Минобороны претендует на землю коренных тувинцев

Минобороны претендует на землю коренных тувинцев - фото 1На родине Шойгу местных жителей выселяют ради военного полигона


В часе езды на автомобиле от столицы Тувы находится небольшое село Кара-Хаак — отсюда до города Чадан, где родился министр обороны Сергей Шойгу, можно добраться за семь часов. Местные живут здесь натуральным хозяйством, выращивают картошку, пасут скот, разводят коров. Уклад жизни людей не менялся многие десятилетия, но теперь изменится он может уже очень скоро — и кардинальным образом.

Министерство обороны РФ собирается построить в этих местах военный полигон отдельной мотострелковой бригады и вертолетную площадку. На территории будущего военного объекта оказались пастбища, поля, а главное — дома шести семей коренных тувинцев.
Министр обороны РФ Сергей Шойгу, президент РФ Владимир Путин и глава Тувы Шолбан Кара-оол (справа налево) на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию вхождения Тывы в состав России. Фото: Алексей Никольский / ТАСС

Министр обороны РФ Сергей Шойгу, президент РФ Владимир Путин и глава Тувы Шолбан Кара-оол (справа налево) на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию вхождения Тывы в состав России. Фото: Алексей Никольский / ТАСС

Бульдозеры на полях

Житель села Кара-Хаак Айдын Саая владеет 2,5 гектарами земли, на которых он и его соседи более десяти лет выращивали картофель. В апреле 2015 года Саая, проходя по участку, увидел новую дорогу, которую проложил бульдозер. Машина разрушила дамбу с мешками, засыпала и разровняла всю ирригационную систему, сделав невозможным полив поля.

Саая обратился с заявлением в МВД и, не получив ответа, подал жалобу в прокуратуру. В возбуждении уголовного дела ему отказали за отсутствием состава преступления, а межрайонный прокурор признал действия Минобороны законными и обоснованными.

Уже в мае 2015 года администрация района пригласила жителей Кара-Хаак на собрание. Их попросили подписать документ, согласно которому они отказываются от поля в 2,5 гектара в пользу Минобороны. В случае, если они не подпишут акт, им, по словам Саая, угрожали не выплатить компенсацию. Мужчина просил пожалеть многодетные семьи, для которых картофель, выращиваемый на поле, — один из основных источников пропитания, но это ни к чему не привело, и большинство жителей подписали акт.

В обмен на забранное картофельное поле власти предлагали другую землю. Все 35 семей отказались — этот участок, по их словами, непригоден для выращивания картошки из-за проволочника, майского жука и других вредителей.
«Мы ваши выходки дальше терпеть не станем»

По пути в Кызыл, куда карахаакцы отправляются за всем необходимым, люди пересекают реку Бии-Хем. Когда закрыта зимняя переправа, они пользуются паромом. Это не всегда удобно и на переправу приходится тратить много времени. Ситуацию может изменить строительство моста, но, по данным администрации, его возведение обошлось бы в один миллиард рублей, а таких денег в бюджете района нет.

Поэтому администрация района решила договорится с Минообороны. По мнению чиновников, от их варианта сделки выиграют все: военные получают полигон, а жители села — мост и рынок сбыта овощей и другой натуральной продукции. В связи с этим был проведен сход жителей села, собраны подписи и принято решение о передаче земли министерству.

«Мы благодарны Министерству обороны, потому что они хотели строить полигон в другом месте, но согласились построить на том участке, который мы предложили», — рассказал в интервью телеканалу «Тува 24» председатель администрации Тувинского района Валентин Ёндан.

Чиновник отметил, что шесть недовольных сделкой семей не имеют права собственности на землю, но «по желанию могут выбрать себе земельный участок на территории села, в том числе для занятия сельским хозяйством». Но пока диалога с недовольными нет — ни на один сход жителей они не пришли, сетует чиновник.

Айна Салчак и ее муж Белек купили здесь на материнский капитал жилой дом, теперь их вынуждают съехать. Женщина рассказала, что земля была приватизирована по закону, а на сходе людей запугивали, заставляли подписывать документы.

«Ёндан говорил, что „если земли не отдадите добровольно, мы ваши выходки дальше терпеть не станем". В их речах, кроме высокомерных тонов и оскорблений, абсолютно ничего хорошего невозможно найти», — рассказала Салчак.

Председатель села Трофим Ли не понимает, почему Айдын Саая продолжает жаловаться: «Он постоянно пишет, пишет, он сам не знает, что он пишет, мы ему предложили новый участок, но он не пришел, потом отказался и все время требует ту землю, на которой он занимался картофелеводством, но мы же эту землю уже передали».
«Власти говорят, что от них уже ничего не зависит»

В марте 2016 года жителям поселка с улицы Ак-Даш стало известно, что их дома сняли с кадастрового учета. А к концу года власти Тувы предупредили, что с 1 января 2017 года земельные участки, не стоящие на кадастровом учете, могут забрать. Объявление с требованием уточнить границы участков было опубликовано на сайте района только в феврале этого года.

Жители снова обратились в прокуратуру, но безрезультатно. В мае 2016 в село Кара-Хаак приехали два человека, представившиеся сотрудниками Следственного комитета, рассказывает жительница села Айна Салчак. Они предложили подписать документ о добровольной передаче имущества и дома Министерству обороны — Салчак и Саая отказались.

«У нас здесь более 20 чабанских стоянок, 13 летних стоянок, поля сенокоса, картофеля, люцерны. 500 голов мелкого рогатого скота, 1000 голов крупного рогатого скота. Мы никогда не сможем отдать такие земли в чужие руки, даже если вы нас силой начнете выталкивать. У нас же дети», — говорит Салчак.

В феврале 2017 года прокуратура после многочисленных проверок все же встала на сторону жителей Кара-Хаак. Она признала, что при выделении территории для полигона Минобороны не были учтены права живущих на улице Ак-Даш. В прокуратуре Айдыну Саая дали устное обещание, что дома и стоянки пастухов не заберут у жителей, а участок Минобороны в связи с этим немного сдвинется.

«Они думали, что я успокоюсь и все отдам. Теперь отстали, а нам остается ждать решения Минобороны. Региональные власти говорят, что от них уже ничего не зависит. Мы будем дальше бороться за свои дома и землю, до тех пор, пока они не сдадутся. У них даже силой не получится затащить нас в другое место. Потому что родная земля для человека намного важнее и ближе, чем какие-то миллионы рублей», — подытожил Саая.

текст Михаил Шубин

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить