Магомед Султанов-Барсов представляет рецензию на монографию Ноября Бейбутова

Магомед Султанов-Барсов представляет рецензию на монографию Ноября Бейбутова - фото 1Уважаемые читатели!
Редактор отдела философии журнала «Экоград» Магомед Султанов-Барсов представляет рецензию на монографию Ноября Бейбутова, написанную заведующим лаборатории экологии животных ФГБУН Прикаспийского института биологических ресурсов Дагестанского НЦ РАН, доктором биологических наук Омаровым К. З.


Рецензия, как и сама монография, имеет большое экософическое (эколого-философское) значение и будет интересно не только студентам и аспирантам биологических факультетов, ученым-биологам, но и тем, кто хочет расширить свой кругозор по вопросам философии, в которых тайна зарождения и/или сотворения мира и жизни является самой ценной.

 

https://cloud.mail.ru/public/Mi8G/TEuWgifxQ?utm_source=fb&utm_medium=post&utm_campaign=publish-file

https://cloud.mail.ru/public/Mi8G/TEuWgifxQ

https://twitter.com/CivilizationXXI/status/878464077907054593

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На монографию Бейбутова  Ноября Керимовича
«
Атомобиогенез. К проблеме происхождения жизни»

    

     Происхождение жизни – наиболее  интересная и в то же время наиболее сложная тема в естествознании, которая время от времени, по мере накопления новых данных, привлекает внимание исследователей, требуя  переосмысления существующей в тот или иной период парадигмы.

В современных абиогенетических представлениях об «эволюции», принятой в биологии, как «история жизни» в объяснении происхождения живого доминирующими являются общепризнанная теория химической эволюции (А.И. Опарин и др.), и основанная на ней молекулярная биология, согласно которым, первичным фактором происхождения жизни является, возникновение в развитии на молекулярном и клеточном уровне, прежде всего, таких процессов, как репликация ДНК и биосинтез белка из аминокислот с участием ДНК и РНК. Таким образом, в частности, молекула ДНК (самовоспроизводящаяся «двойная спираль») считается генетическим материалом клетки, олицетворяющим фундаментальные характеристики живых систем – наследственность (свойство передавать из поколения в поколение особенности морфологии, функции и индивидуального развития в определенных условиях среды) и наследование (способ передачи генетической информации: через половые клетки – при половом размножении, или через соматические – при бесполом). Являются ли  наследственность и наследование приоритетами только молекулярного и клеточного (а также организменного) уровней структурно-иерархической организации материи, согласно существующим естественнонаучным представлениям, или эти свойство и способ живых систем характерны и структурам атомного уровня? Не берет ли свое начало живое еще с атомов? Более того, не являются ли события атомной эволюции (объекты, процессы, явления) матрицами (прообразами) молекулярных, клеточных, организменных событий – стереотипов (расширенными повторениями)?  Замысел автора рецензируемой монографии можно резюмировать так: анализ современного состояния теории происхождения жизни, опровержение доминирующей гипотезы, лежащей в основе этой теории, построение и проверка новой гипотезы, позволяющие в целом заменить старую абиогенетическую парадигму на новую, т.е. дополнить и уточнить теорию «эволюции – истории жизни». Как практически реализовал автор этой монографии свой замысел? Какова ценность его монографии для читателя и в целом науки?

     На мой взгляд, рецензируемая монография,  отражающая итоги многолетнего и масштабного естественнонаучного исследования  физико-химико-биолога Н.К. Бейбутова, является одной из немногих, если не единственной, удачной попыткой переосмысления существующей парадигмы происхождения жизни – парадигмы абиогенетической.

     Главное внимание автором уделено поиску общей закономерности эволюции как истории жизни. Если в теории биологической – органической и социальной – эволюции (в первую очередь работы Ч. Дарвина)  – вскрыты закономерности развития простейших организмов в сложные (наследственность; изменчивость; естественный отбор; рост; размножение; прогрессия), а в теории химической эволюции  (работы А. И. Опарина и др.) – развития молекул (соединение неорганических молекул в органические; самовоспроизведение нуклеиновых кислот; синтез белков;  образование многомолекулярных комплексов), то в рецензируемой  монографии ее автор идет «дальше», выдвинув и проверив сопряжение возникновения и развития жизни с событиями атомной эволюции, по сути, органично связанной с молекулярной, клеточной и организменной стадиями, составляя единую и целостную  теорию «эволюции – истории жизни».

     (Для удобства в контексте этого известного определения используются написанные с больших букв Теория и Эволюция).

     По мнению Бейбутова, существенным упущением Теории можно считать игнорирование фундаментального закона природы – принципа причинности. Между рассматриваемыми Теорией отдельными фактами, в частности, между химической (от неорганических микромолекул к органическим макромолекулам) и атомной эволюцией   (от элементарных частиц к атомам) имеется причинно-следственная связь, которая должна быть выявлена и теоретически обоснована. По мере установления этих связей происходит объединение ранее разрозненных фактов в единую систему.

     Кратко опровержение существующей гипотезы и выдвижение новой гипотезы в монографии приведены в следующей форме противопоставления тезиса и антитезиса: А) «двойная» спираль молекулы ДНК (последовательность пуриновых и пиримидиновых оснований как генетическая информация), ее репликация и биосинтез белка из аминокислот с участием ДНК и РНК не представляют собой  первичный фактор (механизм и причина) происхождения жизни; Б) первичным фактором возникновения и развития жизни  являются «двойная спираль» атома гелия (последовательность элементарных частиц и античастиц – генетическая информация), ее деление, или самоудвоение, и матричный синтез – образование комплекса (подобие белка) из сложных частиц (протий и нейтрон), выполняющего роль оболочки, при участии атомов гелия (подобие ДНК) и водорода (дейтерия и антидейтерия – подобия РНК).

     Новая гипотеза названа атомобиогенез (впервые введенные термин и понятия). Это предположение о том, что события атомной эволюции (атом как микроматрица генетического объекта) сопряжены с возникновением и развитием жизни (молекула, клетка, организм – макростереотипы генетического объекта).

     Безусловно, гипотеза атомобиогенеза, по сути, может стать революцией в биологии, если получит свое подтверждение в эксперименте.

    Но как построена и проверена новая гипотеза ? Выдвижение, построение и проверка гипотезы атомобиогенеза, основанной на предположении о сопряжении происхождения жизни с событиями (объектами, процессами, явлениями) атомной эволюции – новый, интересный, сложный  и, можно сказать, смелый шаг, который предпринял автор рецензируемой монографии, пытаясь восполнить пробел, существующий в современной Теории. Необходимость такого шага, или актуальность своего исследования  автор обосновывает так: «Старая парадигма происхождения жизни строится на одном исходном предположении о том, что живое вещество возникает из неживого вещества: органические молекулы (<…>) – из неорганических молекул (<…>). Действительно, альтернативы абиогенезу нет. Но в который раз мы останавливаемся у порога химической эволюции. А тем временем все молекулы, в том числе и самовоспроизводящиеся нуклеиновые кислоты, состоят из атомов. И в который раз у нас возникает вопрос, нет ли среди множества атомов, таких, которые реплицируют?»

     Автором, исходя  из достаточно аргументированной постановки проблемы, – указывающей на игнорирование современной теорией абиогенеза «принципа причинности», – отвергнута существующая абиогенетическая гипотеза, лежащая в основе теории химической эволюции, а также молекулярной биологии (обусловленность происхождения живого появлением  реплицирующей молекулы ДНК, отождествляемой с генетическим материалом), выдвинута, построена и проверена новая абиогенетическая гипотеза, – атомобиогенез, – основанная на предположении, в частности, о репликации атома гелия  и, в целом, о сопряжении  событий атомной эволюции с возникновением и развитием жизни. 

    Структура книги построена логично и подчинена достижению поставленной цели.  Книга состоит из предисловия, введения, трех частей, двенадцати глав, заключения, послесловия, приложений и использованной литературы, что является правомерной конструкцией, которая может быть одобрена. Она включает строго взаимосвязанные три части и двенадцать глав, содержание которых демонстрировано мысленными опытами и иллюстрировано графическим материалом.

     Оригинальность этой работы заметна с самого начала. Если предваряющий  эпиграф «Светлой памяти моих родителей посвящаю», понимать в контексте содержания научной монографии, то это означает,  скорее всего – по большому счету, и «благодарность» автора самой Природе, открывающей ему тайну происхождения жизни. Природе, частью которой является и он, человек. Об этом свидетельствует и глубокая философская мысль автора в самом Предисловии, которая в данном случае удачно вписывается в научный труд по биологии: «Глубокое осмысление и осознание человеком каждой своей клетки, молекулы, атома, элементарной частицы, то есть себя в целом, неотъемлемой частью природы, позволяет ему знать происхождение свое и окружающего его мира. Мы обычно считаем, что человек смотрит на природу. А не природа ли смотрит на себя глазами человека? Природа, «развившая» человека в своем лоне за миллиарды лет, передавшая ему, как родитель своему дитя в первую очередь гены, и информацию «обо всем» происшедшем на протяжении этой долгой эволюции. Мы признательны природе и в долгу перед ней. Поэтому мы должны хорошо изучить окружающий нас мир и себя – свое место и свою роль – в нем. И беречь саму Природу как «зеницу ока»! Как и испокон в человеческом роду повзрослевшие дети – своих родителей».

     Во Ведении монографии автор знакомит читателя с сутью проблематики монографии. Изложен анализ современного состояния теории происхождения жизни, (в биологии называемой, как уже отмечено, «теория эволюции – истории жизни»). Заканчивается вводная часть монографии выдвижением автором альтернативной абиогенетической гипотезы, построение и проверка которой,  по его мнению являются, сложными, но многообещающими.

    Основной текст монографии разделен на три строго обособленные, но логически взаимосвязанные,  последовательные части.

     Часть I (Предпосылки) посвящена (гл. 1. Базис) указанию на факт существования в природе квантов электромагнитного излучения, субатомных частиц, атомов, молекул, клеток и организмов, и вытекающий  из анализа этого факта  – через эвристику – концепт (гипотеза атомобиогенеза, или  предположение о сопряжении событий – объектов, процессов, явлений – с происхождением жизни). Здесь же (гл. 2. Атрибутика) автор кратко напомнил  известные универсальные методы исследования, разработанный для проверки выдвинутого предположения метод комплексного естественно-научного (КЕН) анализа, используемые для этого  материалы и алгоритм.

     В Части II  (Эксперимент) показаны возможности использования квантово-биологического моделирования – для фундаментального, или базового (объемлющего, глубинного, всестороннего)  анализа фактора  возникновения и развития жизни – через проецирование эволюционных и генетических закономерностей на события атомной эволюции (начальной стадии Эволюции) и  имитацию реальных объектов, процессов и явлений этой стадии – от квантов света до химических элементов.  В этой части изложены 19 мысленных опытов со следующей их дифференциацией и логической последовательностью.

     Дискретизация (гл. 3, опыт 1): фрагментация световой волны на бозонные кванты. Новизной в этой главе монографии является построение новых моделей элементарных частиц – квантовые магнитно-электрические триполи. 

     Мутации(гл. 4, опыты 2-4): превращение бозонных квантов (фотоны и антифотоны) в нейтральные фермионные кванты (нейтрино и антинейтрино); превращение нейтральных фермионных квантов в отрицательные фермионные кванты (электроны и позитроны); превращение нейтральных фермионных квантов в положительные фермионные кванты (протоны и антипротоны). Новизна:  предположение о мутации элементарных частиц-триполей и его доказательство.

     Естественный отбор (гл. 5, опыты 5-6): комбинирование фермионных Y-квантов и Х-квантов  во внутригрупповые  комплементарные пары (к потенциальному электрическому взаимодействию);  комбинирование фермионных Y-квантов и Х-квантов  в межгрупповые  комплементарные пары (к потенциальному магнитному взаимодействию). Новизна: предположение о комплементарности частиц-триполей и его доказательство.

     Самосборка(гл. 6, опыты 7-21): соединения между фермионными квантами с образованием пар – НY-диквант (протий) и НХ-диквант (антипротий); m0Y-диквант (нейтральный мюон) и m0Х-диквант (нейтральный антимюон); mY-диквант (отрицательный мюон) и mХ-диквант (отрицательный антимюон);  m+Y-диквант (положительный мюон) и m+Х-диквант (положительный антимюон);nY-триквант (нейтрон) и nХ-триквант (антинейтрон)  dY-тетраквант (дейтрон) и dХ-триквант (антидейтрон);DY-триквант (дейтерий) и DХ-триквант (антидейтерий); Не-3YХ-гексаквант (гелий-3);  Не-3(v)YХ-гептакван (гипотетическая квантовая система); ТYХ-октаквант (тритий); Не-4(+1)YХ-нонаквант (ион гелия-4); Не-4YХ-декаквант (гелий-4). Новизна: предположение о едином комплементарном – магнитно-электрическом – взаимодействии элементарных частиц-триполей.

