Слайд 1.
Сибирь по праву называют «ресурсной кладовой России». Здесь сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья и минеральных ресурсов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов (запасы угля составляют 80 % общероссийских запасов, меди - 70 %, никеля - 68 %, свинца - 86 %, цинка - 77 %, золота - 41 %, металлов платиновой группы – 99 %, гидроэнергетических ресурсов и запасов древесины - более 50 %).
Крупные сибирские реки и озеро Байкал становятся стратегическим ресурсом планетарного масштаба.
При этом Сибирский Федеральный округ является одним из наиболее неблагоприятных с экологической точки зрения регионов нашей страны, где проживает более 19 миллионов россиян (19,226 млн.человек или 13,4% населения страны; общая площадь СФО - 5,114,800 кв. км, 30,1% территории России).
Большинство крупных городов и все промышленные зоны Сибири отличаются повышенной загрязненностью почвы, воды и воздуха.
Слайд 2
Вместе с тем в Сибирском федеральном округе перечень угроз экологической безопасности не отличается от общей ситуации по стране в целом.
Соответствующие графики представлены на слайде.
Спецификой округа является то, что значительная часть производственного потенциала сконцентрирована на ограниченных площадях, чаще всего по долинам рек и в котловинах (низменностях). Рассеивающая способность атмосферы в Восточной Сибири в 2 раза ниже, чем в европейской части России, что практически не учитывалось при размещении предприятий и населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов.
На долю региона приходится две третьих (69,3 %) всего объема образуемых отходов в стране и почти треть (30,6 %) выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников. Здесь будет уместно напомнить, что в Сибири расположен крупнейший источник загрязнения воздуха - Заполярный филиал «Норильского никеля», на долю которого приходится около 10 % всех выбросов от стационарных источников Российской Федерации.
Слайд 3
На следующем слайде представлена информация об уровнях негативного воздействия на окружающую среду по каждому из субъектов СФО.
Из-за большой концентрации промышленности на первых позициях этого «антирейтинга» находится Красноярский край (по выбросам) и Кемеровская область (по отходам). Нужно сказать, что по выбросам Красноярский край лидирует и в общероссийском рейтинге, опередив по этому показателю остальные субъекты Российской Федерации.
Самыми «чистыми» регионами в округе можно признать Республики Тыва и Алтай. (Для справки: улучшение ситуации в Республике Алтай связано, в первую очередь, с переводом энергетики республиканского центра (г. Горно-Алтайск) с твердых и жидких видов топлива на природный газ, а также выполнением природоохранных мероприятий: закрытием или реконструкцией устаревших производств, строительством газоочистных сооружений).
Что касается отходов, то лучше всего ситуация по ним складывается как в уже упомянутой Республике Алтай (213 тысяч тонн), так и в Томской области, где их количество зафиксировано на уровне 1 млн 200 тысяч тонн в год. Эти результаты становятся еще более красноречивыми, если сравнить их с «лидером» – Кемеровской областью. Как видно из таблицы, в год там образуется почти 2 с половиной миллиарда тонн (!) отходов производства и потребления!
Слайд 4
Как я отмечал ранее, с экономической точки зрения потенциал Сибирского федерального округа очевиден. Это самый перспективный регион для наращивания минерально-сырьевой базы, развития производственной и транспортной инфраструктуры. Предприятия СФО вносят весомый вклад в российскую экономику. Вместе с тем из-за использования морально устаревших технологий и практически исчерпавшего свой ресурс технологического оборудования высокий уровень техногенной нагрузки на природные комплексы Сибири сохраняется, а в отдельных случаях даже растет. Таким образом, главной целью должно стать существенное снижение нагрузки на окружающую среду при сохранении темпов промышленного роста.
Для этого, в первую очередь, необходимо обеспечить активное внедрение современных технологий на предприятиях, модернизировать производства и стимулировать экологическое развитие отраслей региона.
За период с 2011 по 2013 годы при участии Минприроды России было разработано и принято 9 федеральных законов и более 50 подзаконных актов. Эти документы призваны «озеленить» основные отрасли российской экономики и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.
Их последовательная реализация жизненно необходима для стабилизации экологической обстановки как в этом регионе, так и в стране в целом.
Слайд 5
Для эффективного достижения поставленной цели, по инициативе Президента и Правительства Российской Федерации начат процесс реформирования экологического законодательства. В прошлом году были утверждены Президентом: «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Правительством несколько Государственных програм.
Слайд 6
Не для кого не секрет, что современная информационная система охраны окружающей среды безнадежно устарела. Она не дает возможности правильно оценить текущую ситуацию, провести анализ или сделать прогноз. Более того, информация предоставляется на бумажных носителях и только по специальному запросу. Существует насущная необходимость введения новой системы информации о состоянии окружающей среды.
Ее формирование в соответствии с Госпрограммой запланировано к 2019 году. Будет создан государственный фонд данных экологического мониторинга. В реализации и финансировании этого проекта принимает участие Всемирный банк. Уже прописан порядок создания и функционирования государственной информационной системы (ГИС), обеспечена правовая основа для регулярного получения данных о загрязнениях.
Уже с этого года начата подготовка и будут размещены интерактивные доклады о состоянии окружающей среды.
Слайд 7
Учитывая, что экологические проблемы, которые мы наблюдаем в Сибирском федеральном округе, характерны и для всей страны в целом, государство должно в кратчайшие сроки принять радикальные меры, направленные на улучшение общего состояния окружающей среды.
Одной из таких мер должен стать закон о технологическом нормировании и экономическом стимулировании. Эта инициатива Минприроды России призвана сделать схему экологического нормирования прозрачной, снять излишние административные барьеры, ввести дифференцированный подход к регулированию деятельности предприятий с различным уровнем воздействия на окружающую среду и, в целом, создать экономические условия для масштабной модернизации российских производств.
Также законопроект предусматривает введение электронной системы учета предприятий. С ее помощью можно будет увидеть полную экологическую историю объекта, оценить экологическую эффективность его работы, а также работы контрольно-надзорных органов.
Слайд 8
Как я уже неоднократно повторял, сегодня в сфере обращения с отходами сложилась критическая ситуация, когда уровень образования отходов в разы опережает уровень их переработки.
Первым шагом для решения этой проблемы должны стать изменения в действующем законодательстве. Учитывая высокую степень готовности законопроекта «Об отходах производства и потребления», на уровне Президента озвучено решение, что его принятие должно произойти не позднее весны 2014 года.
Законопроект позволит стимулировать вовлечение отходов в замкнутый цикл, минимизирует потери полезных ресурсов. Новое законодательство предусматривает дифференцирование тарифов на обезвреживание и захоронение отходов. Также планируется создание внебюджетного государственного фонда обращения с отходами потребления.
Слайд 9
Продолжая разговор об отходах, я хотел бы уделить внимание еще одной, крайне болезненной и актуальной теме. Думаю, что Сибирский Федеральный округ – это одна из лучших площадок для ее обсуждения, так как именно здесь вопрос борьбы с накопленным экологическим ущербом стоит крайне остро.
Минприроды России почти завершило согласование проекта федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 - 2025 годы. В ее рамках был сформирован перечень первоочередных проектов, на реализацию которых из средств федерального бюджета планируется направить почти 122 млрд. руб.
Напомню, что помимо экономического эффекта, комплексная уборка территорий в рамках этой программы позволит улучшить качество жизни для 15 млн. наших граждан!
Слайд 10
В перечень первоочередных проектов по ликвидации прошлого экологического ущерба вошли и объекты, размещенные на территории Сибирского Федерального округа. Информация о каждом из них представлена на слайде. Хочу лишь добавить, что в Красноярском крае очистка территорий с накопленным экологическим ущербом должна начаться уже в 2014 году.
