В понедельник 5 февраля жители Республики Дагестан, узнав о новостях, в подавляющем большинстве возликовали. Республику охватила какая-то обывательская эйфория, которую можно понять и даже простить, ибо никто не чаял в Дагестане Закон возмездия.
Новости об отставке Правительства РД и задержании четырех высокопоставленных чиновников (Гамидова, Исаева, Юсуфова, Шахова) грянули, как громы на затянутом тучами небе. Но сколько раз дагестанское политическое небо затягивалось грозовыми тучами, а ничего подобного с тихо орудующими кланами не происходило. Правда, летом 2013 года был задержан и увезен на вертолете непотопляемый Саид Амиров. Затем были еще несколько отдельных эпизодов... А вот системной оперативно-следственной зачистки органов республиканской власти не было. Да и неизвестно пока, насколько качественным окажется эта зачистка: четыре республиканских чиновника в довесок к уже заключенному под стражу немногим ранее мэру Махачкалы М. Мусаеву — очень серьезная работа. Похоже, Кремль всерьез взялся за коррупционные дела в Дагестане. И народ, почти разуверившийся во власти и Москве за постсоветскую историю, воспрянул от скепсиса. Даже противники Путина теперь кричат, что проголосуют на мартовских выборах за него. Жажда правового порядка и социальной справедливости сегодня на устах у дагестанцев.
Тем не менее, для эйфории нет никакого повода. Все еще может поменяться десять раз. Если не сразу, то в течение текущего года или максимум через год, когда утихнут предвыборные страсти. И на то есть свои глубоко скрытые латентные причины.
Наряду с взвешенными позициями о происходящем в соцсетях и в СМИ встречается еще и злорадство: циничные посты и комментарии в адрес арестованных чиновников и тех, кто еще остается на свободе под подпиской о невыезде.
Но как говорится в народе: «Свято место пусто не бывает», 6 февраля уже стали появляться публикации, осуждающие оперативно-следственные мероприятия столичных силовиков. В происходящие в Дагестане события включается третья сила... И, что характерно, сам экс-глава РД Абдулатипов по-бойцовски занял защитную позицию или, как говорят боксеры, «ушел в глухую защиту», из которой, как ни странно, умудряется атаковать одиночными...
Во-первых, прежде чем раскрыть суть его позиции и линии защиты, надо сказать, что Абдулатипов — никакой не философ. Он де-юре доктор философских наук, профессор, но де-факто в нем нет ни грана философии, то есть основами философских знаний он в действительности не владеет. Во всяком случае, за почти пять лет руководства республикой и сотни публичных выступлений на самые разные темы он не озвучил ни одной философской мысли. Все, что он говорил, была сплошная казуистика (ловкачество и софистика).
Если бы Абдулатипов владел основами философских знаний, он непременно принял бы мое проективное предложение и тем оставил бы после себя в Дагестане хоть какой-то философский след. Но, к сожалению, он, во-первых, скомпрометировал философию, как, кстати, и Муху Алиев, во-вторых, оставил за собой сплошную мизософию, вызывающее у широких слоев население презрение к философии.
Поэтому и по ряду других причин мы, истинно дагестанские и истинно философы, кстати, не ангажированные ни властью, ни вузами, не можем оставить без внимания его софистические заявления о том, что он-де «изменил Дагестан и дагестанцев, но не смог изменить предвзятое отношение к Дагестану из Москвы». Смешно и грустно, и даже комментировать эту глупость нет желания. И так всем все ясно.
Далее он прибегнул к испытанной всеми бюрократами мира казуистике и заявил радиостанции «Бизнес FM», что в Дагестане, мол, криминал и коррупции не больше и не меньше, чем в других регионах России. Нечто подобное в бытность президентом РД заявлял и Магомедсалам Магомедов. Однако народ не поверил тогда, не верит сейчас.
А чего стоят его оценки происходящего в эти дни в Дагестане! Отвечая на вопросы корреспондента все той же радиостанции «Бизнес FM», он отрезал, что не будет комментировать «бардак», производимый сегодня в Дагестане федеральным центром. По его словам выходит, что у федерального центра предвзятое отношение к Дагестану. Это довольно дерзкие заявления с его стороны и прямое комментирование. Слова «бардак» и «предвзятое отношение» предельно ясно характеризуют его позицию. Но столичные силовики не вступают с ним в публичную полемику, молча и быстро делают свое государево дело.
В общем и целом Абдулатипов еще до официального допроса избрал в качестве линии защиты метод перечисления «достижений», словно этим он оказал большую услугу Дагестану. Вот только о том, что освободил дагестанцев из рабства или «Я дал Дагестану философское развитие на 30–50 лет вперед», а также свою критику предшественников во власти, которых он упрекал в «самообслуживании», он больше не повторяет. Хотя, кто знает, может и повторить при случае, ведь дурное дело не хитрое, теоретического обоснования не требует.
Третья сила
В глобальном мире все далекое — стало близким, а многое из фантастики — настолько реально, что не удивительно появление третьей силы в этих событиях. И хотя она еще не вся засветилась, но уже запускает контент, подстрекая дагестанцев судить о происходящем через призму «свой — чужой». А это значит, что речь идет о такой силе, для которой понятия Российская Федерация, общее Отечество, общие победы в отечественных войнах, россияне и т. д. — пустые звуки.
Нет сомнении в том, что эта третья сила попытается стихийную волну ликования в Дагестане сбить или перенаправить в другое, противоположное русло. Опытные политтехнологи и их помощники из числа дагестанцев, прошедшие обкатку на киевском майдане на стороне хунты, ждут любой оплошности со стороны федерального центра и врио главы Дагестана В. Васильева, чтобы дестабилизировать обстановку в республике. Иначе как понять появившиеся в соцсетях заявления, что «Кремль пытается раскачать ситуацию, используя недовольство дагестанской элиты», «Федералы начали войну против дагестанцев» и т. д. и т. п.
Это должно быть либеральное лобби и пользующееся их правозащитной «крышей» экстремистское подполье. И хотя нельзя сказать, что последние были на короткой ноге с подпавшими под раздачу чиновниками, все же их устраивают во главе республики вороватые чиновники, чем истинные защитники Отечества. Но главное даже не в этом, а в том, что называется «пороховой бочкой»... Но федеральный центр, врио главы РД и, главное, дагестанский народ достаточно мудры, чтобы не повестись на провокации, а дать всякому деструктивному элементу решительный бой. Добро должно быть с кулаками, а Закон — с мудрой философией. И тогда Дагестану в частности и России в целом никто не сможет повредить.
Наша цель — позитивно-прогрессивное развитие на века вперед.
Магомед СУЛТАНОВ-БАРСОВ, редактор отдела философии журнала «ЭкоГрад».