Университет в Дюссельдорфе приступил к процедуре аннулирования ученой степени министра образования ФРГ Аннетте Шаван из партии ХДС. Подробности выяснял Никита Жолквер. dw.de
Первый анонимный сигнал на министра образования и научных исследований ФРГ Аннетту Шаван (Annette Schavan), с которой канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) поддерживает особо доверительные отношения, поступил еще несколько месяцев назад. В ходе последовавшей предварительной проверки подозрения в плагиате при написании Шаван кандидатской диссертации усилились. И вот теперь ученый совет университета имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе, где она защищалась в 1980 году, последовал рекомендации комиссии по присуждению ученых степеней и начал официальную процедуру, которая может закончиться аннулированием ученой степени одного из весьма уважаемых и влиятельных федеральных министров.
Министр образования без диплома?
Пикантно, что в таком случае - вследствие некоторых немецких особенностей - во главе министерства образования и научных исследований может оказаться человек, вообще не имеющий высшего образования.
Не только для самой Шаван, но и для канцлера ФРГ такая - правда, пока гипотетическая - ситуация чревата серьезными политическими неприятностями. Но и уже развернувшаяся кампания в средствах массовой информации ФРГ не содействует повышению рейтинга правящих христианских демократов в ходе начавшейся предвыборной борьбы.
Неужели у федерального правительства нет рычагов, чтобы приструнить профессоров в Дюссельдорфе? Разве не рискует университет впасть в немилость федерального министерства образования и лишиться, например, финансирования?
Страна развитого федерализма
Нет, не рискует. Во-первых, потому, что Германия - это страна развитого федерализма. Система образования, в том числе высшего находится в ведении земель, которые ее главным образом и финансируют. У власти же в Дюссельдорфе - столице Северного Рейна - Вестфалии - находятся не ХДС/ХСС с либералами, как в Берлине, а социал-демократы с "зелеными", которые отнюдь не прочь подмочить репутацию своих политических конкурентов на федеральном уровне.
Во-вторых, и это главное, даже на региональном уровне высшие учебные заведения пользуются весьма обширной автономией и фактически не подчиняются властям федеральной земли. "Наука в Германии независима и работает в автономном режиме", - констатировал на правительственной пресс-конференции официальный представитель федерального министерства образования и научных исследований Робин Мишра (Robin Mishra).
Так что и в том случае, если бы состав правительства Северного Рейна - Вестфалии был таким же, как и федерального, земельные власти не могли бы оказать воздействие на руководство университета или попытаться ввести финансовые санкции.
Вольные университеты
Автономия немецких вузов, пояснил в беседе с корреспондентом DW аналитик Отто Хютер (Otto Hüther) из университета в Касселе, закреплена в Основном законе ФРГ.
Они вольны сами выбирать сферу научной деятельности и направления обучения студентов, а государство конституция обязывает предоставить им с этой целью автономию. "Это значит, - сказал Хютер, - что у государства нет возможности непосредственно вмешиваться в дела университета, если, конечно, не нарушаются действующие законы".
Что же касается присуждения или аннулирования ученых степеней, то это исключительная прерогатива того или иного университета, у каждого на этот случай свой устав. То есть каждый университет по своему усмотрению устанавливает порядок присвоения ученых степеней и их лишения.
Не имеет право государство вмешиваться и в кадровую политику университета. Формируется руководство высших учебных заведений ФРГ в разных землях по-разному, но государство в этом деле не участвует. Кое-где, правда, ректора или президента университета, избранного его ученым советом, надо утверждать в земельном министерстве образования. Ректора могут и не утвердить, но предложить взамен другую кандидатуру министерство не может, как, впрочем, и снять с должности неугодного ректора.
Деньги на науку
Что же касается бюджета университета, то он формируется примерно на 60 процентов за счет земельных средств, а остальное - так называемые "альтернативные" источники. Правда, и это тоже главным образом государственные деньги.
В ФРГ существует Германское научно-исследовательское общество (DFG), которое на 90 процентов финансируется из земельных и федерального бюджетов. А уже это общество рассматривает заявки университетов и выделяет деньги на различные исследовательские проекты. Доля коммерческих структур в финансировании немецкой системы высшего образования невелика. Она составляет, по словам Хютера, менее 10 процентов.
Федеральному же министерству образования и научных исследований вообще запрещено напрямую финансировать немецкие университеты. Оно может спонсировать только отдельные, ограниченные по времени научные проекты, причем, при условии, что против выделения таких целевых субсидий тому или иному университету не возражает ни одна из федеральных земель.
Профессор Ханнс Зайдлер (Hanns Seidler), руководитель Центра научного менеджмента (ZWM) пришел к выводу, что после реформы 1998 года, когда университеты получили еще больше полномочий, между ними возникла благотворная конкуренция.
"В свое время, - указывает он, - многие вузы сомневались в целесообразности брать на себя дополнительную ответственность, теперь страха перед свободой практически больше нет. Университеты справляются с повышенной ответственностью и даже настаивают на дальнейшем расширении своих полномочий". Некоторые, например, хотели бы на свой страх и риск брать кредиты на научную деятельность.