Новейший вид экспансии

Новейший вид экспансии - фото 1Алексей Лапшин о связи борьбы за экологию и геополитики

Печально видеть, как потрясающая, таинственная земля Арктика становится одним из главных мест схватки за тающие ресурсы планеты. Финансовый спрут добрался и до ледяной пустыни, во всех смыслах прекрасно далёкой от современной цивилизации.

Конечно, Арктика уже давно является объектом конкуренции, но в прежние времена здесь было замешано много романтики. Это и освоение севера, и идеологическое противостояние Советского Союза с Западом. (Помню, как в детстве зачитывался романами «Арктический мост» А. Казанцева, «Два капитана» В. Каверина)…

Но сегодня эта романтика, за редким исключением, в прошлом. И Россия, и Запад рассматривают Арктику как территорию хищнической эксплуатации в интересах гигантских корпораций. В условиях мирового кризиса значение богатых ресурсами арктических территорий возрастает. (Арктический шельф содержит 90 миллиардов баррелей нефти и полтора триллиона кубометров природного газа)

Естественно, после распада СССР позиции России ослабли и в ледяной пустыне. Закономерно, что этим сейчас пытаются воспользоваться западные конкуренты.

Конфликт вокруг арестованного российскими пограничниками судна Arctic Sunrise и его экипажа с большой долей вероятности имеет провокационный характер. Во всяком случае, давно замеченная избирательность акций Гринпис даёт достаточные основания для таких предположений. Судите сами.

Широко известный Киотский протокол 1997 г., предусматривающий сокращение выбросов парниковых газов, больно ударил по главным экономическим конкурентам США – Евросоюзу и Японии. Теперь европейские и японские предприятия, вынужденные покупать дополнительные квоты на выбросы, несут убытки. США, не ратифицировавшие протокол, от этих расходов избавлены.

Гринпис сыграл большую роль в формировании мирового общественного мнения, и словом и делом доказывая необходимость киотских соглашений. Между тем, на практике оказалось, что Киотский протокол не уменьшил загрязнение природы. Просто одни теперь платят за отравление планеты больше, а другие продолжают действовать без всяких ограничений. Можно привести достаточно фактов, так или иначе подтверждающих версию об использовании Гринпис и вообще экологического движения в интересах транснациональных корпораций или непосредственно США. Достаточно поднять вопрос о финансировании.

Экологи, как известно, отрицают получение каких-либо средств от государств и корпораций. Однако совершенно очевидно, что Гринпис - организация очень состоятельная и существует не за счёт хиппующих бородачей, сбрасывающихся «по десятке» у костра. Ясно, что в движение вкладываются серьёзные средства. Обычно финансирование подобных структур осуществляется через всевозможные формально нейтральные фонды. Не секрет, что одним из главных спонсоров американского Гринпис выступает фонд МакАртуров, возглавляемый бывшим шефом разведки Госдепартамента.

Как бы там ни было, роль экологов сегодня сводится к формированию общественного мнения. Довольно часто это мнение подозрительно совпадает с интересами мощных политических и финансовых центров и далеко не бесспорно с точки зрения науки. (Взять хотя бы бесконечные спекуляции на тему глобального потепления). При этом рядовые активисты экологи могут руководствоваться лучшими, гуманными побуждениями и не подозревать об игре «за кулисами».

Но вернёмся к Арктике и конкретно к конфликту вокруг арестованного экипажа Arctic Sunrise. Нынешняя российская власть – безжалостный, но далеко не самый сильный и опытный хищник в глобалистском мире. Тем не менее, в данном инциденте она пока ведёт себя вполне логично и уверенно. Разумеется, обвинение экологов в пиратстве неправомерно, но с политической точки зрения вовсе не безумно. Режим желает продемонстрировать упорство в Арктике. Так что те, кто кричат о неадекватности, «сумасшествии кремлёвских тиранов», либо просто не понимают проблемы, либо лоббируют интересы внешних конкурентов. Вспомним недавнее заявление профессора Сергея Медведева о желательной передачи российской территории в Арктике под международную юрисдикцию. Главный аргумент – ухудшение экологической ситуации под российским управлением. Не оспаривая этот тезис, многие авторы уже обратили внимание на то, что так называемые передовые технологии вовсе не страхуют от экологических катастроф. Самые известные относительно недавние примеры – Мексиканский залив и Фукусима. Кажется, перед нами начинает вырисовываться новый вид экспансии – захват пространства под видом защиты природы.

Безусловно, активисты Arctic Sunrise должны быть освобождены как можно скорее, однако не следует путать борьбу за гражданские права с международными разборками олигархов и геополитическими играми.

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить