В последние 6 лет мы очень активно рассматривали те барьеры, те сложности с которыми сталкиваются наши застройщики, которые реализуют большие проекты, вот в том числе о чем говорил Владимир Кошелев, которые даже построив те или иные объекты социальной инженерной инфраструктуры к сожалению не всегда могут легальным образом передать соответствующие объекты на баланс муниципальных властей и я еще раз говорю, тем более не возможно на сегодняшний момент применить механизм государственно частного партнерства, по тому, что за любыми не формальными договоренностями о которых говорил Владимир, тут же приходит прокуратура и у нас есть уже не однократные примеры и в Ханты-Мансийском автономном округе и в Астрахани и в той же Самарской области, когда казалось бы очень правильный посыл со стороны власти и здесь Владимир прав, иногда власть хочет реализовать эти объекты, и правильно выстроить сотрудничество, но отсутствие законодательной базы на федеральном уровне, отсутствие законодательной базы на региональном уровне делает эти договоренности ну по большому счету не легитимными.
{youtube}n32w4FdZVB4{/youtube}
И так, уважаемы коллеги, я начну с того, что выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме президент отметил приоритетность развития для государства инфраструктурных проектов и их поддержку со стороны государства, почему я об этом, потому что именно развитие инфраструктуры, всей инфраструктуры для комплексной застройки является базовой задачей, тем самым не обходимым и порой достаточным условием для того что бы этот комплексный проект стал успешным, в частности что сказал Владимир Владимирович Путин, мы будем снижать административные барьеры и совершенствовать административную процедуры, повышать качество управления, снижая соответствующие сдержки и мы наконец будем развивать инфраструктуру, мы будем работать и в регионах Российской Федерации и по другим направлениям, конечно это требует ресурсов, но повторяю еще раз, мы постараемся, это такая задача, как бы взаимоисключающая но мы все таки постараемся выбрать такой усредненный путь развития, который позволил бы нам и базовые условия сохранить и обеспечить источники финансирования для реализации тех задач главным образом в инфраструктуре о которых я сказала. Я специально полностью взяла эту цитату, для того, что бы сказать о том что мы инициировали вопросы связанные с развитием инфраструктуры в течении последних трех лет практически на каждом совещании с Владимиром Владимировичем Путиным и если в начале вопрос который мы ставили о том как создавать комплексное развитие и комплексно подводить инфраструктуру к большим проектам не вызывало понимание, то сейчас мы слышим это из уст лидера нашей страны и понимаем что теперь эта задача которую нужно практически реализовать входе нашей с вами совместной работы, в ходе законодательной деятельности и в ходе потом право применительной практики. О чем мы говорим сейчас, при формировании государственной жилищной политики, особенно новой государственной жилищной политики, нам необходимо образовать системный комплексный подход, и это касается не только вопросов застройки и развитии территории о чем говорил Игорь Николаевич, нам необходимо наложить все те планы , которые у нас сейчас выстраиваются по развитию коммунальной инфраструктуры, я очень порошу сегодня Людмилу Соловьеву более подробно рассказать о тех планах комплексного развития коммунальной инфраструктуры, которая сейчас принимаются во все субъектах Российской Федерации в соответствии с принятым законом, планом развития дорожной сети, планом развития социальной инфраструктуры, все эти системные планы необходимо наложить один на другой, и дальше понять, где они точки роста и где они эти точки комплекса, прорывные проекты которые сделают более грамотный подход при консолидации различного рода ресурсов, то есть мы должны не размывать ресурсы тонким слоем о чем говорил Игорь Николаевич, а мы должны с консолидировать и получить максимальный эффект по снижению цены квадратного метра , я напомню по 600 указу у нас есть ориентир, который говорит о том, среднюю себестоимость нужно снижать на 20 процентов, делать жилье более доступным, но при этом достаточно комфортным, что такое комфортное жилье это когда создана базовая среда обитания, где есть и социальная инфраструктура, где есть объекты досуговая, где есть нормальная транспортная доступность ну и естественно я даже не говорю о том что нужны соответствующие инженерные инфраструктуры. И так в рамках дискуссии я предлагаю обсудить ключевые вопросы реализации комплексного освоения территории инфраструктурного обеспечения как я уже сказала, предлагать механизм решения, сформулировать основные направления взаимодействия бизнеса и власти при реализации освоения комплекса освоения территории и в целях жилищного строительства. Нам необходимо свами решить, как преодолеть те барьеры и достичь максимального результата, я бы хотела коротко сказать о том, мы проанализировали нашей рабочей группой основные проблемы и я бы хотела просто ознакомить вас, что с нашей точки зрения является базовым, первое это правовое регулирование проектов комплексного освоения территории, без базового правового регулирования мы вряд ли с умеем двигаться дальше. Я напомню что 15 апреля 2013 года создана рабочая экспертная группа при правительстве совета Российской Федерации по развитию малоэтажного жилищного строительства эконом класса в рамках открытого правительства и мы проводили выездное заседание в Калуге как раз для того, что бы посмотреть основные барьеры, которые существуют в этой деятельности. Я напомню что в саму рабочую группу входят представители бизнеса сообщества, банковского сектора, государственных институтов развития и органов исполнительной власти. И так, деятельность группы, которая направлена на формирования как раз плана мероприятий предложила некоторую дорожную карту в которую в первую очередь в правовом поле входит и обобщение и формирований понятийного аппарата и регулирования правовых режимов соответствующих институтов, второе, градостроительная подготовка земельного отношения, собственно дальше сам процесс строительства по этим направлениям будет вырабатываться предложение , дальше вопросы связанные с государственной регистрацией на объекты недвижимости, вопросы связанные со стимулированием спроса на малоэтажное жилье, и то о чем я уже сказала и практически то что упущено во всех основных программах это вопросы дальнейшей эксплуатации созданных объектов недвижимости и комплексных вот этих вот проектов, управление этими проектами. Здесь речь идет о том, что на настоящий момент законодательство недостаточно урегулирована вот в этой части, если мы просто перенесем те механизмы которые сейчас существуют, при управлении многоквартирными домами, боюсь что не всегда мы сможем эффективно управлять этими большими системами, а я напомню там есть вопросы и безопасного проживания, там и есть вопросы и эффективности в том числе энерго эффективности, ну и просто комфортного проживания. В рамках рабочей группы будет реализовано расширенные выездные заседания , ближайшее заседание будет в Самаре с участием Игоря Ивановича Шуваловым где мы будем докладывать уже итоги в том числе нашего сегодняшнего совещания и те предложения которые мы предлагаем реализовать в ходе совершенствования нормативной базы. Мы так же договорились о том, что мы берем по некоторой патранированные пилотные проекты в различных субъектах Российской Федерации, крупной комплексной застройки для того, что бы на них отработать вот эти модельные предложения и реализовать их в качестве мониторинговых процедур дальше в конкретные предложения которые можно будет в дальнейшем изменить в том числе нормативные требования как правильно говорили наши коллеги к объектам инженерной инфраструктуры, потому что действительно завышенные требования на сегодняшний момент ложатся тяжелым бременем на застройщика. Следующее предложение которое мы предлагаем в качестве конкретизации задач, первое это устранение барьеров законодательного, административно, и иного характера затрудняющего реализацию проектов комплексного строений территорий под организованную жилищную застройку, снизить себестоимость строительства , соответственно стоимость одного квадратного метра не снижая при этом его качество. Содействовать комплексного освоения территории в целях массового жилищного строительства эконом класса, содействовать инфраструктурному обеспечению проектов комплексного освоения территорий с использованием механизмов государственно-частного партнерства, стимулировать платежно способный спрос и содействовать развитию ипотечного кредитования, увеличить показания по объемам ввода, в том числе малоэтажного жилья эконом класса в регионах в 2013-2014 годах, и осуществлять в регионах долгосрочные комплексные инвестиционные проекты, что будет в том числе способствовать развитию городских агломераций, о чем так же в своем выступлении говорил Игорь Николаевич Слюняев. В рамках рабочей группы был проведен детально анализ проблем и подготовлены следующие предложения, в частности вашему вниманию предлагается законопроект о внесении изменения в статью 396 налогового кодекса Российской Федерации земельный налог для крупных проектов комплексного освоения территорий, срок реализации который превышает три года, в части освобождения от применений повышающих налоговых процентов для земельных участков, используемых крупных проектов, так называемые комплексные освоения территории , в которых участвует не менее 500 единиц малоэтажного доступного жилья. Коллеги цифры которые мы сейчас предлагаем, это дискутированная цифра, но сам факт о том что мы предлагаем проекты комплексного освоения соответствующим образом стимулировать в том числе налоговым образом, я предлагаю вам проанализировать предложения, либо согласиться либо нет, мы считаем что это будет эффективной мерой. Следующий слайд, правовое регулирование проектов комплексного освоения территории, в действующем законодательстве отсутствует понятие комплексное освоение территории в целях жилищного строительства и комплексное освоение территории, отсутствует регулирование правового режима таких институтов, на практике сегодня, освоение на территории в целях жилищного строительства идет по двум направлениям , первое, комплексная застройка производится в рамках регулирования в земельном кодексе Российской Федерации института предоставления на аукционе права аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в рамках такого института существует пусть не совершенный но механизм регулирования отношений между застройщиком и муниципалитетом по освоению такого земельного участка, но по сути все таки понятийные договоренности, в данном случае имущества общего пользования созданы застройщиком на таком земельном участке и в первую очередь инфраструктура дороги, коммунальной инфраструктуры, могут передаваться в муниципальную собственность на правовых основаниях. Второе, комплексное освоение территории осуществляется на землях находящихся в частной собственности, вот в данном случает отношение между застройщиком и муниципалитетом ресурс снабжающими организациям в настоящее время вообще не регулируется, то есть мы говорим о том что комплексное освоение территорий на частных землях практически сейчас в правовом поле не регулируются и по большому счету не возможна. Застройщики отмечают серьезную проблемы, как финансирование строительства имущества общего пользования таких проектов, ну в частности коммунальной инфраструктуры, так и дальнейшее управление таким имуществом. То есть мы понимаем, казалось бы с точки зрения заемщика и те кто финансирует данные проекты, если земля в частной собственности это более интересный актив для финансирования таких проектов, а дефакта, отсутствие правового регулирования делает такие комплексные проекты менее управляемыми и менее прогнозируемыми и мы считаем что нам нужно законодательно обеспечить соответствующее развитие этого направления. При этом комплексное освоение территории является по сути деятельностью развития большой территории в определенных целях, в частности жилищного строительства или промышленное строительство, в ряде субъектов Российской Федерации муниципальное образование полагает что комплексное освоение территории это вид разрешенного использования земельного участка, который накладывает на застройщика дополнительное обременение, это правоприменительная практика, мы с ней столкнулись соответствующим образом это приводит к серьезным затруднением в реализации проектов. При этом на аналогичных по площади планированных размещений строительства может выполняться без соответствующего разрешения даже без межевания территорий, если соответствующий застройщик договорился с органами местного самоуправления. То есть мы понимаем что тот застройщик который хочет легально прозрачно и законно вести свою деятельность в данном случае не конкурентно способен, потому что он не прописан в правовом поле у него нет соответствующих гарантий о том что построенные объекта, например социальной инфраструктуры или например транспортной инфраструктуры или инженерные инфраструктуры в дальнейшем будут выкуплены, а значит он вынужден перекладывать эту цену на сегодняшний момент на цену квадратного метра, это факт, это то что мы имеем в реальности и по этому предлагая соответствующее законодательное изменение мы хотим таким образом закрепить законодательно, что построены объекты социальной инженерной и другой инфраструктуры при комплексном освоении территории, при механизмах государственно-частного партнерства должны будут выкупаться соответствующими органами государственной власти, муниципального , регионального или федерального, если таковое прописано как раз в развитии территории, я еще раз говорю, если принят план комплексного развития территории и это заложено, то автоматически по прописанным законодателем процедурам, о которых я скажу позже этот объект будет выкуплен у застройщика. В частности, мы предлагаем дать следующее определение самому процессу комплексного освоения территории , потому что я напомню, сейчас в законодательстве это не прописано, и так мы предлагаем, в законодательстве закрепить, что комплексное освоение территории, является деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, осуществляемым на земельных участках , смежных земельных участках, находящиеся в государственной, муниципальной или частной собственности, включающих в себя подготовку документации по планировке территории, выполнения работ по обустройству территорий по средству строительства, инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования. Этот абзац мы предлагаем включить законодательно, что он означает в дальнейшем для объектов комплексного освоения территорий, мы предлагаем внести в правительство Российской федерации проект нормативного акта, например постановления правительства Российской Федерации предусматривающего меры государственной поддержке комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства по аналогии с постановлением правительства 265, который принят 5 мая 2007 года об экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства. Эксперимент прошел, он пошел успешно им сумели воспользоваться те кто собственно говоря готовили этот проект постановления и те кто сумели грамотно реализовать его, я вам хочу сказать, что именно на этих экспериментальных площадках, удалось реализовать то, о чем я говорила ранее. В частности какие критерии для комплексного освоения территории предлагает наша рабочая группа, первое проект комплексного освоения территории в целях малоэтажного строительства жилья эконом класса общей площадью не менее 50 000 квадратных метров и создания комфортной среды проживания( строительства объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства), второе критерии для комплексного освоения территорий это совокупность земельных участков для комплексного освоений территорий, прилежащему юридическому лицу, осуществляющему реализацию проекта на праве собственности или ином законном основании, категории земельных участков, земли населенных пунктах. Третий момент, наличие документации о планировки территории комплексного освоения, должен быть соответствующий нормативно правовой акт. Реализация проекта предполагает, строительства жилья эконом класса не менее 70 процентов от общего объема жилья. Доля жилых объектов имеющее максимальную стоимость одного квадратного метра жилого помещения не превышающую среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленного министерством регионального развития и составляет не менее 10 процентов и плотность застройки на территории составляет не менее 1000 квадратных метров на гектар. Это те предложения которые были выработаны, я еще раз говорю, рабочей группой, они дискутированы, но я хотела бы что бы мы с чего то начали, с некоторых позиций, которые в дальнейшем можно будет развивать, иначе отсутствие каких то цифровых показателей никогда не позволят нам описать, а что собственно является комплексным освоением территории. Говоря о понятийном аппарате хочется так же отметить что в действующем законодательстве отсутствует этот четкий понятийный аппарат, в том числе в отношении типах жилых зданий, и типах жилищного строительства, особенно малоэтажного жилищного строительства, мы насчитали 5 различных определений малоэтажного жилищного строительства, что означают эти различные трактовки, это означает, что в тот или иной момент когда вы будете реализовывать свои большие проекты, вложите достаточно серьезные инвестиционный ресурс, к вам может прийти прокуратура и оспорить соответствующий принятое решение на основании соответствующих трактовок законодательства, я считаю, что это абсолютно не допустимо со стороны нашего законодательства нужно убирать различные трактовки и вводить единый типовой понятийный аппарат, жилищный кодекс, градостроительный кодекс, земельный кодекс, имеет противоречивый как я уже сказала, различные трактования и в том числе в зависимости о количества жилых единиц и жилых зданий, этажности зданий, где то это 3+1, где то 3, а так же вида застройки, индивидуальный застройщик, профессиональный застройщик, трактуется все это по разному. Вместе с ней мы понимаем что особенно в целях малоэтажной застройки сейчас формируется очень серьезный тренд и нужно четко описать, что такое блокированная застройка, что такое малоэтажная застройка до трех этажей, и что относить к малоэтажным застройки и каким образом различать профессионального застройщика от просто застройщика. При этом законодательно сейчас не регулируется понятие малоэтажной жилищной строительства не введено понятие организованно многоэтажной жилой застройки малоэтажного жилого комплекса территории малоэтажного жилого комплекса и что ведет в дальнейшем я еще раз говорю в различные трактовки и сложности при реализации такого рода проекта. Мы подготовили соответствующие предложения и предполагаем внести их в осеннюю сессию для формирования единого понятийного аппарата. Теперь несколько слов о регистрации прав на возводимые на землях населенных пунктах жилые дома блокированные застройки и различные подходы которые выявляются например при деятельности федеральной службы государственной регистрации кадастр и картографий к порядку их оформлений, причиной явилась не четким разграничением многоквартирного дома и дома блокированного застройки действующем законодательстве, а так же отсутствия процедур учета оформления домов блокированной застройки. Так же серьезные практически сложности вызывают создание малоэтажных квартирных домов с квартирами и с отдельным входом на земельный участок, что является общей практикой для Европы например, то есть с приквартирными земельными участками, в действующем законодательстве отсутствуют механизмы оформления таких земельных участков в собственность собственников квартир. Для решения данных вопросов предлагается сформулировать в градостроительном кодексе Российской Федерации четкое определение малоэтажных жилых объектов организованной многоэтажной жилой застройкой и других необходимых понятий. В качестве понятийной организованной малоэтажной жилой застройки предлагается следующий текст. Мы вывесим этот текст на сайте, для того что бы проще работать, но я хотела бы просто остановиться на основных, ключевых понятиях. Организованная малоэтажная застройка – это смежные земельные участки застройка которая осуществляется одним застройщиком в едином архитектурном композиционном стиле в соответствии с документацией по планировки территории, разработанной и утвержденной в порядке установленного градостроительным кодексом Российской Федерации, вот такой текст предлагается для дискуссии и обсуждения. Вопрос налогообложения при осуществлении комплексного освоения земельных участков, часто в рамках комплексного развития территорий застройщик самостоятельно осуществляет строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, однако если застройщик осуществляет реализацию проектов на земельно участке принадлежащей ему на праве собственности и намерен безвозмездно передать объект инфраструктуры в государственную или муниципальную собственность он не имеет возможность этого сделать, так как такая передача облагается налогом на добавленную стоимость и застройщик не имеет возможность учесть понесенные расходы при налогообложении налогом на прибыль, то есть мы понимаем, что соответствующие объекты мы строим с а) с НДС и б) из прибыли. В связи с этим, то есть уже не говорю о том, что вообще то это должно делать государство при комплексном своей территории, но даже сейчас в сложившейся ситуации это уже бременем ложиться на цену квадратного метра. В связи с этим необходимо выработать механизм передачи возводимых ими объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, в государственную или муниципальную собственность или компаниям представляющим коммунальные услуги, обратите внимание, а это уже не государственные компания, без возникновения у застройщика налогового бремени. Кстати соответствующее поручение президента было дано 1,5 года назад и было поддержано министерством финансов и федеральной налоговой службы, но к сожалению пока дальше словестной поддержке соответствующего поручения дело не пошло, хотя мы предлагали по моему уже 4 различных варианта этих событий и мы считаем конечно что нужно простимулировать реальное принятие такого рода решений. Одним из таких механизмов может быть внесение изменения в налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвестора строительства и/или реконструкцию объектов транспортной, инженерной социальной, и коммунальной, бытовой инфраструктуры. Эти изменения должны предусмотреть 1) порядок передачи и документы основания для передачи 2) возможность передачи объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территории осуществляемого на государственных, муниципальных землях , так и на землях, участках принадлежащих застройщику на праве собственности 3) возможность признания расходов для налогообложения в текущем налоговом периоде 4) предоставление налогового вычета по НДС уплаченного поставщиками и подрядчиками при создании сетей, при безвозмездной передачи сетей в муниципальную либо государственную собственность. Действующая система налогообложения земельным налогом например создает серьезные трудности для реализации долгосрочных комплексных проектов освоения территорий, об этом я уже говорила, и мы предлагаем 396 статью налогового кодекса внести соответствующие изменения, в частности, я еще раз расскажу, это предложения при комплексном освоении территории срок реализации который превышает 3 года, освободить от применения превышающих налоговых процентов для земельных участков используемых при комплексном освоении территории. Это всё те механизмы которые мы считаем будут сильно стимулировать вот такие большие комплексные проекты. Среди проблем реализации комплексного освоения территории в целях жилищного строительства, законодательное регулирование которой требует коллекция, так же можно выделить следующее: застройщику реализующему проект комплексного освоения территории необходимо разработать проект планировки и проект межевания территории, от этого зависит эффективная планировка территории, рациональное расположение на земельных участках различных объектов недвижимости, гармоничное сочетание в проектированном жилом комплексе объектов жилого, административного, коммерческого назначения, а так же общественных территорий. Своевременное утверждение документаций по планировке территорий позволяет быстро приступить к освоению земельных участков и привлечь заемное финансирование для ускорения развития территории, что в свою очередь дает возможность , предоставить приобретателям высококачественный продукт в виде жилья обеспеченного всей социальной и технической инфраструктурой. Однако в ряде случаев разработка, особо утверждение проектов планировке и проекта межевания территорий сталкивается со значительными трудностями в частности, принятие документации по планировке территории жестко увязывается с принятием генерального плана поселения, вместе с тем генплан является элементом затрагивающий интересы большого количества заинтересованных лиц и его принятие может существенно затягиваться, исходя из этого затягивается и принятие проекта планировке территории, и срок начала реализации проекта, что в свою очередь влечет увеличение затрат на строительство, дорожание стоимости жилья, но и соответственно иные негативные последствия. Рабочая группа предлагает в качестве решения данной проблемы законодательно закрепить возможность разрабатывать и утверждать проекты планировки и проекта межевания территорий не увязывая эти события с работкой или актуализации генерального плана поселения. Это достаточно спорный вопрос но коллеги утверждают что если это делать для крупных проектов, для комплексного освоения территории то это теоретически возможно, я хотела бы что бы мы сегодня тоже обсудили эту инициативу. В 2012 году было отменено требования о подготовке градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка при размещении линейных объектов. Внесение данных изменений в градостроительный кодекс, в соответствии с которым было исключено требование о подготовке градостроительного плана, но было указано что строительство линейных объектов осуществляется в соответствии с проектами на планировке территорий и привело это к тому, что деятельность по реализации строительство линейных объектов практически парализовано, это было связано с тем что проект планировке территории линейных объектов часто не были разработаны, порой их вообще и разработать было не возможно, так как коммуникации идут по сельскохозяйственным угодьям, лесам и тому подобное, и под час идут через несколько муниципальных образований, что усложняет их процесс соответствующего и разработки регистрации. Кроме того процедура разработки и утверждение проектов планировки территории занимают минимум 3 месяца, а разработки градостроительного плана 1 месяц, таким образом реализация утверждения правительства №982 от 15 октября 2010привела не к снижению административных барьеров, а де факту, их увеличению, это констатирует рабочая группа и я вынуждена об этом сегодня сказать. В настоящее время решение данного вопроса отнесено на конец в 2013 года, целесообразно отменить необходимость разработки проекта планировке территорий для линейных объектов, опять какие то инициативы рабочей группы которая требует нашего с вами сегодняшнего обсуждения. Способ решения данного вопроса в действующем законодательстве есть документы, акт выбран трассы и схемы размещения объекта при помощи которых можно решать данный вопрос, Агро строительный план и проект планировке территорий как отдельный документ для линейных объектов является излишними. Проекты планировки территории должны учитываться при прокладке трассы коммуникаций, но не должны разрабатываться специально для линейных объектов. Что касается регулирование земельных отношений, то в настоящее время имеются избыточные оперативные процедуры по установлению вида разрешенного пользования земельных участков, образованных в соответствии с проектом межевании территории для малоэтажной жилищной застройки, об этом наверно более подробно говорить Леонид Козенец поскольку это есть в дорожной карте, но хотелось бы просто остановиться на том, что рабочим предлагают необходимо четко разграничить виды жилых зданий как многоквартирный дом и дом блокированной застройки, просто это особенность малоэтажки, которая не указана сейчас в дорожной карте, мы предлагаем доработать дорожную карту, и указать в гражданском, жилищном кодексе порядок образования приквартирных земель, земельных участков и владение и распоряжение ими. В настоящее время как я уже говорила собственник земельного участка имеет право разделить большой земельный участок на множество мелких земельных участков без резервирования земельных участков для развития инженерной, социальной, дорожной инфраструктуры, затем такие участки продаются гражданам, для строительства жилых объектов, я напомню это знаменитая проблема земля без подряда. Это приводит к том, что появляется большие поселения в которых социальная инфраструктура не учтена и возможности дорожной, транспортной инфраструктуры так же не учтены. В этой связи необходимо отнести изменения в действующем законодательстве об исключении возможности раздела земельных участок для жилищного строительства по решению собственника, без соблюдения нормативов по развитию социальной, инженерной инфраструктуры предусмотрено градостроительным законодательством с выделением земельных участков для размещения таких объектов с учетом предполагаемого развития территории. То есть мы говорим о том что мало того что мы стимулируем легитимного и честного застройщика который хочет комплексно осваивать территории , мы считаем что нужно остановить вот это вот вакханалию связанную с продажей земельных участков без подряда который абсолютно уродует развитие территорий и не дает возможности рассчитать нагрузки на соответствующие сети. Я наверно буду сейчас заканчивать, потому что у меня подготовлено еще примерно столько же, работа и рабочая группа, я хочу что бы вы понимали она идет в режиме реального времени мы собираемся практически каждую неделю, по этому наработано очень много конкретных инициатив, но в завершении хочу сказать следующее, мы внесли сейчас закон о государственном частном партнерстве , мы его разрабатывали в течении 2 лет с министерством экономического развития напомню что именно на нашей встречи президентом Российской Федерации была выдвинута такая инициатива о том, что необходим закон о государственном частном партнерстве и президент поддержал эту инициативу, было дано соответствующее поручение и мы с министерством экономического развития в течении 2 лет разрабатывали этот законопроект. Надо сказать что в государственную думу правительства поступил сильно урезанный вариант этого законопроекта, что вызвало наше серьезное недоумение, почему, потому что вместо четко прописанных механизмов мы получили общую декларацию которая позволяет под государственное частное партнерство ну по большому счету вписать сейчас туда все что угодно, наша фракция выступила достаточно жестко с тем, что нам необходим этот закон потому что он является серьезным стимулом для развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, для крупных инфраструктурных проектов, это действительно необходимые условия проекта для развития страны, но он должен быть существенным образом доработан и поэтому сейчас в частности я возглавляю эту работу, группа работы этого законопроекта, общего законопроекта государственно частного партнерстве и к сентябрю мы предполагаем совместно с правительством Российской Федерации с профильными министерствами ведомств, экспертным сообществом, все таки вернуть в этот законопроект, четко прописанные конкурсные процедуры, вопросы связанные с собственностью нате объекты которые возникают , а я напомню что это сейчас важная проблема, вопрос передачи этих объектов, то о чем говорил Владимир Кошелев, когда создан объект например детский садик или школа и нету механизмов передачи этих объектов ил даже выкупа этих объектов, долгосрочное в лизинг о чем говори Игорь Николаевич, сейчас по законодательству де факта это все является не совсем в установленном порядке , хотя на практике мы видим такие ситуации но по сути это нарушение законодательства и не прописав это в механизм государственно частного партнерства где будут четко описаны обязанности публичного партнера, частного партнера и управление тем объектом который возникает входе этого государственно частного партнерства. Приняв это закон следующим шагом мы предполагаем внесение в законопроект о государственно частном партнерстве при комплексном освоении территории, по этому сегодняшняя наша с вами работа, а я считаю что мы собрались не просто для того что бы поприветствовать друг друга а поработать вместе, ляжет в основу вот этих двух законопроектов и на мой взгляд должно послужить существенным стимулом к развитию комплексного освоения территорий.
25-26 июня 2013 года в доме отдыха в поселке Дорохово Рузского района Московской области прошло Всероссийское совещание «Комплексное освоение территорий – приоритетное направление развития жилищного строительства в России. Прямой диалог власти и бизнеса». Организаторами мероприятия выступили Министерство регионального развития РФ, «Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства» (НАМИКС) и Госстрой.