Можно до бесконечности спорить о том, благо для москвичей начинающая реновация жилого фонда или нет, но одно бесспорно – отход от всероссийского законодательства и связанного с ним целого комплекса градостроительных и санитарных охранных норм чреват всевозможными перегибами.
Одним из них могут стать новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях... для территории города Москвы», проект которых разработан в недрах Роспотребнадзора и экспертное обсуждение которого должно начаться в конце января этого года.
Первым о существовании такого документа сообщило издание «Известия» - https://iz.ru/686928/nataliia-berishvili/v-moskovskikh-novostroikakh-ubaviat-solnechnyi-svet
Однако ни прямые цитаты из проекта, ни ссылка на его текст приведены не были. Неизвестность эта вызвала беспокойство среди экологической общественности. «Экоград» восполняет пробел, и читатель сам может определить, насколько, как и в чем различаются действующие http://docs.cntd.ru/document/902222351 и предлагаемые http://regulation.gov.ru/projects#npa=76049 нормирующие документы.
«Известия» почему-то в первую очередь обращают внимание на изменение норм инсоляции для зданий. Действительно, два месяца солнца у нас отобрали: если по старым нормам солнечный свет должен непрерывно проникать в квартиры не менее двух часов с 22 марта до 22 сентября, то в проекте считается достаточным гораздо меньший период — с 22 апреля по 22 августа. Однако, это изменение - следствие приведения московских норм в соответствие со всероссийскими, где такая инсоляция установлена для территорий между 58 и 48° северной широты. Неприятно, конечно, но вызвано это ухудшение не программой реновации (хотя более чем ей на пользу).
Гораздо актуальнее и действительно является специфически московской законодательной инновацией планируемое разрешение на размещение на первом и выше (!) этажах столичных новостроек гаражей-стоянок автомобилей!
Разница между таким размещением автомобилей и подземной стоянкой очевидна.
По сути дела, неограниченно большая часть жилого здания может быть превращена в «народный гараж». Да, оговорены ограничения типа расстояния от окон квартир до места выезда автомобилей, но всем понятно, что это отнюдь не те нормы, что отражены в СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Другим, абсолютно непросчитанным моментом является вопрос собственности на гаражные помещения. Если они окажутся в общей долевой собственности, то не понятно, с чего собственникам квартир дома, тем которые не имеют автомобилей или которым не нужен этот внутридомовой гараж, нести обременение по его содержанию и оплачивать коммунальные ресурсы, идущие на его функционирование (вода, электричество и т.п.)
Если же гараж будет иметь внешнего собственника, то автоматически осложняется управление домом, будь то посредством общего собрания собственников, ТСЖ или ТСН.
Ну и кроме этого, конечно, вызывает беспокойство взрыво-пожаро безопасность такого решения и его экологические последствия.
Экспертное сообщество «Экограда» будет внимательно следить за судьбой предложенного проекта и внесет свою лепту в его обсуждение и экспертизу.
Ящик Пандоры – опасная игрушка!
Игорь Егоров