Павел Гнилорыбов: «Памятники природы не нужно «очеловечивать»

Павел Гнилорыбов: «Памятники природы  не нужно «очеловечивать» - фото 1Участник Второй Московской Экорезиденции волонтёров и городских активистов, широко известный по социальным сетям, как автор проекта «Моспешком» делится своим мнением по ключевым вопросам, которые будут освещены в круглых столах.

- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея Вашего проекта?

- Первичным, конечно, было обучение на историческом факультете МГУ. Потом захотелось поделиться найденными сокровищами с друзьями. Ведь мы так редко меняем сложившиеся маршруты и предпочитаем жить в ритме «дом-работа-магазин»,  не замечая того огромного архитектурного наследства, которое было оставлено нашими предками. Архитектура – это наглядная возможность заинтересовать человека историей. Кроме того, изучение Москвы претендует на некую универсальность, а «перелопачивание» больших объемов информации дает возможность соприкасаться со смежными дисциплинами – исторической урбанистикой, литературоведением, социологией. Москва необъятна и неисчерпаема. Ей можно заниматься до глубокой старости. Не хочется обидеть славные города Тулу, Калугу, Воронеж, Саратов, но только о двух дисциплинах говорят как о сложившихся: речь идет  о москвоведении и о петербурговедении.  Любовь к камням часто пересиливает любовь к людям. Понимая, в каких жестких условиях приходилось работать краеведам 1920-1950-х годов, начинаешь уважать их труд, их старания защитить старый город вопреки зачисткам сверху.

Павел Гнилорыбов: «Памятники природы  не нужно «очеловечивать» - фото 2

- Вы довольно популярны в социальной сети Facebook. Это тенденции современного мира. Как можно влиять на здоровый образ жизни через социальные сети?

- Интернет не является панацеей: кому-то он действительно помог найти полезную литературу и единомышленников, а кое-кто довольствуется информационным «мусором». Нужно критически относиться к любым сетевым источникам. Интернет – не более чем инструмент познания мира.

 - Какие три причины передвижения пешком или на велосипеде  Вы бы озвучили?

Павел Гнилорыбов: «Памятники природы  не нужно «очеловечивать» - фото 3

- На велосипеде по городу я, к сожалению, не передвигаюсь. Конечно, велопарады привлекают миллионы людей, но при одном взгляде на московский ноябрь любое желание сесть на велосипед улетучивается. Но с апреля по октябрь – пожалуйста! Что касается прогулок пешком, то я являюсь их горячим адептом. Естественно, желательно поменьше гулять вдоль вылетных магистралей без зелени, но в Москве запредельное количество тихих переулков и огромных, пустых, потрясающих парков.

 - Часто Москву называют каменными джунглями, но мы-то с Вами знаем, что это не так. Какие проблемы сегодня есть в зелёном поясе Москвы, а об этом мы будем говорить в круглом столе «Экологические практики освоения городской среды: как нам вместе создать комфортное экологическое пространство» и какие улучшения? Какие места Вы рекомендовали бы посетить далеко не только гостям столицы?

- Москва продолжает оставаться одним из самых зеленых городов мира. Вдоль рек появляются протяженные и живописные прогулочные зоны. Великолепна Яуза в районе усадьбы Свиблово, прекрасно обустроили окрестности Сетуни, есть смысл прогуляться вдоль Москвы-реки от Филей до самого Крылатского. Очень здорово в парке «Северное Тушино». Но большие лесопарки должны оставаться таковыми – скажем, Лосиный остров и Битцевский парк прекрасно проживут без вайфая. Памятники природы – скажем, Сходненский ковш -  не нужно «очеловечивать». Уже не первый год идет дискуссия, стоит ли убирать опавшую листву, экологические активисты часто выступают против подобных мер. Можно сфокусироваться на московских набережных за пределами центра, которые часто отданы на откуп автомобилистам или заняты промзонами.

Павел Гнилорыбов: «Памятники природы  не нужно «очеловечивать» - фото 4

 - Какие места в природно-исторических парках вы порекомендуете посетить?

- Конечно, это места, где нет потоков прохожих, где можно спрятаться от мира, почитать книжку, подумать о своем. Мне очень нравятся дальние аллеи Сокольников, Терлецкий лесопарк, парк усадьбы Узкое на юго-западе Москвы, два небольших парка в центре города – Морозовский и Милютинский.

Но нужны не только скверы, нужны зеленые дворы, нужны экологически образованные граждане, нужна внятная и грамотная политика власти, которая бы озвучивалась с высоких площадок. Москва – очень нежный организм, с которым нужно работать максимально осторожно.Мне кажется, мероприятия, подобные «Эко-резиденции», помогут найти общий язык представителям общества и власти, выработать приемлемые решения, приемлемые и для экологов, и для законотворцев, и для общественных активистов. Часто подобного диалога нет совсем, а есть только крик в пустоту.

- Как Вы относитесь к разного рода нестандартным идеям, таким, как вертикальное озеленение?

- Нестандартные идеи Уатта и Бенца, а для нашего времени нестандартные идеи Илона Маска двигают мир. Чудаки всегда ведут общество вперед. Вертикальное озеленение – не новость номер один в ландшафтном дизайне, тем более московской осенью, когда еще не весь выселенный из центра дикий виноград создает причудливые сплетения.

 Павел Гнилорыбов: «Памятники природы  не нужно «очеловечивать» - фото 5

 -Озеленение Садового кольца, зелёный пояс Москвы  - эти идеи часто звучат в среде природоохранников и экологов. Для Вас, как для культуролога, какой видится Москва зелёная?

- Там, где автомобильное движение можно сокращать, его нужно сокращать, конечно, предлагая москвичам достойные варианты быстрого общественного транспорта. Садовое кольцо – уникальный, замкнутый в окружность архитектурный «зоопарк» длиной 15 километров. Здесь встречается все, и XIX век, и постмодернистский XXI-й. По Садовому кольцу некомфортно передвигаться как раз из-за отсутствия зелени и автомобилей. Слова «Вот и стало обручальным нам Садовое кольцо» должны зазвучать свежо и молодо. Рассматривая фотографии дореволюционной России, современного Садового кольца не узнаешь – настолько там много было палисадников, небольших, но уютных зеленых пространств. Нам пора вспомнить о том, что не все можно измерить квадратными метрами жилья и асфальта. Москва, в общем-то, вытерпит, но не простит нанесенной ей раны.

 

- Есть ли конфликтные места между культурологами и экологами?  Какие примеры Вы могли бы привести?

- Мне кажется, таких проблем нет. Если мы начинаем восстанавливать какую-то усадьбу, то из документов или фотографий современников понимаем, какой там был парк – пейзажный или регулярный. А от этого знания уже будет начинаться работа специалистов по зеленому хозяйству.

Павел Гнилорыбов – историк-москвовед, экскурсовод. В 2013 году создал проект «Моспешком», в рамках которого проходят прогулки по историческим районам Москвы, сейчас доступных маршрутов уже больше 30. В 2014 году выпустил книгу «Постижение Москвы», сейчас готовятся к изданию еще две книги – о повседневной жизни времен Петра и «Пореформенная Москва». Писал на московские темы в журнал «Большой город», вел колонку об истории торговой Москвы. В 2015 году на платформе Boomstarter с помощью команды единомышленников собрал средства на программу «Москва Варлама Шаламова», во многом позволившую вернуть в московский контекст наследие одного из самых пронзительных писателей XX века.

Александра Турчанинова

ГПБУ «Мосприрода».

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить