Рекордно быстрое падение мировых цен на нефть "официально" объясняется главной, если не единственной причиной катастрофически быстрого обесценивания рубля ко всем инвалютам. В любом случае, последствия этой тенденции очевидны для любых социально-экономических проектов и программ, для цен и тарифов в стране. Но только ли нефтяной фактор "роняет" рубль и, кстати, не соучаствуем ли мы в общемировом удешевлении нефти?..
Да, основные страны ОПЕК (Саудовская Аравия, Иран, Алжир, Кувейт, Катар, ОАЭ) и многие другие "нефтегазовые" страны не снижают добычу, уровень которой впрямую влияет на цены. Но у большинства из них имеется, своего рода, "подушка безопасности" - это рост производства и экспорта продуктов глубокой переработки нефти (ПГПН), которые на мировом рынке пользуются повышенным спросом и значительно дороже продуктов "сырьевых". Если в этих странах доля высокоиндустриального сегмента в общих доходах нефтяного сектора ныне превышает 40%, то в России эта планка - не более 25%.
Несмотря на это, в 2015-м добыча нефти и газового конденсата в РФ составила 534 млн т, что на 1,4% выше 2014 г. (по данным ЦДУ ТЭК). Конечно, такие объемы не могут не стимулировать падения мировых цен в условиях низкого спроса на нефтесырье. Но, в отличие от означенных стран, в РФ пока нет возможностей оперативно наращивать экспорт ПГПН. А в такой ситуации, у РФ более ущербное положение на нефтяном рынке, чем у других "нефтегазовых" стран.
Позицию основных добытчиков предметно резюмировал в "Уолл-стри джорнэл" (США) 16 декабря 2015 г. аналитик Даниэл Ергин, вице-председатель аналитической компании IHS: "...При ценах на уровне около 35 долл. за баррель страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией продолжают заявлять, что готовы рассмотреть вопрос о сокращении добычи. Но только в том случае, если то же самое сделают и другие. Но особых признаков того, что это происходит (т.е., что другие снижают добычу. Прим. ред.), не наблюдается. Основатель ОПЕК — Венесуэла активно призывает к сокращению добычи. Но все это — глас вопиющего в пустыне.
Иран также призывает соседние арабские страны сократить добычу. При этом он старается подготовиться к тому, чтобы как можно быстрее увеличить объемы своего экспорта, как только будут сняты санкции. Что, видимо, произойдет в ближайшие несколько месяцев... Россия постоянно заявляет, что сокращать добычу не намерена".
Вот и получается, что все... прямо или косвенно способствуют обвалу мировых цен на нефть?..
Но только ли цена нефти - "всепоглощающая" причина падения рубля? Если это так, как пытаются "втолковать" бесчисленные российские "эксперты" (по крайней мере, их преобладающая часть, беспроблемно допускаемая к "брендовым" российским СМИ...), тогда... чего, собственно, стоит реальная экономическая подпорка геополитических устремлений России? Во всяком случае, едва ли не массовые увольнения врачей, учителей, рабочих и инженеров во многих отраслях, продавцов билетов на городской транспорт, как и учащающиеся отмены бесплатного питания для школ, интернатов, быстро обесценивающиеся и без того мизерные пенсионные выплаты и т.п. "антикризисные" мероприятия - при традиционном сохранении начальствующих органов в этих (и во всех других) секторах - навряд ли свидетельствуют об укреплении дееспособности финансово- и социально-экономической системы, сложившейся в РФ...
Между тем, в стране быстро растёт объем выплат внешнего госдолга и корпоративных долгов. Потому что "личное благоденствие" крупного бизнеса, в том числе топливного и банковского, и связанных с ним госструктур основано и на зарубежных заимствованиях. В условиях же санкций эти заимствования, естественно, усложняются и, главное, дорожают (последнее - в т.ч. и ввиду обесценивания рубля). А те же заимствования - напомним, важный источник и инвестиционных вложений.
В то же время, со всё более сложными инвестиционными проблемами впрямую связана основная, как и лет 30 назад, бюджетонаполняющая отрасль в РФ. Как считает известный финансовый аналитик Степан Демура, "в России стоимость извлечения барреля нефти из пласта составляет 13 - 15 долл. Но у саудитов вообще смешная цифра — то ли 5, то ли 7 долл. за баррель(ненамного больше эта цифра в Кувейте, Катаре, ОАЭ, Алжире, Нигерии, Брунее, Малайзии, Туркменистане, Узбекистане, в большей части Ирака, Судана, на шельфе Ирана... Прим. ред.). Если наши нефтекомпании не будут развивать инфраструктуру(в отличие от упомянутых и ряда других нефтегазовых стран... Прим. ред.) и продолжат терять на разливах нефти и прочем загрязнении биосферы до 5% от стоимости добытого сырья, то, конечно, они сохранятся на грани рентабельности. В России добывающая и транспортная инфраструктура нефте- и газодобычи изношена процентов на 70 - 80, и долго поддерживать рентабельность при таких (т.е. нынешних мировых. Прим. ред.) ценах не получится" (подробнее см.http://www.finnews.ru/cur_an.php?idnws=23223).
Всё же, что будет с уровнем добычи, впрямую влияющим на цены, а через них - и на валютный курс рубля? Возможно ли в РФ хотя бы временное снижение добычи и, соответственно, экспорта сырья? По недавнему прогнозу Минэнерго РФ, в 2016-м добыча останется на уровне 2015 г. В 2017 г. возможно падение на 10 млн т из-за санкций, конъюнктуры мирового рынка и переноса сроков лицензионных обязательств российских компаний.
В контексте вышеупомянутых вопросов, эксперты высказали мне такие оценки:
Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Кавказа, Поволжья, Урала и Центральной Азии Института Востоковедения РАН:"эффект от сокращения добычи или экспорта могут дать только совместные действия крупных стран-игроков на этом рынке. Возможно, и Иран, заинтересованный в росте своего нефтеэкспорта, согласится временно сдерживать добычу с экспортом в ходе отмены антииранских санкций. В любом случае, требуется согласованная добывающая и экспортная политика в нынешней ситуации. Выработать ее могли бы, для начала, и "нефтегазовые" страны экс-СССР, ибо независимо от их внешнеполитической ориентации, дальнейший обвал нефтяных цен - угроза стабильности во всех этих странах".
Тимофей Борисенко, эксперт Госплана и Миннефтегазстроя (в середине 1970-х-середине 1980-х), доктор технических наук:"Тот факт, что США в ноябре 2015 г. сняли эмбарго на закупку иранской нефти, показывает, что, похоже, американцы не против усугубления сложностей в экономиках стран, которые максимально зависят от экспорта сырой нефти, а Россия - в их числе. Теперь Иран сможет выпустить на рынок "новые" 0,7–1 млн баррелей в сутки. Эти дополнительные объемы нефти, при существующем ее переизбытке на мировом рынке, как и вероятный иранский нефтеэкспортный демпинг сыграют неблагоприятную роль и в плане цен, и валютных курсов "нефтесырьевых" стран. Но в том случае, если Иран решится сыграть такую роль в отношении интересов многих других "нефтяных" стран, к которой его извне подталкивают".
Виктор Калюжный, экс-министр энергетики России (в 1999-2000-м гг.): "Рано или поздно нефть начнет дорожать и санкции ослабнут. Это неизбежно: Россия нужна Европе и как потребитель ее продукции Но как преодолеть непрофессионализм и безответственность в нефтяной отрасли?
При значительном приросте добычи в последние годы — добились советского уровня — упали качественные показатели. Простаивает до трети пробуренных скважин, не соблюдаются проекты разработки месторождений. Коэффициент извлечения нефти стал ниже 0,3, а был 0,44; у западных компаний этот коэффициент - 0,4-0,5 и планируется его довести к 2030 г. минимум до 0,8.
Прирост запасов отстаёт от добычи. Но в реальности прирост запасов идёт на уже известных месторождениях. И нередко - путем искусного «пересчета» коэффициента извлечения нефти".
А.Чичкин