Слайд 11
Пример другой масштабной экологической ФЦП – программа по охране озера Байкал и окружающей его природной территории.
Для сохранения этого уникального природного объекта Правительством Российской Федерации в 2012 году была утверждена и уже реализуется федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Одно из ее направлений – комплексное развитие системы обращения с отходами. Также Программой предусмотрено софинансирование природоохранных мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба и восстановлению загрязненных территорий. В частности, такие проекты будут реализованы и на БЦБК, где за 40 лет накоплено свыше 6 млн. тонн отходов производства.
По нашим оценкам, к 2020 году поступления загрязненных сточных вод в акваторию озера Байкал должны сократиться до 70 % (в сравнении с 2010 г). Благодаря проведению природоохранных мероприятий Программы, произойдет восстановление 80% Байкальской природной территории, подвергшейся высокому и экстремальному загрязнению.
Кроме того, в рамках ФЦП запланировано развитие системы особо охраняемых природных территорий (Байкало-Ленский, Байкальский, Баргузинский заповедники, Забайкальский, Прибайкальский национальные парки), а также реконструкция объектов рыборазведения и совершенствование государственного экологического мониторинга экосистемы озера.
Одной из задач Программы является создание инфраструктуры экологического туризма. Благодаря мерам, предпринятым в этом направлении, снизится антропогенная нагрузка на Байкальскую природную территорию и при этом существенно улучшится использование рекреационного потенциала этого уникального региона.
Слайд 12
Как я уже говорил в начале этого доклада, Сибирский Федеральный округ остается лидером по уровню загрязнения водных ресурсов. Чтобы исправить эту ситуацию, в регионе будет проведен ряд мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». В частности, будут созданы берегоукрепительные сооружения на Красноярском и Новосибирском водохранилищах, начато строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш и капитальный ремонт на других гидротехнических сооружениях федерального и регионального значения.
Всего на реабилитацию водных ресурсов, модернизацию гидротехнических объектов и развитие государственной наблюдательной сети Сибирского Федерального округа в 2013 году будет направлено свыше 4 млрд. руб.
Слайд 13
В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий – эффективная форма природоохранной деятельности.
В настоящее время в границах Сибирского федерального округа расположены 853 ООПТ различных уровней и категорий. При этом наиболее ценные природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах федеральной системы ООПТ. В нее входят 21 государственный природный заповедник, 7 национальных парков и 16 федеральных заказников.
До конца 2020 года на территории округа планируется создать еще 3 заповедника и 4 национальных парка.
Слайд 14
В то же время существует ряд серьезных проблем, которые из года в год оказывают негативное влияние и мешают эффективному развитию всей сложившейся системы ООПТ. В первую очередь, я говорю о пожарах. Только с начала этого года на территориях 12 заповедников и национальных парков Сибирского федерального округа было зафиксировано 35 случаев возникновения природных пожаров. Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом этот показатель снизился (в 2012 за тот же период зафиксировано 53 пожара), он все еще далек от того, чтобы говорить об обеспечении системного контроля над ситуацией.
Еще одной серьезной проблемой является браконьерство и другие нарушения режима особой охраны.
В 2012 году на территории Сибирского Федерального округа было зафиксировано почти полторы тысячи экологических правонарушений. В основном это – случаи, связанные с незаконной рыбалкой (почти 150 случаев), самовольными рубками леса (68 случаев) и незаконной охотой (62 случая). (В общей сложности на нарушителей наложено более 1,5 млн. руб. административных штрафов, им также предъявлены иски о возмещении ущерба природным объектам на общую сумму 3,3 млн. руб.) В прошлом году по выявленным нарушениям было возбуждено 63 уголовных дела.
Слайд 15
На данном слайде обозначены комплексные меры, которые предпринимает Минприроды России для уменьшения экологического ущерба, наносимого территориям ООПТ пожарами и правонарушителями. Помимо прочего, в июне этого года Государственной Думой в первом чтении был принят разработанный Минприроды России законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности для нарушителей режима ООПТ, а также расширение полномочий инспекторов.
Слайд 16
Нужно сказать, что общая ситуация с пожарами в Сибирском Федеральном округе представляет серьезную угрозу экологической безопасности региона. По статистике, на этой территории возникает 35% от всех лесных пожаров в стране. При этом чаще всего (в 54% случаев) виновниками пожаров является население, а 14% возгораний возникают из-за сельхозпалов. Наибольшее количество пожаров сосредоточено в Забайкальском крае – 119 случаев на площади 46 тысяч гектар. Промежуточные итоги текущего лесопожарного сезона в Сибирском Федеральном округе представлены на слайде. (В двух словах ситуация выглядит следующим образом: в 2013 году в СФО возникло около 2 тысяч лесных пожаров, в общей сложности огнем пройдено почти 128 тысяч га).
Из нераспределенного резерва субвенций субъектам округа в текущем году было дополнительно выделено более 222 млн рублей на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Эта мера дала определенный положительный результат. По данным Рослесхоза, средняя площадь одного лесного пожара на территории федерального округа не превысила 70га.
Также хочу добавить, что высокое количество лесных пожаров часто объясняется тем, что у региональных властей нет объективной информации о развитии лесопожарной ситуации. Соответственно, они не могут принимать своевременные управленческие решения по организации борьбы с огнем. В этом году, после завершения пожарного сезона, мы с коллегами из Рослесхоза внимательно оценим результаты по каждому субъекту Российской Федерации. Если выяснится, что в отдельных регионах работы по профилактике и своевременному реагированию не были проведены должным образом и стали причиной распространения пожаров, то последствия могут быть самыми серьезными – вплоть до изъятия полномочий по лесному хозяйству.
Слайд 17
Большой ущерб экологии и экономике Сибирского федерального округа наносят незаконные рубки. В 2012 году на округ приходилась почти половина случаев незаконно заготовленной древесины.
Минприроды России разработало и внесло в Правительство Российской Федерации законопроект «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим документом предполагается создание системы контроля за оборотом круглых лесоматериалов.
Указанным законопроектом на всех участников оборота круглых лесоматериалов, кроме граждан, осуществляющих заготовку древесины для личных нужд, возлагается обязанность по учету круглых лесоматериалов. Эти данные создадут основу для введения специального идентификатора в товаросопроводительном документе, который позволит отследить происхождение круглых лесоматериалов по договорам купли-продажи, вплоть до лесных участков.
Слайд 18
На последнем слайде представлена информация о состоянии охотничьих ресурсов. Следует отметить, что в округе расположено 30% от общей площади всех охотничьих угодий России (больше 470 тысяч га). При этом численность основных видов охотничьих животных (таких как соболь, северный олень, благородный олень, лось, косуля, кабан) в регионе остается не высокой, хотя потенциал для роста популяций крайне большой.
В рамках работы по совершенствованию охраны и воспроизводства животного мира, Минприроды разработало ряд поправок в федеральный закон «Об охоте...». В июле этого года они были утверждены Президентом. Суть предлагаемых поправок заключается в расширении полномочий егерей охотничьих хозяйств с целью усиления охраны охотничьих ресурсов. Принятие этого документа положит начало долгожданному реформированию охотничьей отрасли России и повысит эффективность борьбы с браконьерами.
Слайд 19
В заключение этого доклада следует отметить, что вступление в силу законопроектов по ключевым направлениям природоохранной политики Российской Федерации, позволит ощутимо снизить негативное воздействие на окружающую среду не только в Сибирском Федеральном округе, но и на территории всей страны. Без радикальных изменений в этой сфере, необходимость которых сегодня очевидна практически всем, уже не обойтись. В противном случае мы рискуем безнадежно ослабить уникальный природно-ресурсный потенциал России, который пока еще остается нашим убедительным конкурентным преимуществом перед другими странами.
Спасибо за внимание!