Основные направления совершенствования законопроекта о «Зелёном щите»
1. Изменить основное используемое в законопроекте определение «лесопарковые зелёные пояса» на «зоны со специальным режимом обеспечения экологической безопасности населённых мест» (или на «средозащитные пояса населённых мест»).
Пояснение.
Ассоциация экологической чистоты и экологического благополучия со словом «зелёный» существует. Однако употребление данного прилагательного в отношении каких-либо экологических терминов носит, пожалуй, больше ассоциативный, или даже популистский характер. Термин явно не научен и юридически не точен. При этом различные компоненты окружающей среды, требующие защиты, ассоциируются со своими цветами: вода – «голубой, синий», сельскохозяйственные угодья – «жёлтый, зелёный» (наряду с «зелёными поясами» часто говорят также о «жёлтых поясах») и т.п. К тому же прилагательные «лесопарковый» и «зелёный» ассоциативно дублируют друг друга. «Лесопарковый» уже означает «зелёный» (лес и парк однозначно ассоциируются с зелёным цветом, а никак не с жёлтым и не с синими или красным).
Вместе с тем, слово «лесопарковый» не отражает в полной мере всего комплекса предполагаемых защитных мер в создаваемых «экологических» зонах. Режим «лесопарка» хотя и предполагает значительные меры по ограничению хозяйственной деятельности в лесах, расположенных вблизи крупных городов, но, всё-таки, привязан к определённым природным зонам (лесным, лесостепным).
В стратегии «Зелёный Щит» речь идёт о комплексной защите окружающей среды, о мерах по снижению нагрузки на все экологически эффективные территории. В этой связи наиболее корректным представляется применение терминов «зона со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» (обоснования см. ниже) и (или) «средозащитный пояс». С целью усиления ассоциации с природными территориями – лесными и луговыми природными сообществами, целесообразно применение термина. «средозащитный зелёный (природный) пояс». При этом «средозащитный зелёный пояс» может быть отнесён к «зоне со специальным режимом обеспечения экологической безопасности» и, по сути, является разновидностью таких зон.
2. В законопроекте необходимо конкретно указать, что зона (режим зоны) распространяется на все территории и акватории на определённом расстоянии от населённого пункта (в радиусе, в полосе и т.д.), а не только на природные объекты, как следует из формулировки, основанной на слове «лесопарковый». Потому как необходимо устранить причины и условия, приводящие к, например, фрагментированию лесных массивов, к загрязнению водоёмов.
3. Предусмотреть в законопроекте необходимость наличия Положения о конкретной зоне (о конкретном зеленом поясе, щите и т.д.), в котором конкретизируются ограничения хоз. деятельности и условия использования и охраны территорий (по аналогии с положениями об ООПТ).
Пояснение:
В Положении должно указываться, что можно делать на лесных, сельскохозяйственных территориях, в границах застроенных территорий (в части содержания зелёных насаждений, установления водоохранных зон, специальных требований к очистным сооружениям, к плотности и этажности застройки и т.п.), входящих в конкретный зеленый щит (пояс), как можно использовать водные объекты и т.д., а что делать нельзя, устанавливать общие требования в части использования различных территорий. Положение, например, также может предусматривать функциональное зонирование территории конкретного зеленого щита (пояса).
4. Предусмотреть в законопроекте норму, запрещающую сплошные рубки в границах зеленого щита (пояса) (без исключений). При этом предусмотреть в законопроекте обязательность разработки специальных лесохозяйственных регламентов и правил охраны и содержания таких лесов в границах зоны – Зелёного щита. Конкретную методику создания лесохозяйственных регламентов (специальные требования к этим регламентам) для зеленых щитов (поясов) целесообразно реализовать в виде отдельного подзаконного акта федерального уровня.
Пояснение:
В настоящем законопроекте (статья 3, часть 2, пункт 1) разрешаются рубки лесных насаждений в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного Кодекса РФ. То есть, фактически, это тот же самый режим защиты лесов, который действует в Московской области сейчас и который позволяет рубить лес, например, для строительства частных дорог. Лесохозяйственный регламент, согласно Лесному Кодексу РФ – это документ, устанавливающий:
1) виды разрешенного использования лесов;
2) возрасты рубок, расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Также как актуально разработать специальные требования к разработке лесохозяйственных регламентов для особо охраняемых природных территорий (профессиональным сообществом давно обсуждается эта тема), также это необходимо сделать и для защитных лесов – в частности, входящих в «Зелёный щит». Собственно, данное положение – одно из сущностных положений самой идеи создания «Зелёного щита».
