Представляем Вашему вниманию статью опубликованную evening-kazan.ru "ЗЕМЛЮ У РЕКИ ПОЛИЛИ КРОВЬЮ ЕЕ ЗАЩИТНИКА", посвященную жизни и трагической смерти эколога Игоря Салатова. "Я часто думаю: как ты не боишься? Писать про все про это..." - говорил Игорь при каждой встрече. Я не чувствовала, что он говорит о себе, что сам живет в состоянии реальной опасности. Отшучивалась, возражала: "Ничего страшного - ты же не боишься". Он улыбался. Цена его небоязни была серьезной, и он ее заплатил. Вечером 18 июля Игоря Сапатова убили.
Игорю Сапатову было 40 лет, он жил в Теньках - живописнейшем месте возле Камского Устья. Прозвище у него было - Шрек: и внешне был похож на того симпатичного великана из мультфильма, и жил своеобразно - на отшибе, ведя с семьей едва ли не натуральное хозяйство. Приговаривал: "Денег много не надо, самого хорошего за деньги не получишь". Телевизор не смотрел, в свободные часы сидел в Интернете.
Лет пять назад жители Теньков написали коллективные петиции в Роснедвижимость, Росприроднадзор, министру внутренних дел и президенту России. О махинациях с "особо охраняемыми природными территориями" по берегам Камы и Волги. Как под прикрытием права сельчан на приоритетное получение земли без их ведома на них оформляются прибрежные участки, как потом эти участки перепродаются богачам, для которых здесь, в заповедной зоне, строятся 2 - 3-этажные терема и каналы, перекапывается берег и перекрывается доступ к реке для всех, кроме этой "элиты"...
На это никакой внятной реакции правоохранителей не последовало; жители Теньков, поняв, что защиты не будет, больше, по выражению Игоря, "не мяукали". А он продолжал жаловаться. Писал и о краденых из местного лесничества саженцах, которыми "облагораживаются" эти краденые земли... И прямо называл выгодоприобретателя: краденые земли, рассказывал он, застраивает на продажу компания "Сувар" - один из крупных операторов дорогой недвижимости в Татарстане.
В 2009-м дом Сапатова пытались поджечь, ему подбрасывали патроны (к счастью, обнаружил их первым), подсылали убийцу с ножом на белой "Тойоте" (ничего себе авто для сельской глуши)... Смерть от ножа идеально вписывалась бы в удобную концепцию "бытовухи", а о том, что убийцу привезли на дорогой иномарке, рассказать было бы некому - но тогда обошлось ранением: Игоря выручили навыки самбо. А возбужденные-таки по этим случаям уголовные дела были вскоре закрыты "за отсутствием подозреваемых". "ВК" писала об этом дважды ("Землю у реки уже начали поливать кровью", 29 января 2010 г. и "Заповедник и его обитатели", 10 февраля 2012 г.).
Как мы с Игорем познакомились - это тоже примечательная история. Он приехал в МВД РТ жаловаться на эту уголовщину с землей, на круговую поруку правоохранителей и захватчиков, и большой чин из МВД его послал... в "Вечернюю Казань". По-доброму объяснив, что сами они в этой ситуации ничего поделать не могут, но вот если будет публикация, гласность - тогда, может быть...
И он продолжал, как сам определял свою деятельность, "шуметь". Писал на антикоррупционные сайты в Интернете: "Был осуществлен захват участков, в основном прибрежной полосы. Также был отобран у школьников Теньковской средней школы подсобный участок, на котором они выращивали картофель для своей столовой, участок у фермера и много других участков, в основном у пенсионеров. Все попытки обращения в полицию, прокуратуру, администрацию района, суд заканчивались полным бездействием властей. При попытках обращения на более высокие уровни дела спускались обратно в район".
Вообще, живя на реке и держа глаза раскрытыми, Сапатов замечал удивительные вещи. Например, как-то рассказал мне: "Помнишь исчезновение Чуба? (Борис Чуб - бывший совладелец и топ-менеджер "Сувара" - пропал в 2008 году вскоре после ареста числившегося в "Суваре" Радика "Дракона" Юсупова. По официальной версии, Чуб во время рыбалки упал со своего катера и утонул. - М.Ю.). Так вот я в те дни работал на берегу и видел, как отплывал его катер. И знаешь, на борту никого не было! Я еще удивился: как так?! А оказывается, есть такие системы управления, вроде автопилота... Так вот, он не падал с катера. Если он мертвый, то его убили на берегу". Я спрашивала Игоря, рассказывал ли он об этом кому-нибудь, тот отмахивался: "Вроде нет"...
В прошлый четверг жительница Теньков Луиза Батаева в последний раз видела Игоря живым.
- Я возвращалась из Камского Устья, и он меня подвез, - рассказала мне Луиза Тихоновна. - Ехал из суда, похоже, опять проиграл... Я ему: "Отступись, Игорь! Ну хватит, отступись!". А он: "Думаешь, Тихоновна?.. Нет, не отступлюсь". А вечером они с сыном - Саша на тракторе, он на "ГАЗе", - поехали за песком. Не для себя, он на нашей общей улице ямы засыпал... Сын, пока его ждал на дороге, увидал кого-то в кустах, когда Игорь подъехал с песком, сказал ему: "Папа, там кто-то прячется". Пошли посмотреть, а тот выскочил - и стрелять!
Игорь толкнул сына в сторону села, а сам побежал в другую - в поля. Саша добежал до соседей, сосед завел машину, и они поехали на выручку... Далеко в поле они нашли Игоря - мертвого, в крови. Он был сильным и бежал до последнего даже раненый, уводил убийцу от жилья.
"Понаехало полицейских, следователей... - говорит соседка. - До трех утра он так и лежал в поле, весь в крови". На мой вопрос, с чем местные связывают это убийство, она без колебаний отвечает, что только с его борьбой против захвата этих земель, кто бы ни были эти захватчики:
- Это же самая настоящая мафия! И разве к ним кто-то решится подойти, сказать: а не ваших ли рук это дело?! Ему все говорили: "Игорь, отступись, не связывайся ты с ними!" - "Нет, я их сковырну". Да разве таких сковырнешь?!
А местный предприниматель и депутат-оппозиционер Наиль Сиразаев, который тоже много лет пытается разоблачить районные коррупционные схемы, вспоминает, как 25 июня в последний раз был по этому поводу на приеме в МВД в Казани:
- Я им так и сказал: у нас в Камско-Устьинском районе уже ситуация, как в Кущевке, разве что пока не стреляют... А теперь вот, видите... На похоронах мать Игоря тетя Оля прощалась перед тем, как гроб закрыть, сказала - все слышали: "Ты уж больше к суваровцам не ходи, это злые люди".
"Всех нас в прокуратуре допросили, и сына, и дочку... - рассказала мне жена Игоря. - Раскроют ли его убийство, не знаю. Не уверена". На вопрос, как они теперь будут жить без кормильца, отвечает: "Как-нибудь, я ведь работаю. Лишь бы с детьми...". Она не договаривает, что - "лишь бы с детьми", и так понятно: лишь бы те сволочи, что убили Игоря, не решили, что дети - свидетели...
Саша в этом году пойдет в 10-й класс, Лиза - в 11-й. Лена работает в приюте, доход понятно какой. Товарищи Игоря, местные предприниматели, уже договорились, как будут помогать семье.
Начальник ОВД Камско-Устьинского района Эдуард Идиятуллин заявил "ВК", что никакой информации о ходе расследования дать не может: "Это дело в следственном управлении СКР, обращайтесь туда". В пресс-службе СУ СКР по РТ вчера обрадовали было, что информация вот-вот будет готова, но затем перестали отвечать на звонки.
Правоохранителям стоило бы посочувствовать: что в самом деле им отвечать в такой ситуации? Да еще и после того, как столько лет не реагировали на призывы нынешней жертвы о помощи...
Они у нас на службе режиму защищены, как ни один гражданин. Упал при разгоне митинга на Болотной, потерял кусочек зубной эмали - получи в благодарность квартирку, а те, кто просто оттолкнул защитника режима, получают уголовные дела. Да, особая ответственность за любое посягательство на сотрудника правоохранительных органов - норма цивилизованного мира. Но в цивилизованном мире это плата за то, что сотрудник правоохранительных органов, рискуя собой, защищает всех граждан. Наши же знают: делая, как велено, ничем не рискуешь.
Ни возбудив заказное уголовное дело, ни замяв реальное преступление, не отвечаешь. Можешь того, кто рассказывает о коррупции, послать в газету, а можешь просто послать - не отвечаешь. Отвечают те, кому приходится бороться без их помощи и защиты. И кто-то отвечает испорченной жизнью, а вот Игорь Сапатов ответил просто жизнью. Коррупция не просто кража с использованием властного ресурса, коррупция убивает тех, кто старается помешать красть.
"Люди-то это все знают! А сидят, молчат... Может, это просто я дурак? Может, никому и не нужно, что я все это говорю и делаю?" - сказал он при нашей последней встрече. Дело было зимой, вокруг было очень ясно и очень холодно, и то ли воздух от этого приобретал какие-то особые свойства, то ли это особенность местного рельефа - не знаю, а только слова разносились далеко и возвращались, как мячик, ударившийся о невидимую стену. Как будто мы в абсолютно пустом помещении. "Знают"... "Молчат"... "Никому не нужно"...
Фото из архива ВК: Прошлой зимой Игорь Сапатов показывал нам застройку заповедной зоны...
НАШИ ЧИТАТЕЛИ ПРОСИЛИ сообщить, как можно поддержать семью Игоря Сапатова, который боролся против захвата земель в Камско-Устьинском районе и был убит 18 июля. Его вдова по предложению «ВК» открыла счет, на который можно перевести деньги. Получатель платежа: Сапатова Елена Евгеньевна. ИНН / КПП получателя платежа: 7707083893 / 165502001. Номер расчетного счета получателя платежа: 42307810762259840144/48. Наименование банка получателя платежа: Филиал ОАО «Сбербанк России» отделение «Банк «Татарстан» №8610. БИК 049205603, номер к/счета банка получателя платежа 30101810600000000603. Назначение платежа - зачисление средств. Все деньги, поступающие на этот счет, пойдут только на поддержку несовершеннолетних детей Игоря. Расходы на предоставление семье юридической помощи в ходе следствия вы не оплачиваете - эту работу бесплатно взяла на себя правозащитная ассоциация «Агора», спасибо ей.