1 апреля (вторник) 2014 года в 14.00 в ИТАР-ТАСС состоялась презентация Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата.
«Ничему не верю, все обманывают, это неинтересно» — возможно, по таким причинам в зале почти никого не было.
Тем не менее объективные процессы таковы. Климатическое потепление не имеет никаких аналогов за 1400 лет. За 6—8 тыс. лет было что-то подобное, но по другим причинам. Верхние слои атмосферы выхолаживаются, это может быть только за счет парникового эффекта антропогенного происхождения в нижних слоях атмосферы. Более чем 50% вклада в реально наблюдаемое потепление вносит человек. Примерно 65% экономической активности находится в прибрежной зоне: экономические последствия подъема уровня океана негативные, скорость подъема уровня воды увеличилась в два раза. Перенос воздушных масс в широтном направление заблокирован, меридиональный перенос более активен и приводит к климатически аномалиям. Безоблачная погода зимой приводит к морозам и проблемам ЖКХ. Летом безоблачная погода приводит к засухам и неурожаям. Тем не менее атмосфера стала более энергонасыщенной. Дожди выпадают не равномерно, а одномоментно, в короткое время, и приводят к паводкам. Наводнение на Дальнем Востоке может стать регулярным и усиливаться год от года.
В засушливых регионах и в засушливые времена года станет еще суше, и, наоборот, ливни усилятся тогда и там, где они уже сильны.
В Арктике потепление наибольшее, многолетние льды растаяли, и отражающая способность Земли уменьшилась, потеряли «белую панамку». Морские течения стали более непредсказуемыми.
В 2003 году затраты на кондиционирование летом стали больше, чем на отопление зимой в Москве. В мае этого года встречаем превышение концентрации углекислого газа в атмосфере — более 400 единиц. Сам доклад доступен в Интернете, однако разработчики жалуются, что его не читают ни в сокращенной, ни в суперсокращенной версии. Выводов нет, выводы из факта потепления сделают потом другие рабочие группы или на национальном уровне.
Попробуем предположить, какие следуют выводы, очень хотелось бы ошибиться, но это может быть трудно.
1. Эксперимент с Киотским протоколом провалился, страны не способны к совместным действиями. После зеленых деклараций ЕС импортирует грязный дешевый уголь. Китай и Индия не собираются отказываться от дешевого угля как основы энергетической независимости. Таким образом, разрушение гомеостаза при изменении температуры в любую сторону неизбежно, как и увеличение спроса на грязную энергию для частной адаптации к изменениям. Поскольку разрушение существующего порядка «нельзя остановить», «обком» принял решение его возглавить и определять очередность стран. Иран вместо России или Россия вместо Ирана — быстрее по заморской политической целесообразности.
2. При глобальном похолодании зимы в России будут холоднее, проблемы теплоснабжения, вымерзания российских городов усилятся. Возрастет потребление энергии на непроизводственные нужды, кондиционирование, отопление. В Китае пересыхают реки, в провинциях пропадает питьевая вода. Климатическая миграция из Китая и других стран в РФ может усилиться.
3. Собственная ответственность РФ за российскую климатическую бомбу. Наука не знает, выйдет ли метан из вечной мерзлоты и ускорится или нет глобальное потепление. Если климатическая стабильность российской Арктики будет утрачена, то с имиджем РФ как климатического донора придется распрощаться. Возможна ответственность чиновников через международный суд и штрафы, финансовые компенсации.
4. В развитие исполнения Указа Президента РФ от 30 сентября 2013 года
№ 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» на состоявшейся 29
ноября 2013 года конференции «Экосистемные услуги» министр при
родных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской отметил, что Россия,
обладая самым большим в мире потенциалом природных и биологических
ресурсов, в настоящее время практически его не использует.
Наиболее известный специалист в области национальных климатических интересов В. Потапов отмечает, что эквадорская идея «нефть в обмен на экологию» не прошла, мир не захотел платить этой стране за отказ от добычи нефти в зоне уникального национального парка Ясуни на востоке страны. А ведь Ясуни — это почти 10 тысяч квадратных километров нетронутого амазонского леса, на которых к тому же проживают сразу несколько коренных народностей, добровольно отказавшихся от контактов с внешним миром. С 1989 года парк входит в число так называемых «биосферных резерватов» ЮНЕСКО и считается одной из главных «сокровищниц» биологического разнообразия на Земле. Но — не прокатило, почти семь лет показательной борьбы экономики и экологии закончились болезненным поражением последней — причем не в последнюю очередь потому, что на стороне экологии, похоже, не воевал вообще никто. В методологии МГЭИК не учитываются выбросы углерода при экспорте электроэнергии. То есть выбросы от экспортируемой электроэнергии засчитываются стране-экспортеру, а не стране-потребителю (импортеру). Из объемов поглощения углерода лесами вычитается углерод, содержащийся в заготовленной древесине.
Это в итоге означает, что поглотительного потока углерода в лесах не существует, а в заготовленной древесине углерода нет, и древесина как будто сгорела на пожаре. В результате углерод, содержащийся в экспортируемой древесине, засчитывается странам-экспортерам как
выбросы углекислого газа лесами, а страны-импортеры спокойно могут
использовать и сжигать любое количество импортируемой древесины (углерода) без учета его в своем балансе выбросов парниковых газов. Подобная «методология» учета углерода древесины, безусловно, выгодна странам ОЭСР, которые в большинстве своем уже не имеют собственных лесов для промышленных лесозаготовок. Поэтому и замалчивается тот факт, что «Россия — гигантское хранилище углекислого газа» и что антропогенные выбросы России в три раза меньше возможностей по их нейтрализации окружающей средой ее территории. В РФ не капитализированы результаты сокращения выбросов, стоимость которых по минимальным оценкам составляет свыше трех трлн руб. в год, а также и поглотительного ресурса лесов и территорий России, который оценивается свыше двух трлн
руб. в год.
5. По оценке президиума презентации реформа науки в РФ идет таким образом. Что понимание климатических процессов и национальных климатических интересов утрачивается, участие российских ученых в подготовке международных докладом может сократиться. Плана климатической адаптации нет.
Вывод: Вместо мирового интернационала необходимо создавать за рубежом в том числе подпольные кружки любителей российского газа как самого экологически чистого топлива. В отличие от Катара РФ обладает таежными лесами, которые связывают углекислый газ, образующийся у покупателей российского природного газа.
Джордж Лаврадор