При этом если степень поражения леса вредителями (или пожарами) такова, что по факту необходимо действительно провести сплошную рубку (исходя из действительных пространственных параметров участка поражённого леса), то для таких случаев необходимо применить в нормативном акте (в требованиях) новую дефиницию, не называя рубки сплошными. Сплошные они в данном случае будут лишь по признаку их пространственной конфигурации исходя из фактического местоположения поражённых деревьев. В требованиях к лесохозяйственным регламентам будут установлены щадящие коэффициенты полноты леса. В любом случае эти рубки будут выборочными – т.е. предназначенными для удаления главным образом поражённых деревьев с максимально возможной степенью сохранения целостности биоценоза. Здесь необходимо также установить особые требования к технологии работ и степень ответственности за нарушение этой технологии.
5. Предусмотреть нормы, в соответствии с которыми не допускается уменьшение лесопокрытой площади в границах зеленого щита (пояса) и других экологически значимых территорий (пойменных лугов, береговых полос и т.п.).
Пояснение:
В настоящем законопроекте (статья 3, часть 2, пункт 5) разрешается исключать из границ зеленого щита (пояса) лесные участки и компенсировать их исключение добавлением иных лесных участков. Это вредная норма, позволяющая манипулировать площадями и участками, терминами и понятиями «на бумаге», но ничего реально не менять в реальности и не компенсировать! Это доказала практика. Это также было отмечено и на заседании «Открытого Правительства» 08.12.2015! Используя эту норму, например, можно исключить из границ зеленого щита (пояса) территорию, срубить на ней лес, построив дорогу, а «компенсировать» это включением в границы зеленого щита других лесных участков. Таким образом, реально леса станет меньше, а на бумаге – нет. Этим активно занимаются недобросовестные чиновники, курирующие земельные вопросы на ООПТ, например, национального парка «Лосиный остров». Также подобные спекуляции активно применяются для «компенсаций» потери лесов в результате их вырубки под транспортные магистрали.
6. Предусмотреть поправки в Водный кодекс РФ, усиливающие в границах ЗЩ режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также установление зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Пояснение:
В настоящий момент Водный кодекс РФ позволяет строить в водоохранных зонах. Единственное ограничение – наличие очистных сооружений. Практика показывает, что зачастую очистные сооружения создаются в качестве декораций и даже близко не справляются с тем объемом нечистот, который в них поступает, в результате чего в водный объект попадает яд. Но действующая методика работы государственных экологических инспекторов, осуществляющих экологический надзор, такова, что процесс привлечения к ответственности виновника загрязнения зачастую затягивается вплоть до нескольких лет. В этой связи существует необходимость ограничить строительство в водоохранных зонах.
Отдельным вопросом являются зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Так, например, в Московской области одновременно действуют 2 документа, устанавливающие их – признанное действующим в 2012 г. Верховным судом РФ Решение Совнаркома СССР об установлении зон санитарной охраны московского водопровода и утвержденные в 2010 СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», причем реально и те, и другие не всегда принимаются судьями в качестве надлежащего доказательства наличия на территории дополнительных обременений..
7. Уточнить порядок создания ЗЩ, и внести также поправки в закон об экологической экспертизе.
Пояснение:
Порядок создания зеленых щитов (поясов), предлагаемый в законопроекте (статья 1, часть 3, пункт 3), абсолютно нерабочий, так как никак не определена форма, в которой общественность должна ходатайствовать об их создании. Это создает огромное поле для различных спекуляций недобросовестных чиновников. Кроме того, необходимо предусмотреть некоторую отсылочную норму, в соответствии с которой будет предусмотрено издание специального нормативного акта, устанавливающего порядок подготовки обоснований для создания «Зелёного щита» и их экспертизу.
8. Предусмотреть специальную подсистему государственного экологического мониторинга в границах ЗЩ, включающую в себя мониторинг запечатываемых площадей, динамику лесопокрытой площади и т.п.