     Репликация (гл. 7, опыт 19).  Самоудвоение Не-4YХ-декакванта (гелия). Новизна: предположение о репликации атома гелия и его доказательство.

     Биосинтез   (гл. 8, опыт 20).   Матричный синтез  {DY}-гиперкванта. Новизна: предположение о биосинтезе нуклонной последовательности при участии атомов гелия и водорода и его доказательство.

     Интеграция (гл. 9, опыт 21). Объединение Не-4YX-декакванта и {DY}-гиперкванта в  АYX{DY}-суперполиквант. Новизна: предположение об интеграции атома гелия как «сердцевины» и  нуклонной последовательности  как  оболочки в тяжелые  атомы и его доказательство.

     Можно сказать, что во второй части монографии продемонстрирована Эволюция в «миниатюре», интригуя читателя многообещающей развязкой с выведением ожидаемого в таком случае основополагающего правила (принципа, закономерности) в виде «матрицы» и «стереотипов».

     Частью III (Экстраполяция) заканчивается основной  текст. При этом изложены сравнения: а) соотношение квантовых моделей событий атомной эволюции и известных физических событий – субатомных частиц и атомов (гл. 10. Тождества); б) соотношение физических объектов – субатомных частиц и атомов, с которыми идентифицированы  квантовые модели событий атомной эволюции, и биологических объектов молекул, клеток и организмов (гл. 11. Подобия).  Новизна: предположение и доказательство генетической связи атомов и молекул, а также подобий в частности, элементарных частиц с нуклеотидами, протия и нейтрона – с аминокислотами, дейтерия с – РНК, гелия – с ДНК.

     В этой же части (гл. 12. Атом как зачинатель жизни) сделаны выводы о том, что, во-первых, атомы, молекулы, клетки и организмы генетически связаны между собой и, во-вторых, гипотеза атомобиогенеза хорошо согласуется с  теорией повторяемости  в процессе развития (Б.М. Кедров) и что, химическая и биологическая (клеточная и организменная) эволюция, есть по всей видимости,  «расширенное повторение»  атомной эволюции.   

     Таким образом, новизна монографии в целом заключается в том, что ее автор предположил и теоретически доказал существование атомобиогенетической закономерности – сопряжения возникновения и развития жизни с атомной эволюцией. Это – несомненно, большой вклад Н.К. Бейбутова в построение ясной и полной Теории.

     Автор самокритичен и пишет в Заключении: «Полученные в умозрительном эксперименте данные в определенной степени тривиальны. Они представляют в первую очередь теоретический интерес. Однако мы попытались хотя бы таким образом привлечь внимание к альтернативному решению проблемы происхождения жизни. Проблемы «застарелой». Проблемы, «застопоренной» на молекулах».

     Однако можно и нужно поддержать автора, который также пишет в Заключении: «Мы надеемся, что этот скромный труд может явиться стимулом к проведению натурных экспериментов и наиболее полному решению проблемы происхождения жизни, а также к инициации концепции сохранения жизни на нашей планете с учетом всех современных «антропогенных» факторов и реалий – политики, науки, техники, экологии, медицины и др.»

     Единственным недостатком монографии, на взгляд читателя, может быть ее большой объем (почти 15 у. п. л., или 237 страниц, вместо «традиционных» …до 180), но, видимо, для фундаментального труда с выдвижением, построением и проверкой новой гипотезы, автору это пришлось  сделать с необходимостью.

    Думается, монография  Н.К. Бейбутова станет первым научным трудом, раскрывающим фундаментальный фактор происхождения жизни. Полагаю, что рецензируемая работа содержит важные научные результаты и должна быть опубликована для широкого обсуждения.

Зав. лабораторией экологии животных

ФГБУН Прикаспийского института

биологических ресурсов Дагестанского НЦ РАН    

доктор биологических наук                                                                               К. З. Омаров

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить