Михаил Филиппов: «Современная недвижимость — это упаковочный дизайн, мусор»

 Михаил Филиппов: «Современная недвижимость — это упаковочный дизайн, мусор» - фото 1Известный архитектор рассказал журналу «Элитное.РУ» о принципах Корбюзье, экономике архитектуры и сроке жизни небоскребов в Нью-Йорке.

 

Биография.

 

Михаил Филиппов родился в 1954 году в Ленинграде. В конце 70-х окончил Ленинградскую академию художеств им. Репина, с 1994 года возглавляет собственную творческую мастерскую. По его проектам были построены столичные жилые комплексы «Римский дом», «Итальянский квартал», «Маршал». Участвовал в проектах реконструкции здания «Гута-банка» в Москве, реконструкции района морского вокзала в Сочи, в строительстве коттеджного поселка «Николино» и др. Филиппов является одним из лидеров среди российских архитекторов по количеству международных премий.

 

О современной архитектуре.

 

— Современная архитектура основана на пяти принципах архитектуры Корбюзье. Их можно свести к одному: надо создать неустойчивую форму в устойчивых конструкциях. Получаются летящие, движущиеся дома-аэробусы, дома-корабли. Но это дизайн, это временное. Дизайн принципиально принимает некрасивое за красивое. Давайте сравним каравеллу Колумба и эстетику зданий Палладио. В них ничего общего! Потому что каравелла — это движимый предмет, а здания неподвижны. В те времена разницу между этими жанрами прекрасно понимали, а сейчас понимания уже нет. Это и говорит о безобразии и, самое главное, — о временности этих вещей.

 

За последние 50 лет, за исключением ряда памятников, не был капитально отреставрирован ни один модернистский дом. Эти дома просто сносят и делают новые! Даже нью-йоркские башни-близнецы и те не восстанавливают. Никому в голову не приходит восстановить их. Потому что это то же самое, что разглаживать утюгом пластиковый пакет.

 

О классике.

 

— То, что мы называем ордерной архитектурой или классикой, является единственно возможной формой архитектуры. Так же как человеческое тело является единственно возможной формой человеческого тела. Что бы ни произошло с модой, никогда не будут отрезать ухо, не будут заниматься членовредительством. Стандартная сексуальная красота человека всегда останется принципом любой моды и любой одежды. Одежда, которую мы носим, по своей природе не меняется с самых древнейших времен. Эта одежда подчеркивает красоту человеческого тела в тех формах, которые у нее есть. То же самое — с архитектурой. Современная архитектура вылезла из самой себя, и из-за этого она безобразна!

 

О кризисе.

 

— Архитектура стала элементом потребительского общества. Но такой характер потребления не подходит для нее. У архитектуры другой срок жизни. Люди покупают квартиры и дома, чтобы оставить внукам. Посмотрите, до чего дошло, — средняя жизнь небоскреба Нью-Йорка всего 20 лет! И проектировщик небоскребов обязан в составе проектной документации дать смету на снос здания.

   

  Современная архитектура вылезла из самой себя, и из-за этого она безобразна!

 

И это одна из причин нынешнего кризиса. Недвижимость, которая во все времена оставалась основным фондом капиталовложений и основным залогом, сейчас не выполняет эту функцию. Современная недвижимость — это упаковочный дизайн, это мусор, который двигается из супермаркета на мусорную площадку.

 

Понимаете, то, что мы производим — это мусор! Ни один дом XIX века не будут сносить, их будут реставрировать, переделывать. Зато ни один дом, построенный во второй половине XX века, не будут реставрировать. Их будут ломать, выкидывать как мусор, засорять землю. А большего ущерба для экологии, чем снос дома, представить себе нельзя!

 

Об эстетике и функции.

 

— Как сегодня проектируется современный дом? Архитектор делает маленький эскиз. Потом эту формальную идею пытаются каким-то образом совместить с функцией здания и с конструкциями. Если происходят какие-то изменения этой формы, то нестрашно. Потому что сама форма высосана из пальца. Она случайна. Возможно, она просто перерисована из какого-то журнала.

  

  Неоклассические здания можно строить даже в сравнительно небольших бюджетах.

 

В классической ордерной системе нет места случайности. Четко определяются габариты здания, привязка стен. Чтобы нарисовать точный объем крыши и точно сделать ось этой стены, нужно до миллиметров знать свес карниза. Свес карниза является в ордерной системе функцией от диаметра колонны ордерного решения. И так далее.

 

Ордер — очень жесткая по пропорциям система. Как человеческое тело. Сначала ты рисуешь здание, и у тебя появляются основные строительные оси и габариты этого здания. Из габаритов исходят функции: сколько там площади, как распределены помещения и так далее. Эстетика совершенно неотделима от функции.

 

Об экономике.

 

— Принято считать, что неоклассика за счет декора намного дороже современной архитектуры. Это не так. Неоклассические здания можно строить даже в сравнительно небольших бюджетах. Надо просто искать подходящие решения. Например, в проекте «Маршал» мы в качестве облицовки здания применили недорогую тротуарную плитку, нарезанную и уложенную специальным образом. В итоге здание, где есть даже социальные квартиры, выглядит весьма прилично при ограниченном бюджете. Но сегодня важнее, что неоклассика продается быстрее, чем дом современной архитектуры. Это аксиома, это знает любой риэлтор. В том же проекте «Маршал» всего за три месяца было продано более полутысячи квартир.

 

О красоте.

 

— Во второй половине ХХ века в мире построено в несколько десятков раз больше, чем за предыдущую историю человечества. Но парадокс, ни один новый город не может конкурировать даже с самым второстепенным историческим городом Европы. Не может и все. Почему?

 

    Для того, чтобы город был красив, необязательно, чтобы все дома были старые.

 

Я много анализировал градостроительные планы городов, которые мне нравятся, и понял, что у них есть общая черта. Там новые структуры, как правило, являются повторением каких-то старых, огромных римских сооружений. Вот, например, римская Пьяцца Република является частью терм Диоклетиана. И это накладывается еще на структуру какого-нибудь огромного там цирка и так далее. В Риме эти наслоения считываются. Пьяцца Навона накладывается на древний цирк Агона, где были гонки лошадей. Получаются наслоения структур, наложения разных времен.

 

Для того, чтобы город был красив, необязательно, чтобы все дома были старые. Посмотрите, на Пьяцца Навона. Ни одного древнего камня вы не увидите. Там работает градостроительная структура, работают опечатки времени. Людям, которые гуляют по Пьяцца Навона, просто там нравится быть. Там хорошо и комфортно. Историческая форма сама по себе работает.

 

Города красивы в первую очередь градостроительной красотой, и уже потом красотой архитектурной. Современная архитектура может быть сколь угодно остра и интересна, но градостроительной красоты в ней нет!

 

Записал обозреватель журнала «Эксперт» Алексей ЩУКИН, специально для «Элитное.РУ».

 

Источник: http://elitnoe.ru/magazines/48-filippov-o-nedvizhimosti

 

 Михаил Филиппов: «Современная недвижимость — это упаковочный дизайн, мусор» - фото 2

 

 Михаил Филиппов: «Современная недвижимость — это упаковочный дизайн, мусор» - фото 3

 

 Михаил Филиппов: «Современная недвижимость — это упаковочный дизайн, мусор» - фото 4

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить