Выполнение работ по медийно-значимым объектам «мусорной реформы», речь идет и «Красном боре», Байкальском ЦБК и ликвидации отходов «Усольехимрпома», замерло на пороге грандиозного скандала. СМИ сообщают о том, что средства потрачены, а результатов работы пока не заметно. В распоряжении журнала оказались некоторые письма из делового общения сторон, привлеченных к реализации так называемых медийно-значимых объектов. А также редакцией журнала были собраны публикации аналитического характера из российских СМИ
Как сообщает издание znak.com, «Дочка» Росатома сорвала сроки исполнения госконтракта по ликвидации вреда от Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). В результате Минприроды отказалось подписывать акт приемки выполненных работ и направило «дочке» Росатома досудебную претензию.
В претензии сказано, что еще в 2020 году между ФГКУ «Дирекция по ликвидации НВОС и обеспечению безопасности ГТС полигона „Красный Бор“» (Минприроды) и ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО, Росатом) был заключен государственный контракт. Согласно этому контракту, «дочка» Росатома должна была подготовить проект работ по ликвидации вреда от Байкальского ЦБК, а также проектную документацию в части полигона «Солзанский». Все указанные работы ФЭО должен был выполнить до 30 ноября 2020 года.
Однако, по данным Минприроды, результаты инженерно-гидрогеологических и инженерно-экологических изысканий так и не были доработаны ФЭО, а по полигону «Солзанский» вообще «полностью отсутствует» проектная документация. Теперь Минприроды требует устранить все замечания, а также выплатить пени (1/300 от цены контракта) за каждый день просрочки исполнения ФЭО госконтракта.
Еще в апреле 2020 года на совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко было принято решение в срок до 29 мая 2020 года найти в нацпроекте «Экология» деньги на разработку проекта работ по ликвидации вреда от Байкальского ЦБК. Еще через полгода правительство выделило эти цели 826 млн рублей. Единственным исполнителем работ по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина был назначен ФЭО.
Байкальский ЦБК был закрыт еще в 2013 году. С того времени кабмином было выделено порядка 4 млрд рублей на ликвидацию отходов. Однако в 2019 году Счетная палата сообщала, что реальные мероприятия по ликвидации так и не начались.
Ситуацию с ходом ликвидации отходов «Усольехимрпома» попытался проанализировать babr24.com. Издание напоминает, что в конце декабря 2021-го года состоялось заседание по вопросам реализации протокольных решений заседания Межведомственной рабочей группы по обеспечению предупреждения и устранения загрязнения окружающей среды на территории Усолье-Сибирского под председательством заместителя председателя правительства РФ Виктории Абрамченко.
Напомним, что ликвидацией отходов предприятия занимается федеральный экологический оператор (ФЭО) в лице госкорпорации «Росатом». К концу года они объявили, что завершён первоочередной этап ликвидации. Тогда же на финишную прямую вышло принятие так называемого «Усольского» закона, который обязывает предприятия заблаговременно приступать к работам по ликвидации экологического вреда от объектов, готовящихся к выводу из эксплуатации. В основу закона как раз и лёг печальный опыт сибирского завода. По задумке, документ должен предотвратить появление таких предприятий, за которыми в итоге убирает вся страна.
Подписанный президентом «усольский закон» обязывает владельцев предприятий за пять лет до конца срока эксплуатации объектов разрабатывать план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды и получать по нему положительное заключение государственной экологической экспертизы. Кроме этого, закон вводит положения об «окрашивании» экоплатежей для недопущения их нецелевого использования.
Бабр также писал, что несмотря на громкие заявления «Росатома», ситуация на заводе продолжает быть опасной. Потому что первоочередной этап ликвидации отходов «Усольехимрпома» вообще не включает в себя мероприятия ликвидации. Речь лишь о том, что оператор просто перекачивает отходы из старых цистерн в новые. И на это ушло два года. Отходы в новых цистернах так и продолжают храниться на территории завода.
Вялый ход событий подтверждает и Виктория Абрамченко. На вышеупомянутом заседании она подытожила, что недовольна работой. Виной тому стало бездействие властей города и несогласованность работы федеральных ведомств. Конкретно: непредоставление администрацией города Усолье-Сибирское перечня сооружений, обеспечивающих работу действующих предприятий на загрязнённой территории. Несмотря на то, что работы по ликвидации экологического вреда Усолье-Сибирской промзоны ведутся уже не один год, её действующие и заброшенные постройки (части опасных производств) до сих пор должным образом не учтены.
Кроме этого, члены заседания отметили несоответствие данных Минприроды и Росреестра по учёту опасных объектов Усолье-Сибирской зоны. Им было дано поручение согласовать и актуализировать информацию по проблеме.
Ранее же – в ноябре 2021 года - Виктория Абрамченко проучила «Росатому» и Ростехнадзору провести проверку отходов, образовавшихся в Усолье-Сибирском, а Росприроднадзору - государственную экологическую экспертизу. Также она поручила разработать программу социально-экономического развития города и проработать вопрос реализации отдельных мероприятий в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда». Ничего из этого не было сделано.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON