Из постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. № 1433 «О генеральном плане реконструкции Москвы» (Сб. законов СССР, 1935, № 35, ст. 306):
«... создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящей из равномерно расположенных крупных лесных массивов, берущих своё начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить к соединению этих зелёных массивов полосами с центром города...».
Из постановления Совмина СССР от 14 сентября 1948 г. № 3431:
«22. Закрепить за Мосгорисполкомом леса, находящиеся в 10-километровом лесопарковом защитном поясе г.Москвы (от границы резервной территории), возложив на Министерство лесного хозяйства СССР контроль за ведением лесного хозяйства в этих лесах.
... Запретить на территории лесов лесопаркового защитного пояса г.Москвы всякое строительство и размещение предприятий, учреждений и организаций».
(Таким образом, с 1948 г. леса ЛПЗП Москвы стали официально закреплёнными лесами Мосгорисполкома, как и леса на землях обороны - закреплёнными лесами Минобороны.)
Из Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 августа 1960 г.:
«3. Передать в административно - хозяйственное подчинение Московскому городскому Совету депутатов трудящихся территорию лесопаркового защитного пояса общей площадью примерно 180 тысяч гектаров со всеми расположенными на этой территории городами, поселками и сельскими населенными пунктами.
Образовать на территории лесопаркового защитного пояса города Москвы следующие районы: Балашихинский, Красногорский, Люберецкий, Мытищинский и Ульяновский, подчинив районные Советы депутатов трудящихся этих районов Московскому городскому Совету депутатов трудящихся.
4. Утвердить границу между лесопарковым защитным поясом города Москвы и Московской областью согласно Приложению».
Из постановления Совмина СССР от 28 сентября 1961 г. № 903:
1. В частичное изменение постановления Совета Министров СССР от 20 июля 1960 года «О расширении границ города Москвы и подчинении Мосгорисполкому лесопаркового защитного пояса» признать целесообразным передать районы лесопаркового защитного пояса г.Москвы – Балашихинский, Красногорский, Люберецкий, Мытищинский и Ульяновский в административно-хозяйственное подчинение Московскому облисполкому.
Но леса ЛПЗП остались закреплёнными лесами Мосгорисполкома.
Таким образом, леса ЛПЗП имеют официальный статус закреплённых лесов (ранее – Мосгорисполкома, ныне – Правительства Москвы, которое является правопреемником Мосгорисполкома). Решение о закреплении этих лесов за Москвой было принято на самом высоком уровне – Совмином СССР. Поскольку РФ признала себя правопреемником СССР и её Правительство никогда не принимало постановления об изъятии лесов ЛПЗП у Москвы, то они и в настоящее время остаются закреплёнными лесами Правительства Москвы. Только РФ имеет право отменить постановления Совмина СССР, которыми леса ЛПЗП были закреплены за Москвой. Леса ЛПЗП имеют точно такой же юридический статус, как и леса, расположенные на землях обороны. Ни в 1990-е гг., ни позже постановление или иной нормативный правовой акт Правительства РФ, которым было прекращено право Москвы на закреплённые за ней Совмином СССР леса ЛПЗП, не издавались.
Все граждане и должностные лица, которые указывают на якобы нарушение Москвой действующего ныне законодательства в части прав Московской области на леса ЛПЗП и их присвоение, должны ставить вопрос конкретно, а не вообще о приведении нынешнего законного статуса лесов ЛПЗП как закреплённых лесов Правительства Москвы в соответствие с действующим законодательством РФ, причём только посредством выпуска соответствующего постановления Правительства РФ.
Последний проект расширения ЛПЗП был подготовлен в 1968 году. Предлагалось исключить из гослесфонда и превратить в городские или районные парки все разрозненные мелкие участки леса общей площадью 2661 га, оказавшиеся в сплошном окружении городской застройки, и присоединить к ЛПЗП 20,3 тыс.га примыкающих к нему лесов пригородной зоны. В итоге площадь ЛПЗП должна была увеличиться со 172,5 тыс.га до 275 тыс.га, а площадь его лесов – до 90,3 тыс.га.
До начала 1990-х гг., когда местные органы власти расположенных в границах ЛПЗП районов Московской области приступили к массовому освоению его территории под застройку, в те годы в основном коттеджную, а теперь и многоэтажную, в её пределах на площади около 160-162 тыс. га (11 тыс. га в 1984 г. были включены в границы Москвы) леса занимали 35%. Степень урбанизации ЛПЗП составляла тогда 20%. Остальные 45% территории ЛПЗП занимали сельхозугодья, не относящиеся к ним суходольные и пойменные луга, болота и водоёмы.
В границах ЛПЗП расположены 12 городов, 22 рабочих посёлка и более 450 сельских населённых пункта. К границам ЛПЗП примыкает ещё 7 крупных городов. Вокруг Москвы образовались 4 городские агломерации второго порядка, которые по существу слились с Москвой в единое городское образование (Мытищи – Королёв – Щёлково; Реутов – Балашиха – Железнодородный; Люберцы – Котельники – Дзержинский; Химки – Долгопрудный).
К настоящему времени структура земель в границах ЛПЗП резко изменилась в сторону увеличения площадей под застройкой и сокращения земель, занятых полями, лугами, болотами, в меньшей степени – лесами.
Для резолюции совещания нужно взять то, что касается ЛПЗП, из нашей резолюции 2-го Московского экологического форума (прилагаю).
РЕЗОЛЮЦИЯ
2-го Московского экологического форума
«Экологическая безопасность Московского региона
и градостроительная деятельность»
Москва 9 декабря 2006 г.
Москва и Московская область являются самым урбанизированным и густонаселённым регионом России. Здесь временно и постоянно проживают около 20 млн. человек, причём основная их часть сконцентрирована в Москве и ближайшем Подмосковье (ЛПЗП и прилегающие к его границам территории пригородной зоны Москвы). Это обусловливает чрезвычайно высокие техногенные и другие антропогенные нагрузки на природный комплекс ядра Московской городской агломерации (Москва и ЛПЗП), причём негативное их воздействие на природу и здоровье человека проявляется многие десятилетия. Неблагополучие экологической обстановки в Москве и ближайшем Подмосковье постоянно вызывало серьёзную озабоченность не только широкой общественности, но и органов государственной власти. И не случайно в Генеральном плане развития Москвы на период до 2020 г., который был вынесен на обсуждение москвичей, решению экологических проблем столицы было уделено первостепенное внимание. Поэтому москвичи имели все основания рассчитывать на значительное улучшение состояния городской среды и качества жизни.
В 1999 г. Правительство Москвы утвердило и приступило к реализации Генерального плана развития Москвы на период до 2020 г., получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, в котором особо отмечалась экологическая проработанность Генплана. Для правового обеспечения градостроительной деятельности в рамках утвержденного Генплана Москвы, была создана самая развитая среди городов России законодательная и нормативная база, в том числе – природоохранной направленности.
Однако время показало, что в градостроительной деятельности в столице произошёл и продолжает нарастать перекос в сторону коммерчески выгодного жилищного строительства, которое не решает проблем нуждающихся в жилье москвичей, но осуществляется за счёт провозглашённого Генпланом сбалансированного, экологически безопасного развития Москвы и нередко сопровождается уничтожением объектов историко-архитектурного наследия города. Во многом это обусловлено прямым или косвенным участием крупных московских чиновников в строительном бизнесе и их личной заинтересованностью в продолжении столь опасной для нашей столицы политики.
Обычным явлением стали корректировки границ Природного комплекса и охранных зон памятников истории и культуры для размещения объектов строительства, несоответствующих утверждённой градостроительной документации. Нередко места для застройки, в том числе – в природоохранных зонах, выбираются непосредственно руководителями Москвы или административных округов при объезде города. И не последнюю роль в застройке экологически и исторически значимых для столицы территорий играют руководители организаций, отвечающих за экологическую безопасность столицы и соответствие осуществляемой градостроительной деятельности Генплану развития Москвы.
Если реконструкция кварталов 5-этажной жилой застройки с переселением москвичей в современные дома оправдана во всех отношениях, то совершенно недопустима ставшая массовым явлением точечная застройка в сложившихся городских кварталах, когда жилые дома размещаются даже на дворовых территориях, что сопровождается вырубкой древесных насаждений, ликвидацией детских и спортивных площадок. Во всех случаях такое строительство вызывает активный протест москвичей, который местными властями преподносится как «групповой эгоизм».
В Москве за короткий промежуток времени из-за развернувшегося коммерческого строительства искусственно созданы условия для чрезмерного увеличения численности населения. По официальным данным Правительства Москвы только за 2 года численность населения в столице возросла с 8,5 млн. чел. до 10,4 млн. чел. А вместе с неучтённой частью проживающих в Москве людей этот показатель значительно выше.
Аналогичные процессы происходят и в ближнем Подмосковье, что ещё более обостряет обстановку.
Закономерным следствием столь интенсивного роста объёмов коммерчески выгодного жилищного строительства и привлечения в Москву и ближнее Подмосковье на постоянное или временное жительство большого числа людей из других регионов стали транспортные, энергетические и многочисленные коммунальные проблемы, которые особенно ощутимыми стали в последние годы. Непредсказуемыми стали участившиеся негативные последствия хаотичного строительства в Москве без учёта её геологических особенностей – оседание и провалы земной поверхности, оползни, постоянно усиливающееся подтопление значительных территорий и другие опасные для города и жизни людей явления.
И такая градостроительная политика проводится в Москве, когда вокруг неё на территории самовольно упразднённого Московской областью лесопаркового защитного пояса в отсутствие Генерального плана области развернулось небывалое по масштабам строительство многоэтажных жилых домов, коттеджей, крупных торговых комплексов. Не избежали застройки даже зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, что имеет самое непосредственное отношение к здоровью миллионов людей. Под коттеджную застройку вырубаются сотни гектаров ещё недавно считавшихся неприкосновенными защитных лесов. Всё это бесспорно представляет экологическую опасность для Москвы и подрывает систему жизнеобеспечения огромного городского образования. Последствия ныне проводимой в Москве и Подмосковье безответственной градостроительной политики отразятся на качестве жизни не только современного поколения, но и окажутся трудно поправимыми в перспективе, когда повинные в её реализации чиновники покинут свои посты, оставив москвичам клубок неразрешимых экологических и социальных проблем.
В сложившейся ситуации принятие поправок к Градостроительному кодексу РФ и другим федеральным законам, по существу упраздняющих государственную экологическую экспертизу под программу «Доступное жильё», для уже сверхурбанизированного и перенаселённого Московского региона может иметь поистине катастрофические последствия.
Осознавая свою гражданскую ответственность за судьбу Москвы – столицы России, участники 2-го Московского экологического форума приняли решение:
1. Просить Президента РФ В.В.Путина и Совет Федерации отклонить поправки к Градостроительному кодексу РФ, упраздняющие государственную экологическую экспертизу как самостоятельную форму установления соответствия хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям.
2. Признать, что осуществляемая в Москве и Подмосковье после 2000 г. градостроительная политика, осуществляемая с нарушением природоохранного и историко-культурного законодательства и прав граждан на благоприятную экологическую среду, ведёт к дальнейшему обострению экологической и социальной ситуации в пределах ядра Московской городской агломерации.
3. Просить Правительство РФ:
- официально признать Генеральный план развития Москвы и градостроительные планы развития административных округов Москвы на период до 2020 г. утратившими силу в связи с многочисленными нарушениями этих документов при осуществлении градостроительной деятельности;
- создать государственную комиссию с участием представителей общественных экологических организаций Московского региона для установления причин и оценки последствий несоответствия осуществляемой в Москве и Подмосковье градостроительной деятельности Генеральному плану развития Москвы и требованиям федерального законодательства, а также для оценки деятельности специально уполномоченных органов в области охраны природы;
- предпринять необходимые меры по фактическому восстановлению лесопаркового защитного пояса Москвы и распространение его статуса до проектируемой центральной кольцевой автодороги, с созданием в этих границах особо охраняемой природной территории федерального значения категории «государственный природный (ландшафтный) заказник» с включением в её состав лесных массивов, лугов и полей, незастроенных речных долин, озёр и других экологически значимых объектов.
4. Просить Генеральную прокуратуру РФ провести проверку фактов нарушения федерального законодательства при осуществлении градостроительной деятельности в Москве и Подмосковье и принять соответствующие меры реагирования.
5. Потребовать от Правительства Москвы (Ю.М.Лужков):
прекратить практику точечной застройки в сложившихся кварталах, корректировку границ Природного комплекса и охранных зон объектов историко-культурного наследия для размещения новой застройки и пересмотреть ранее принятые решения по данному вопросу с их отменой в случаях, когда градостроительные намерения ещё не реализованы;
отказаться от освоения подземного пространства, прежде всего – в историческом центре города, в отсутствие объективной оценки компетентными специалистами-геологами возможных негативных техногенно-природных последствий намеченного строительства.
6. Потребовать от Администрации Московской области (Б.В.Громов) наложить мораторий на проекты строительства в лесах, расположенных внутри и вдоль них незалесённых землях, по берегам водных объектов и на других экологически значимых для Московского региона территориях и прекратить застройку таких земель.