Любая поездка на байкальский остров Ольхон приводит к обнаружению строящихся турбаз и гостиниц. Они возводятся ударными темпами, но их «разрешительные документы» крайне сомнительны.
В Иркутской области 1-2 июля проходило выездное заседание Постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Проведены выезды в три «горячих» точки – в Усолье-Сибирское, Байкальск и в Ольхонский район (материковый берег Малого Моря и остров Ольхон). В качестве эксперта иркутского отделения ВООП я участвовал в третьем. Подобное мероприятие проходило в феврале 2019 года, и я там был, описал ключевые моменты.
Главное отличие этой поездки - из-за пандемии не было встреч с населением. Наша группа, возглавляемая членом совета Натальей Леонидовной Евдокимовой, проехала по наиболее «туристически освоенным» местам. Проливной дождь, не прекращавшийся в первый день, не смог скрыть картину тотальной застройки берегов. Я рассказал о масштабах земельных махинаций, «освоении» уникальной природной территории. Примеров было предостаточно.
В Поселке Хужир (остров Ольхон) мы увидели начало процесса строительства еще одного объекта:
Скопление строительной техники, вагончик, котлован, емкость для жидких бытовых отходов. Посетили это место днем, вместе с руководителем Островного лесничества Прибайкальского национального парка и прокурором Ольхонской природоохранной прокуратуры.
Типичная история. Некое юридическое лицо строит «жилой дом». Размеры двух емкостей для жидких отходов свидетельствуют об очень значительном количестве его предполагаемых жильцов. Ещё на этапе разметки территории сотрудники лесничества предупредили бригадира, что эти работы незаконны, как и разрешительные документы местных чиновников. Их предупреждение было проигнорировано.
Вот и теперь бригадир стал ссылаться на то, что строительство ведется на основании имеющихся документов. Земельный участок получен еще в 2014 году. Прокурор объяснил, что этот документ, как и многие ему подобные, незаконен. Чиновники не имели права распоряжаться данной землей, что обязательно подтвердит суд. Разрешение на строительство (выдано хужирской администрацией) не менее подозрительно. Никакой информации о строящемся объекте, даже количество этажей не указано. Требовалось также разрешение на проведение земляных работ, но его нет.
Одна из двух емкостей уже помещена в котлован. Видно, что уровень грунтовых вод очень высок. Вода стоит уже на глубине 1,5 метров. Допустимо ли с инженерной точки зрения строительство здесь дома?
Кстати, совсем рядом находится недавно обустроенный вход на Сарайский пляж. Уровень Байкала сейчас высок, он подпирает грунтовые воды. И способствует усиленной фильтрации содержимого многих сотен выгребных ям Хужира – в Байкал.
Лесничий вызвал инспекторов, чтобы оформить протоколы о незаконном строительстве и незаконных земляных работах. Процесс судебных разбирательств с этим юридическим лицом скоро будет запущен.
И таких вот «созидателей» на Малом Море огромное количество. Посетили мы и некоторые другие незаконные объекты. В частности Байкалов острог:
Крупнейший в Хужире гостиничный комплекс (350 мест). Единственный построенный на самом берегу.
Сточный воды, пропущенные через очистные сооружения (пока не существует установок, очищающих воду до параметров, безопасных для Байкала) сливались в грунт (песок), что запрещено. Но владелец постановления прокуратуры игнорировал. В итоге объект признан подлежащим сносу. Который весьма дорогостоящ.
Владелец острога – яркий представитель «ольхонского протеста». Интервью с ним есть в фильме московского журналиста Алексея Пивоварова «Чем недовольна новая столица внутреннего туризма?».
Пока шли судебные разбирательства с «острогом», примерно в 50 метрах от него ударными темпами была построена вот эта турбаза:
У владельца хватило наглости назвать её «жилым домом. Его многочисленные родственники будут жить в левом здании (фото), а кушать в правом...
И этот объект, в результате судебного разбирательства, подлежит сносу.
Сравнительно недалеко, вблизи берега Хужирского залива, находится большая недостроенная турбаза:
Она также строилась ударными темпами, но работы остановила прокуратура. Всё те же «липовые» права на землю от местных чиновников. Но здесь еще и целый букет краснокнижных видов растений. Бизнесмен, затеявший строительство, засомневался в природоохранной ценности участка и заказал экспертное заключение. А затем стал требовать назад уплаченные за него деньги.... Есть краснокнижные виды, есть!
В развернувшейся «внутренней» дискуссии члены Совета сочувствовали владельцам вышеупомянутых объектов, признанных незаконными и подлежащими сносу. Их финансовые потери очень велики... Но почему люди вели себя так неосмотрительно? Были слабо информированы? Наивны? Они действовали необдуманно? Или виновата простая глупость?
Всё не то! Они достаточно информированы. Не наивны и уж тем более не глупы. Богатым людям эти слабости человеческой натуры чужды. Виноваты в перечисленных выше случаях жадность и наглость! Последняя – результат безнаказанности. Хотели заработать «по максимуму». Осознавали ущербность своих «правоустанавливающих и разрешительных документов». Но знали о гигантских масштабах подобных злоупотреблений в Ольхонском районе. О том, что сотни, если не тысячи, их предшественников точно с такими же документами построили свои «туробъекты» и живут припеваючи, зарабатывая на туристах, не платя налоги.
В целом, большинство богатых россиян пришли к своему финансовому успеху именно благодаря жадности и наглости. Но в данном случае эти замечательные качества не помогли....
Характерная черта: ни у кого из владельцев вышеупомянутых объектов нет претензий к чиновникам, выдавшим незаконные документы. Все их недовольство адресовано Байкальской природоохранной прокуратуре и Прибайкальскому национальному парку!
Виталий Рябцев