В "умном доме" живут умные жители. Эколог Александр Веселов в рубрике "ЭкоГрада" - письмо позвало в дорогу
В Уфе набирает обороты социальный конфликт жителей квартала «умных домов» с администрацией города и яблоком раздора в нем стало намечаемое строительство снегоплавильного пункта в Советском районе города. Инициативная группа жителей обратилась в Союз экологов РБ, как говорится, письмо позвало в дорогу, поскольку жителей «умных» домов беспокоит прежде всего неизбежное падение рыночной стоимости их жилья в связи со строительством на расстоянии около 200 метров снегоплавильного пункта, являющегося потенциальным источником загрязнения окружающей среды.
Надо сразу сказать, что рекогносцировка на местности несколько изменила наши былые заочные представления о причинах конфликта.
Во-первых, никакой площадной вырубки леса в зеленой зоне под данное строительство пока нет.
Во-вторых, проектная документация или хотя бы открытая информация о мощности снегоплавильного пункта, площади земельного участка и о проектных решениях отсутствует.
В-третьих, требования санитарных правил и норм в части соблюдения 100-метровой санитарно-защитной зоны от снегоплавильного пункта до жилых домов в данном случае соблюдено.
То есть, причина социального конфликта, как представляется, состоит в банальном невыполнении администрацией города обязанности проведения публичных слушаний по данному проекту согласно ст. 5.1. Градостроительного кодекса РФ, где ряд претензий общественности можно было просто снять. Жителей, по сути, поставили перед фактом, не проведя соответствующую разъяснительную работу. А между тем и градостроительное и экологическое законодательство предусматривает открытость принятия такого рода решений и учет обоснованного общественного мнения.
С экологической и санитарной точки зрения место такому объекту должно быть в промышленной зоне города с целью полного исключения влияния выбросов в атмосферный воздух, загрязнений почв и водных ресурсов, шума и вибраций от большегрузного транспорта, но в данной случае, администрация города решила сэкономить на логистике перевозок больших объемов снега и разместить данный объект между проспектом Салавата Юлаева и зеленой селитебной зоной, где расположены не только жилой квартал, но и парк Лесоводов, Ботанический сад, противотуберкулезный санаторий, что требует включения в намечаемый проект эффективных природоохранных мероприятий, минимизирующих экологический вред. Но об этом нигде и никто из официальных лиц не заявляет.
И вот еще что меня поражает. Полное отсутствие учета экологических фактором при застройке данного микрорайона заказчиком «умных» домов - Инвестиционно-строительной компании «СтройФедерация».
Чем думало руководство этой компании, размещая такие довольно дорогие смарт-дома фактически на промышленной территории в зоне повышенного антропогенного влияния такого мощного источника загрязнения и влияния на здоровье, как постоянно загруженная сплошным потоком транспорта автомагистраль по проспекту Салавата Юлаева.
К тому же, эти дома с прилегающими территориями построены в границах 300 - метровых санитарно–защитных зон (СЗЗ) прилегающих промышленно-транспортных баз с многими десятками большегрузных автомашин и автобусов Башавтотранса, Почты России, хлебозавода №21, в пределах 100-метровой СЗЗ автозаправочной станции. Между одним из смарт-домов и АЗС функционирует автодорога с интенсивным движением, на «красной линии» которой проживают сотни смарт-жителей. И вот парадокс - никто этими экологическими факторами не заморачивается, хотя именно эти объекты находятся как раз «под окном».
Мораль сей басни такова: и администрации города, и застройщикам, и жителям нужно наконец-то понять, что здоровье людей зависит не от благоустройства придомовых территорий, а в первую очередь от экологических условий проживания, и выбирать площадки для строительства любых производственных объектов следует вне селитебных и парковых зон.
А что касается снегоплавильного пункта, то такие природоохранные объекты, спасающие наши реки от весеннего залпового загрязнения, необходимо строить во всех городах республики, но с ливневой канализацией , эффективными локальными очистными сооружениями , системой улавливания выбросов в атмосферный воздух и оптимальной транспортной логистикой.
Александр Веселов
1 сентября 2022 г. Уфа