особо ценным в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редким и уникальным видам (типам) почв устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Не допускается запечатывание и иное нарушение до степени невозможности восстановления природных качеств земель, в пределах которых расположены особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные видов (типов) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Земли, в пределах которых расположены особо ценные в природно-экологическом отношении и с точки зрения их использования в сельском и лесном хозяйстве, редкие и уникальные видов (типов) почв в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте в установленном законом порядке.
- Особенности использования и охраны участков недр в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом, а также иными способами, представляющими угрозу природным и культурным ландшафтам, приводящим к необратимым изменениям гидрологического режима территории.
- Порядок использования и охраны недр в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Особенности сохранения рекреационных, эстетических и аксиологических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита».
- Рекреационные, эстетические и аксиологические свойства (качества) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) отражаются в Схеме ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Уменьшение площади ценных в рекреационном отношении территорий (природных и культурных ландшафтов) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается.
- Ухудшение эстетических и аксиологических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается.
- Критерии оценки (определения) эстетических и аксиологических свойств (качеств) природных и культурных ландшафтов, порядок обеспечения сохранения таких свойств (качеств) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) определяются нормативно-правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Особенности организации и функционирования системы территориальной охраны природы (особо охраняемых природных территорий) в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Организация и функционирование системы территориальной охраны природы (особо охраняемых природных территорий) осуществляются на основе принципов согласно части 10 ст.1 настоящего Федерального закона, также исходя из:
- необходимости сохранения существующего уровня биологического разнообразия территорий, а по возможности – его увеличения на основе современных научно обоснованных подходов;
- развития экологических сетей, обязательности создания экологических коридоров между сохранившимися участками ненарушеных или слабонарушенных природных комплексов;
- учёт особенностей функционирования природных систем (экосистем), жизнедеятельности растений и животных в условиях высокой урбанизации;
- учёт особенностей организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в условиях высокой урбанизации.
- Порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Особенности ведения государственного кадастра недвижимости, проведения землеустройства и осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) сведения о местоположении границ отдельных элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, лесных участков, сведения о местоположении границ водоохранных зон, буферных зон лесов, особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, территорий сложившейся застройки, подлежат обязательному государственному кадастровому учёту.
- Государственный кадастровый учёт сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, производится течение трёх месяцев со дня утверждения в установленном законом порядке Схемы ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности). До проведения государственного кадастрового учёта сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, положения частей 4) – 8) настоящей статьи не применяются.
- Состав сведений об элементах ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности), сведения о которых подлежат государственному кадастровому учёту, устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Не допускается внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках и объектах капитального строительства в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) без указания сведений о наличии или отсутствии в границах земельных участков, в т.ч. в границах земельных участков, в пределах которых расположены объекты капитального строительства, сведения о которых подлежат государственному кадастровому учёту, отдельных элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, за исключением случаев постановки на государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, считающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации ранее учтёнными объектами недвижимости.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) сведения о наличии или отсутствии в пределах земельных участков элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территории, лесов, буферных зон лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон подлежат обязательной государственной регистрации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) государственный кадастровый учёт, выдача разрешений на строительство, выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в отношении земельных участков и объектов капитального строительства не допускается при отсутствии сведений в государственном кадастре недвижимости или в государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним сведений о наличии (отсутствии) в границах земельных участков, в т.ч. земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, элементов ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования, лесов, буферных зон лесов, водоохранных зон, территорий с режимом особой охраны особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, или в случае противоречия представленных заявителем сведений положениям настоящего Федерального закона.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) не допускается государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним без указания категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков.
- Сведения об элементах ландшафтно-экологической структуры и ландшафтно-экологического зонирования территорий, буферных зон лесов, территорий сложившейся застройки в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) подлежат государственному кадастровому учёту в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
- В границах «Зелёного щита» (пригородной территории с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливаются (Правительством Российской Федерации) особые правила согласования местоположения границ земельных участков при их межевании.
- Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) и реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- Мониторинг градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется с целью обеспечения выполнения требований по соблюдению условий использований территорий, установленных настоящим Федеральным законом.
- Порядок создания системы мониторинга градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) и в порядок его ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Создание системы мониторинга градостроительного освоения территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зона с особым режимом обеспечения экологической безопасности), ведение этого мониторинга относится к полномочиям и функциям субъектов Российской Федерации.
- Создание реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) осуществляется с целью обеспечения выполнения требований настоящего Федерального закона по соблюдению условий использования территорий в границах «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности).
- В реестре элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) отражается:
- Типизация природных и культурных ландшафтов;
- Границы, общая и повыделенная площадь, экспликации экологически эффективных поверхностей;
- Границы, общая и повыделенная площадь территорий сложившейся застройки;
- Границы земель различных категорий, границы населённых пунктов;
- Леса различных категорий;
- Зоны с особыми условиями использования территории, включая водоохранные зоны, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны;
- Территории объектов культурного наследия и зоны их охраны;
- Буферные зоны лесов (200 метров);
- Особо ценные природные объекты и комплексы, включая экотоны;
- Предельно допустимые антропогенные нагрузки на природные и культурные ландшафты, градостроительная ёмкость природных и культурных ландшатов;
- Другие элементы планировочной структуры территории, сведения о природных условиях и параметрах антропогенной нагрузки на окружающую среду, согласно специфике конкретных территорий.
- Порядок создания и ведения государственного реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности) устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Создание и ведение государственного реестра элементов ландшафтно-планировочной структуры территории и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории относится к полномочиям и функциям субъектов Российской Федерации.
- Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается Положение о создании и ведении государственного реестра элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования территории «Зелёного щита» (пригородной зоны с особым режимом обеспечения экологической безопасности), в котором отражается состав элементов ландшафтно-экологической структуры и элементов ландшафтно-экологического зонирования соответствующей территории.
- Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с обеспечением особого режима экологической безопасности в пригородных зонах городов и городских агломераций.
- Подробности
-
Категория: Эко диспут
-
Опубликовано 13.07.2016 20:24
-
Просмотров: 754
Добавить комментарий