Ответ главному редактору "ЭкоГрада" Игорю Панарину http://ekogradmoscow.ru/novosti/peredovitsa/nobelevskaya-karta-udarov-po-rossii-kommentarij-glavnogo-redaktora-ekograda-igorya-panarina
Как человеку, предельно далекому от литературы, мне, конечно, не было известно имя белорусской писательницы-публициста Светланы Алексиевич. Только известие о присуждении ей Нобелевской премии по литературе заставило ознакомиться с ее творчеством.
И я с удивлением обнаружил, что ее творчество мне знакомо. Даже не ее творчество, а та работа, которую она проделала по сбору подлинных, а не рафинированных воспоминаний участников Великой Отечественной войны.
Более того, именно эти материалы, вошедшие и не вошедшие в сборник, оказались единственными, что реально зацепило из всего прочитанного за последний период.
Страшные, иногда просто животные, как и вся война, воспоминания.
Как девушка шла с отступающими войсками и у нее начались месячные и она не знала как быть, как солдаты насиловали немецких девочек и думали только о том, чтобы их подружки-медсестры про это не узнали, что главная проблема, когда у тебя перебиты ноги – это необходимость гадить прям в штаны…
Много жутких, но правдивых картин.
Абстрагируясь от всяких конспирологических теорий мирового заговора против России, нобелевский комитет не лукавил, когда сформулировал основание для присуждения как «за ее многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время».
Представляется, что это гуманитарный шаг, попытка мирового сообщества «отрезвить» российское общество, делающее фетиш из войн, из насилия и радующееся смертям грузин, украинцев, сирийцев…
«Опомнитесь! Война – это страшно! Насилие отвратительно во всех его формах и при любых обоснованиях! - как бы пытается докричаться до нас и лауреат, и комитет премии. - Поэтому от вас бегут соседи и презирает мир».
Взамен же наше пораженное сознание рождает хитрые схемы типа утверждения, что присуждением этой премии белоруске, Европа открывает новый фронт против России – на сей раз в Белоруссии.
В современную эпоху мышление фронтами непростительно даже для военного, а не то что для редактора экологического, природоохранного – подчеркиваю – охранного – издания.
С тем, что Россия потеряла Украину – трудно не согласиться. Но потеряла она ее не в феврале 2014. Она планомерно теряла ее год за годом, когда направляла туда послами «златоуста» Черномырдина и никакого Зурабова. Теряла, когда каждый год начинала со споров с Украиной о копейках за газ, когда от копеек закрома и так ломились. Теряла, когда объявляла законноизбранного президента Украины нерукопожатным. Теряла, когда чинуши из МИДа поддерживали деньгами протосепаратистские общественные организации русского населения и не содействовали тем из них, кто пытался наладить межнациональный диалог. Теряла, когда открыто направляла отряды политтехнологов и журналистов поддерживать одного из кандидатов в президенты независимой страны. Теряла, когда отрезала сантиметры на Тузле…
И в итоге потеряла.
Что до Белоруссии. В европейской стране неизбежно победит проевропейский путь развития. А вот будет ли он еще и антироссийским – зависит не от Нобелевского комитета.
Игорь ЕГОРОВ.