
Восстановить и, тем более, создать новые лесозащитные зоны вокруг городов, да и где-либо, - дело, как показывает практика, отнюдь не одного года. Но не только из-за известной природно-технологической специфики лесовосстановления/разведения. А ещё и потому, что хищнические "периоды" в отношении лесного хозяйства страны имели место с давних времён...
Фактически сплошные вырубки лесов, в том числе прибрежных, а также почвозащитных лесополос стартовали... еще в середине 1950-х, что уже тогда привело к резкому снижению почвенного плодородия и обмелению рек, в т.ч. городских и пригородных. Как ни странно, но именно такие последствия предопределялись постановлением ЦК и Совмина СССР № 192 от 7 февраля 1955 г. «Об увеличении рубки леса в центральных, южных и западных районах и улучшении ведения лесного хозяйства СССР». Документ разрешал, например, «...рубки леса и заготовку древесины в лесах запретных и защитных полос вдоль рек, озёр, водохранилищ, шоссейных и железных дорог». Документ уменьшал экологическое и общеэкономическое значение лесоугодий, критиковал сокращение лесозаготовок в этих региона, предписывая резко их увеличивать.
Это решение отчасти было связано с тем, что до 75% мощностей лесопереработки было сосредоточено в ряде крупных городов Европейской части РСФСР и СССР в целом. В то время ка основные (минимум 65%) "лесосырьевые" угодья находились на Урале и восточнее.
Правда, с тех пор ( ! ) ситуация с размещение тех и других практически не изменилась...
....Более того: в конце августа 1954 г., в разгар небезызвестной целинной кампании, которой требовались всё новые территории, в т.ч. и пригородные, заповедные и т.п. земли в в ряде регионов страны, в ЦК партии "организовали" письмо от профессоров-лесоводов П. Васильева, В. Тимофеева, члена-корреспондента АН СССР Н. Баранского и академика-аграрника В. Сухачева с предложением... убедить выдающегося русского писателя и историка Леонида Леонова... переделать его роман «Русский лес», опубликованный еще при жизни Сталина, в январе 1953 г. (и получивший в феврале 1953-го одну из последних Сталинских премий). И, прежде всего, изъять из этого романа, якобы, «...буржуазные теории некоего «постоянства» леса...». Дескать, «...автор преувеличивает, особенно в РСФСР, последствия расширяющихся лесозаготовок, необходимых стране».
Правда, этому письму хода всё-таки не дали (по ряду данных, в защиту Леонова выступили Молотов, Маленков, Каганович, Шепилов, Сабуров - словом, первые лица послесталинского руководства на тот период). Случай весьма примечательный, а его последствия проявляются поныне?..
--
Алексей Чичкин