"Незванные гости урбанизации"

"Незванные гости урбанизации" - фото 1Интервью с Московским Ю.В., директором проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»(http://dobrososedstvo.com), ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве

 

 Информацию о деятельности Фонда развития международных связей «Добрососедство и Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве регулярно публикует информационно-аналитический портал «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.info)

 

О проблемах современной миграции и путях их решения рассказывает директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.com), ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве Юрий МОСКОВСКИЙ (Московский Юрий Викторович),

— Миграционные процессы в России, как и в большинстве стран мира, шли всегда. Но особенно интенсивный характер они приняли в связи с начавшейся урбанизацией, решающим образом повлиявшей на всю историю нашей страны.

Эти процессы совпали с промышленным подъемом начала XX века, приняв лавинообразный характер во время Первой мировой войны и революции 1917 года. В результате, например, Москва возросла численно с миллиона жителей в конце XIX века до почти пяти миллионов к 1941 году, а в целом за этот период на территории современной Российской Федерации доля городского населения увеличилась с 10 до 35 процентов...

При анализе ситуации следует учитывать, что конфликты, которые возникали всегда и возникают ныне между горожанами и приезжими, связаны не столько с разницей в национальных культурах, сколько в различии между культурой городской и сельской, между уже укоренившимися жителями и «лимитчиками», опирающимися зачастую не на традиции сельской соседской общины, а на кровнородственные связи и традиции «кумовства». Русская городская культура постепенно нивелирует эти отличия, но для этого требуется время и осознанная государственная политика.

В 1989 году население Москвы насчитывало почти 9 миллионов человек, а по переписи населения 2010 года, в столице проживало почти 11 миллионов 500 тысяч человек, из которых 92 процента относят себя к русским. В области таковых — 93 процента. Ныне в столице живут 9,5 миллиона постоянно зарегистрированных граждан России. До 500 тысяч российских граждан находятся в столице по временной регистрации, а более одного миллиона россиян живут и работают в Москве безо всякой регистрации. К этому следует добавить еще 600-800 тысяч жителей Московской области, ежедневно приезжающих в Москву на работу, среди которых есть и ино­странные граждане.

В настоящее время, согласно экспертным данным, в столице находится до миллиона иностранных граждан, из которых примерно 600 тысяч состоят на учете в УФМС России по г. Москве (что на 30 процентов больше аналогич­ного периода прошлого года), а большинство оставшихся вовсе не «нелегальные мигранты», а граждане Украины и Беларуси, которые могут находиться на территории нашей страны до трех месяцев без регистрации. К полноценным «нелегалам» можно отнести лишь 10-15 процентов от общего числа иностранцев.

Считается, что в Москве, где находится 8 процентов всего населения страны, сосредоточено четверть всех иностранцев, находящихся в Российской Федерации, а во всем Московском регионе — более 1/3 из них. Вопреки сложившимся мифам, сейчас основная проблема столицы не «нелегальные иностранные мигранты», а нелегально работающие иностранные граждане. О масштабах явления говорит то, что по квоте трудятся около 170 тысяч иностранцев (квота примерно 200 тысяч, и она полностью не выбирается). Да плюс патенты, да граждане Таможенного союза и те, кто имеет вид на жительство, что уравнивает их в правах на трудоустройство с российскими гражданами. Так что нелегально работающими оказывается примерно половина из всех иностранцев Москвы. Впрочем, также работают без соответствующего оформления в столице и миллионы российских граждан. Так что в настоящее время основная проблема в столице не «нелегально находящиеся», а «без разрешения работающие».

Что же касается полноценных «ино­странных нелегалов», то правоохранительные органы так поставили свою работу, что для иностранца сейчас находиться в Москве без соответствующих документов все равно что водителю ездить без прав. Теоретически можно, но риски превышают издержки.

— Тем не менее, Юрий Викторович, такое количество приезжих, как россиян, так и иностранцев, сосредоточенных в Москве и иных крупных городах, порождает на­ряду с несомненной пользой ми­грации в целом немало проблем.

— «Проблема миграции», в том числе с помощью политиков и СМИ, превратилась в важный политический вопрос и мощный агитационный ре­сурс. Тема приезжих повсюду перешла в политическую плоскость, по­рождая ксенофобию, возрождая на­ционализм и приводя в конечном ито­ге к экстремизму и терроризму.

А так как все это без мифов не существует, то, как и положено, на тер­ритории всего постсоветского пространства складывается множество легенд о миграции. Позволю предположить, что Россия сейчас входит не в стадию межнациональных конфликтов, как утверждают многие, а у нас продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой — коренными го­рожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства, из сельской местности люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других крупных мегаполисах.

