На днях прозвучала такая вот «народная инициатива»: «В Иркутске большая проблема с количеством голубей. В советское время была практика по регулированию их численности. Нужно к ней вернуться, так как голуби портят благоустройство и разносят инфекцию».
Во-первых – в советские время такой практики не было (по крайней мере - в Иркутске). Во-вторых, наш бедный город отягощен грузом несравненно более острых и масштабных экологических проблем. У нас за последние 20 лет уничтожена большая часть зеленых насаждений, созданных в «советский» период. Прутики, высаживаемые (иногда по много раз в одни те же лунки) вместо спиленных крупных деревьев, либо гибнут в первые 1-2 года, либо растут очень медленно, чтобы погибнуть лет через 10-15 (стволы многократно за лето травмируют косильщики травы, травят грязным снегом, с дорог и дворов перемещаемым под деревья). Про мусор в местах массового отдыха на Ангаре не приходится и говорить, как и про массовый вандализм там же по отношению к деревьям и кустарникам.
Но иркутян тревожит лишь обилие голубей... К счастью, далеко не всех. В своей округе вижу, что этих птиц постоянно подкармливают не только старушки и дети, но и люди среднего возраста, включая мужчин. Птицы дают возможность человеку проявить имеющуюся в нём доброту. Бывает, что и наоборот – выявляют садистов. У меня во дворе однажды (кажется, в 2008 г.) весь двор оказался покрыт погибшими голубями. Я вызвал ТВ, был снят новостной сюжет. После которого участковый нашел отравителя. Эти фото сделаны именно тогда.
Не трогайте руками голубей – и не подхватите инфекцию. Кстати, Иркутск интересен зимующими пернатыми хищниками. В городе держится примерно 10 мохноногих курганников, которые питаются почти исключительно голубями.
Им по силам лишь самые слабые и больные, за зиму они неплохо оздоравливают городские голубиные популяции (совместно с ястребами-тетеревятниками, которые скрытны и редко попадают на глаза). Полагаю, только мохноногие курганники за зимние месяцы отлавливают 1-2 тысячи иркутских голубей.
В последние годы у иркутских мусорных бочков дежурят не только голуби, но и озерные чайки - появилась у них такая привычка. Пришлось читать в соцсетях возмущение. «Чайки должны быть на морях, а не здесь!». Нагадили на машину, поставленную недалеко от мусорной площадки.... Может быть, заодно, еще и чаек начнем в Иркутске «регулировать»? Хотя они держатся у бачков лишь 2-2,5 месяца в году (улетают из города уже в конце июля). Главное – на машину нагадили!
Некоторые жалуются на писк птенцов стрижей, в гнездах под крышами. «Не место им в городе, здесь люди живут!»
А сколько возмущения по поводу «пылящих» тополей! Аллергиков губят, бывает, что в ветер ветви падают на машины (святая святых!). А то, что именно это дерево – главный очиститель городского воздуха от пыли, главный поставщик кислорода, главный даритель тени в жару – никому не интересно. А ведь он ещё и растет удивительно быстро, чрезвычайно вынослив к городским условиям, в отличие от тех пород, которые «озеленители» настырно тыкают год за годом в одни и те же лунки. Пылит - значит вырубить, и баста! А может быть лучше аллергикам две недели пыления пить лекарства, чем всех горожан оставлять без «зеленого друга»? Так в советское время было принято назвать деревья.
Или взять безумное выбривание газонов и дворов. Некоторые иркутяне и это одобряют – «от насекомых город очищают».
Безграмотность и глупость обывателей, корысть «озеленителей» (зарабатывают на уничтожении больших деревьев и постоянных посадках «прутиков», на покосе травы) губят тот сук, на котором сидим мы все. Уничтожают нормальную городскую среду, пригодную для, хотя бы относительно, здоровой жизни.
Кстати, про насекомых. Я помню, как в детские годы любил наблюдать (бывало и ловить) за муравьями, бабочками, кузнечиками, стрекозами. У нас, на улице Румянцева, их было немало, может быть благодаря этому и стал биологом. А теперь во дворе - безжизненное «жнивье». Возможно, по этой причине, несмотря на пышное цветение (и удивительно теплый май), черемуха стоит почти без завязи.
Теперь проблема даже божью коровку найти и показать внуку. И он всё глубже застревает в мире каких-то «аниматроников», страшных, как смертный грех....
Виталий Рябцев