Гардарики больше нет. Нет Страны Крепостей, Страны Дворов, Страны Укреплений. Так называли Русь с X вплоть до XIV века, получается, что до возвышения московского князя Ивана Калиты. Русь не была Страной Городов, как любят переводить этот термин. Просто поговорка, которую мы считаем английской - "мой дом - моя крепость", в полной мере относилась к стране русов, когда государство англосаксов только ещё складывалось.
Это была община сильных и независимых людей, дом каждого из которых моделировал окружающий универсум и мог быть и средоточием хозяйственной жизни, и пространством власти, и пристанищем войска, и капищем идолов. Знаменитый русский писатель Василий Белов в своём вершинном этнографическом труде "Лад. Очерки о народной эстетике" (2-е изд. - М., 1989) подчёркивал, что "почти все трудовые дела сплелись у сельского жителя с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и всё неразрывно между собой... человек всегда ощущал своё единство с природой, это в союзе с нею он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отражённую в культуре труда".
Хотя... а почему сельский? Уместно ли низводить русский универсум до пастбища? Но, если бы это было не так, не появились бы слова Фёдора Достоевского о "камнях Европы" ("русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес" - из "Подростка", "дорогие там лежат покойники, каждый камень под ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку..." - из "Братьев Карамазовых"). Чужие камни священны, потому что у нас таких нет. Гардарики не стали городом - территорией свободы, и винить в этом Ивана Калиту с преемниками или нет - вопрос мутный. Но факт стоит признать - Русь стала знаменита своей крестьянской культурой, дающей ощущение экологического единства. Да и община, став крестьянской, благополучной дожила почти до наших дней.
И вот теперь её нет. Русская деревня умерла, русские Гардарики отзываются лишь фантомными болями, народная культура осталась (за исключением Русского Севера, пожалуй) лишь в сочинениях этнографов. Разлад - это диагноз русской жизни, утратившей народную основу в поисках иных. Но других никаких не было. Как и черной кошки в той злополучной тёмной комнате...
Фото - в источнике:
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1184832&f=1&rate_old=10&type=9&lenta_type=15
http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1184590&f=1&rate_old=10&type=9&lenta_type=15