Причем происходящие ныне противоречия между приехавшими из Центральной Азии и Северного Кавказа весьма напоминают конфликты «москвичей» и «ленинградцев» с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросается в глаза, что некоторые публицисты даже стали называть иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.

Никто у нас в быту не ведет религиозных споров, на улицах Москвы царит полный «одежный плюрализм» - ходи хоть в парандже, хоть в бикини, можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в современную культуру мегаполиса или нет. Поэтому ничего удивительного нет в том, что среди выступающих за ограничение миграции «русских националистов» много тех, кто не является русским по национальности.

— Известно, что на протяжении последнего столетия в основном крестьяне Центральной России концентрировались в Москов­ском регионе...

— Да, это так. С 1897 по 2010 год население Москвы увеличилось с 1,04 миллиона в 1897 году до 11 514,3 миллиона, то есть в 11 раз. Население Московского региона соответственно выросло за тот же период с 2,4 милли­она до 18,607 миллиона, то есть почти в 8 раз. А численность проживающих на территории современной Российской Федерации за тот же период удвоилась, что вообще-то является показателем огромной жизненной силы русского, да и остальных народов, населяющих современную Россию.

Чтобы показать, откуда черпались людские ресурсы, приведу пример. За 1926-1989 годы население Москвы увеличилось в 4,5 раза, а население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской — более чем в полтора раза. Ехали в Москву жители татарских, башкирских и многих других деревень.

После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР, спала, на смену ей пошла волна другого национального, профессионального и психологического состава — жаждущие найти работу и уверенность в будущем из сельской местности и маленьких городов государств Центральной Азии. В социальной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации, отстали от мегаполисов лет на 30-40.

Начавшийся с 2001 года экономический подъем в России потребовал значительного количества рабочих на низкоквалифицированные и относительно низкооплачиваемые места. Российский рынок труда стали осваивать жители среднеазиатской сельской местности. В результате вновь вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложненные тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличаясь от местного населения, да к тому же в си­лу многих особенностей имея склонность к замкнутости и консолидации.

— В настоящее время органами законодательной и исполнительной власти принимаются меры для наведения порядка в этой сфере. Все ли аспекты проблемы учитываются при этом?

— Прежде всего, необходимо обратить внимание на деятельность Федеральной миграционной службы. Для эффективного выполнения стоящих перед нею задач требуется увеличение численности штатных со­трудников, занимающихся непосредственно вопросами, связанными с иностранной миграцией.

Решить проблему нехватки кадров и средств можно путем привлечения граждан к миграционному контролю. Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности в последнее время стали шире опираться на социально активных граждан. Так, например, при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве налажено взаимодействие между Миграционной службой и городским штабом народной дружины. Официальная структура Правительства Москвы координирует работу 18 тысяч столичных дружинников, создана «миграционная дружина». Также в этой работе задействованы опорные пункты охраны порядка (ОПОПы), объединяющие 10 тысяч москвичей. Хо­рошо себя зарекомендовали иные формы общественной помощи деятельности миграционной службы, например, организованная Комиссией по взаимодействию с молодежью и молодежными организациями ОКС студенческая и школьная практика в подразделениях УФМС.

С учетом того, что преступления, совершаемые иностранными гражданами, часто носят резонансный характер, способствуя росту межнациональной напряженности и экстремизму, накаляют внутриполитическую обстановку — более широкое привлечение населения к миграционному контролю поможет не только снижению преступности, но и уменьшит накал напряженности в этом вопросе. Для упорядочивания ситуации с организацией работы народных дружин назрел вопрос о принятии «Закона об участии граждан в охране общественного порядка», что немало поможет в этой деятельности, ведь в настоящее время добровольные дружины, опирающиеся на местное за­конодательство, действуют более чем в 50 регионах Российской Федерации. Их положительный потенциал необходимо в полной мере использовать в деле миграционного контроля.

Одной из важнейших проблем является эпидемиологическая обстановка, в немалой степени зависящая от контроля за миграционными процессами. О том, насколько это важно, говорит то, что, по мнению экспертов и данных статистики, ежегодно от заболеваний, напрямую и косвенно связанных с инфекционными, умира­ют от 500 до 700 тысяч россиян, ведь немалое число смертей от других причин на самом деле связано с ослаблением организма в результате заразных инфекций.

Целесообразно принимать целый комплекс мер. Часть из них должна за­тронуть работодателей — например, можно ввести штраф до 800 тысяч рублей для предпринимателей за прием на работу с поддельной медицинской книжкой, как и за нелегально работающего. Тогда они к выявлению фальшивок будут подходить куда внимательнее. Действенной мерой может стать штраф для медицинского учреждения, выдавшего справку о здоровье реально не осмотренному гражданину. Также требуется для упрощения проверки сформировать единый банк данных медицинских заключений, вы­даваемых иностранным работникам, сначала на региональном, а потом и федеральном уровне.

Для того, чтобы значительно уменьшить масштабы происходящего, не­обходимо, наряду с введением всеобщей диспансеризации населения, а также с реальной проверкой въезжающих к нам иностранцев усилить взаимодействие Министерства здравоохранения и Федеральной мигра­ционной службы, сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на тер­ритории РФ, с возможностью обращения в него в режиме «on line», а также обязать медицинские учреждения (прежде всего частные), имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний в соответствующие инстанции. Также необходимо создание системы обязательного медицинского освиде­тельствования тех иностранцев, кто приезжает в нашу страну для работы, ликвидации рынка фальшивых меди­цинских справок — это касается здоровья всех россиян, ведь от вируса не спасут ни охрана, ни специализированные клиники.

Крайне важной представляется организация медицинского контроля уже перед въездом потенциальных иностранных рабочих в Россию, для чего могут быть в полной мере задействованы создаваемые Фондом развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.comв соответствии с Концепцией миграционной политики Выносные единые миграционные центры (ВЕМЦ).

— Важнейшая причина нарушения миграционного законодательства - желание недобросовестных предпринимателей, пользующихся пробелами в законодательстве, получать максимальную прибыль. Ни для кого не секрет участившиеся случаи использования незаконных схем, например, фирм-однодневок при организации использования иностранной рабочей силы...

— Конкретные меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, высказы­вались на заседании Общественного совета столицы, проведенного по инициативе ОКС при УФМС России по г. Москве. Например, предложе­ния об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря документов). С фирмами-однодневками, у которых как у субподрядчиков якобы трудятся иностранцы, нужно бороться, введя ответственность для их генеральных подрядчиков - у которых, собственно, иностранцы и трудятся.

Сегодня для российских работодателей по-прежнему выгоднее привлекать иностранных рабочих, нежели наших сограждан. В этом случае снижаются обязательные налоговые выплаты. Поэтому необходимо уравнять налоговую нагрузку на работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан России.

Пользуясь пробелами в законодательстве, представители бизнеса в сфере ЖКХ, строительства и общественного питания в погоне за сверхдоходами нанимают персонал из числа приезжих, в основном из государств СНГ. При этом они не обеспечивают их жильем, да просто и элементарными удобствами. Вот и живут люди в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов, в подсобках. Эта ситуация, безусловно, порождена в первую очередь стремлением к незаконному обогащению со стороны управляющих компаний в сфере ЖКХ, в муниципальных органах власти, а также в органах правопорядка.

Так как одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу по пере­оборудованию нефункционирующих промышленных объектов под прожи­вание приезжих из российских регионов и иностранных граждан. Кроме этого, для стимулирования строительства общежитий для приезжих необ­ходимо упростить законодательство, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений. Отсутствие общежитий гостиничного типа порождает дефицит легального, дешевого жилья.

Численность населения всех стран бывшего СССР до сих пор, несмотря на значительный прирост в ряде стран Центральной Азии, в совокупной численности не дотягивает до численности населения СССР на момент распада. Тогда нас было 290 миллионов. В Российской Федерации ныне, по официальным данным, 143 миллиона человек, в остальных странах постсоветского пространства примерно столько же. И надежда на массовую миграцию из стран СНГ призрачна. Нельзя всерьез говорить о том, что народы Центральной Азии или Закавказья могут принять значительное участие в улучшении российской демографической ситуации. Несколько миллионов приезжих не смогут решающим образом повлиять на демографию в стране.

Естественный же рост собственного населения Российской Федерации за счет рождаемости всего на один процент в год даст ежегодно 1,4 миллиона человек. Это вдвое превышает ежегодный прирост всей Центральной Азии и Закавказья. При этом понятно, что не все родившиеся в этих регионах приедут в Россию. Так что нужно изыскивать внутренние резервы для роста населения и его рас­пределения по территории страны. Только внутренняя миграция и естественный прирост, связанные с внутренней мобильностью, включающей в себя не только перемещение, но и социальный рост, могут стать серьезным резервом для экономического продвижения вперед. А это означает реальное укрепление безопасности и рост благосостояния всех народов России.

Беседовал Николай ТАРАСЕНКО

Российская Федерация – сегодня №18, 2013 г. www.russia-today.ru http://www.russia-today.ru/article.php?i=525

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить