"Потеряет" ли Россия Киргизию?..
Политическая ситуация в Киргизстане всё в большей мере определяется противостоянием прозападных и радикал-исламистских группировок с властями, принявшими решение включить страну в ЕАЭС. И, хотя на недавних парламентских выборах в Киргизии с незначительным перевесом победила пророссийская коалиция, участие этой страны в ЕАЭС пока не привело к улучшению местной социально-экономической ситуации.
Что, в свою очередь, не только усиливает пропаганду оппозиции за "дистанцирование" страны от России. Но также ведет к новому этапу проникновения США в Киргизстан, стартовавшему в ходе визита госсекретаря Джона Керри в эту страну в конце октября-начале ноября с.г.
В этой связи, примечателен комментарий Reuters от 5 октября с.г.: "Парламетнские выборы в Киргизии выиграли пророссийские партии, чтобы сблизить страну с Москвой на фоне этнической напряженности и исламистской угрозы...". Россия "по-прежнему имеет военную авиабазу в Киргизии, опасаясь вооруженного вторжения исламистов в регион. Около одного миллиона выходцев из Киргизии работают в России...". Между тем, "Китай активно инвестирует в эту страну, строя автодороги, энергетические объекты и золотодобывающие предприятия".
Последнее приводит к закрытю казахстанско-киргизской границы на какое-то время. Вдобавок, казахстанские власти небезосновательно опасаются приникновения через Киргизию исламистских экстремистов, а такие случаи участились с 2014 года. Так что этот фактор - тоже среди причин периодического закрытия взаимной границы. Например, бюллетень "Intelligence Online" (Франция) недавно сообщал, что пограничная служба Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана усиливает свое присутствие каззахстанско-киргизстанской границе, которая может подвергнуться наплыву исламистов из Киргизии. По данным того же бюллетеня, директор казахстанского КНБ Нуртай Абыкаев опасается роста активности сторонников "Исламского государства". Поддерживаемых такими группировками как "Исламское движение Узбекистана", имеющее значительное влияние в Ферганской долине, восточная часть которой расположена в Киргизстане и Таджикистане (см., например,
http://bmpd.livejournal.com/1183872.html ).
Что же касается "возвращения" США в Киргизстан, упомянутый визит в Бишкек Дж. Керри показал, что в Вашингтоне отнюдь не намерены признавать США сферой влияния России или Китая. Во-первых, США и Киргизстан договорились о создании совместной рабочей группы, которая разработает программу долговременного политического и экономического двухстороннего сотрудничества. Во-вторых, г-н Керри заявил, что США "вовсе не обижаются на недавнее прекращение работы базы ВВС США в Манасе, так как соглашение по ней было временным. Рабочая группа выйдет, в том числе, на новое военное соглашение США с Киргизстаном". По ряду данных, эта база может быть восстановлена, а одновременно могут быть созданы совместные военные объекты в других районах страны.
В-третьих, - США, по словам Дж.Керри, готовы финансировать реализацию проекта экспорта гидроэлектроэнергии из Киргизстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан (см., напнример,
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2396122 ). Но, заметим, не в Китай...
То есть, в США понимают экономико-политическую географию Киргизстана - наиболее осталой страны в регионе ЕАЭС-ОДКБ, но в то же время граничащей с Китаем и странами Центральной Азии. Потому и стартовал, с визитом Дж.Керри, в Бишкек, новый этап американского проникновения в эту страну. Который едва ли будет кратковременным...
Многие эксперты считают Киргизстан наиболее слабым "звеном" в ЕАЭС и ОДКБ, полагая, что России придется постоянно и в растущих цифрах "подпитывать" киргизскую экономику субсидиями и в большей мере открыть границы для иммигрантов из Киргизстана. Потому что на крупномасштабные проекты в местной экономике, нацеленные, в том числе, на увеличение занятости к в этой стране, российский бизнес пока не идёт. Но высокий уровень безработицы и, соответственно, эмиграции из Киргизстана - питательная почва для внутреннего распространения и "экспорта" исламистского экстермизма.
Последнее тем более возможно с учетом многолетних крупных потоков в РФ иммигрантов из Киргизстана, а какая-то часть этого контингента в нынешних геополитических условиях может включать сторонников ИГИЛа и его "союзников". Кстати, заметим, что иммиграционный поток из Киргизстана в РФ, по имеющимся данным, растет с 2014-го наиболее быстрыми темпами, в сравнении с динамикой тех же потоков из Таджикистана и Узбекистана.
Важность вышеназванных факторов и тенденций для России подтверждается, прежде всего, тем, что в Киргизстане, повторим, сохраняется российская военная база (в Канте - в 20 км от столицы страны). Но очевидно, что только военное присутствие РФ в Киргизии, причем лишь в одном из ее районов, едва ли сможет решить проблемы, впрямую связанные с военно-политической и экономической безопасностью России.
Однако российско-киргизстанская торговля падает всё быстрее, доступ киргизских сельзозпродуктов в РФ не упрощается, российских инвестиций в стране мало. Хотя совместные проекты, например, в гидроэнергетике Киргизии позволили бы вдвое увеличить экспорт электроэнергии из ЕАЭС в Китай. Где спрос на нее растет уже быстрее, чем на нефть или газ. Эти данные и оценки прозвучали на международной конференции «Сотрудничество с Киргизстаном в рамках ЕАЭС», состоявшейся 25 сентября в Москве.
Словом, Россия и Киргизия пока не используют колоссальный потенциал взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Удручает, повторим, и торговая статистика: стоимость двухсторонеей торговли в 2014-м сократилась, в сравнении с 2013 г., на 15%. Причем рекордно упал киргизский экспорт в РФ – на 33%. Та же тенденция продолжилась в текущем году: за январь-июль 2015-го, в сравнении с тем же периодом 2014 г., взаимная торговля упала почти на 30%; киргизский же экспорт в РФ сократился более чем на треть. Этот тренд пока сохраняется…
Хотя, по многим оценкам, киргизстанский АПК может, как минимум, на 13 - 15% покрыть спрос в России на плодоовощную продукцию, ранее ввозимую из «санкционных» стран, эти возможности пока используются, можно сказать, в микроскопически. Кроме того, РФ до сих пор полностью зависит от импорта хлопка-сырца, причем поставки этого сырья из других стран, исключая Киргизию, обходятся минимум на 20% дороже (в том числе из-за больших расстояний перевозок). Киргизский же сырец – самый дешевый, с сравнении с его аналогами из других стран. И, зачастую, превосходит конкурентов по качеству. И именно киргизские хлопковые районы географически ближе к России, чем те же районы в других среднеазиатских странах. Но хлопковые поставки в РФ из Киргизии с 2014 г. сокращаются…
Российская сторона, по данным "Союзлегпрома", практически не инвестирует в хлопковый сектор Киргизии, хотя там падают урожаи и сокращаются посевы хлопка (из-за проблем с орошением и с сельхозвредителями). Зато компании из КНР всё активнее закупают киргизский хлопок, потому что он, подчеркну, - самый дешевый в Средней Азии, и дешевле китайского. Правда, российские и киргизские эксперты, по данным Делового совета РФ-Киргизия, изучают возможности возделывания киргизских сортов хлопка в Астраханской области, Калмыкии и на Ставрополье. Между прочим, это проект еще начала 1950-х…
Ещё один пример невостребованных возможностей: у Киргизии – первое место в Центральной Азии по гидроресурсам. Но уровень их освоения с российским участием – по-прежнему не более 20%. Хотя ещё в начале 1950-х намечалось построить крупные киргизские ГЭС, в том числе для поставок электроэнергии в Китай…
Электроэнергия с ГЭС, напомню, - самая дешевая в сравнении с другими видами её видами. Но и эти возможности Киргизии пока используются в малом объеме – как для ее энергообеспечения, так и для энергоэкспорта в соседние регионы КНР. В которых всё быстрее растет спрос на «гидроэлектричество. Зато США, повторим, планируют перенаправить киргизскую гижроэнергию с Китая в Афганистан и Пакистан...
В чем главная причина упомянутой ситуации? Российский бизнес, по мнению многих экспертов, стремится к крупным и при этом быстрым доходам, что может обеспечиваться только экспортом сырья или офшорными операциями. Потому у большей части бизнес-сообщества РФ нет ориентации на комплексное использование интеграционных возможностей внутри ЕАЭС.
Но что же предлагается в рамках российско-киргизских экономических связей? Эксперты считают, что нужно сформировать и регулярно корректировать двухсторонний баланс спроса-предложения по товарам и капиталовложениям. Этот баланс должен включать и возможности экспорта гидроэлектроэнергии, как и другой совместной продукции на рынки внутри и за пределами ЕАЭС. Плюс к тому, нужно устранить всё препятствия для реализации киргизских товаров в России. Решить эти смежные задачи поможет регулярный обмен подробной информацией, в том числе с помощью СМИ, о возможностях обеих стран в плане взаимной торговли и капиталовложений.
…Нелишне напомнить, что как национально-административное образование Киргизия сохранилась благодаря решениям высшего руководства СССР. Предложения Казахстана и Узбекистана «поделить» между ними эту территорию всегда отвергались Москвой.
Вопреки упомянутым планам соседей, в 1924 г. в составе РСФСР была образована Киргизская автономная область. В 1926 г. ее статус повысили, провозгласив автономной республикой в рамках РСФСР. А 5 декабря 1936-го Киргизия была провозглашена союзной республикой в составе СССР.
Так что у России, на мой взгляд, - военно-политическая и экономическая ответственность за Киргизию...
Алексей Чичкин
- Подробности
-
Категория: Эко диспут
-
Опубликовано 13.11.2015 16:24
-
Просмотров: 1200
Добавить комментарий